Мастер-класс для педагогов: «Театрализация на основе фольклорных произведений»
учебно-методический материал (средняя группа)
Мастер-класс для педагогов:
«Театрализация на основе фольклорных произведений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №130 г. Липецка
Мастер-класс для педагогов:
«Театрализация на основе фольклорных произведений»
Воспитатель: Аньшина Е.Н.
г. Липецк, 2022
Цель:
Расширить знания педагогов в вопросах использования в театрализованной деятельности фольклорных произведений через малые фольклорные формы – пословицы.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с эффективным методом использования пословиц в театрализованной деятельности с детьми.
- Повысить уровень педагогической компетенции педагогов.
- Вызвать у участников интерес к использованию пословиц в театрализованной деятельности с детьми.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вместе с вами окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение. Ну что, готовы? Начнём?
Коллеги, наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми фольклорными формами, виден живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются. У них гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Поэтому в работе данного направления поставила перед собой цель: формировать интерес детей к театрально-игровой деятельности через фольклорные формы. Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось много узнать, изучить, постичь сердцем. Я собрала много литературы ( детской, музыкальной, художественной, методической).Мною был подобран материал по народным играм, а также играм со словом, скороговорки, загадки, песенки, прибаутки и т.д.
Театрализованные игры всегда любимы детьми, пользуются у них неизменной любовью. Они помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребёнку свою индивидуальность, показать свои возможности. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Раньше в своей работе я ограничивалась прочтением или рассказыванием сказки, её пересказом. Позже пришла к выводу, что неплохо бы её и разобрать. К каждой сказке можно и нужно подобрать соответствующую пословицу. Этим мы помогаем малышам дать нравственную оценку действиям героев: как пословица применима к сказке.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Без пословиц не проживёшь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи. Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица».
Что же такое пословица? Пословица – это краткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь практическое поучение. Пословица величает труд и тружеников, порицает лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность богатых, заступается за бедных, учит верить в добро, справедливость, правду, уважает науку, просвещение и книги.
Свою работу я начала с выявления уровня развития речевых умений детей. Меня интересовало, насколько дети владеют малыми фольклорными формами. Для детей на начальном этапе работы некоторые вопросы оказались сложными. Дети мало знакомы с пословицами и поговорками, не могли объяснить их значение. Некоторые дети употребляли слова и выражения, не понимая их смысла.
Пополнила библиотеку новой литературой: русскими народными сказками, пословицами, поговорками. С этого момента у нас началась работа с пословицей.
Сейчас я хочу вам представить этапы ознакомления детей с пословицами:
- Знакомство с понятием пословица.
- Внимательное прочтение с детьми пословицы.
- Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.
- Выяснить смысл пословицы в целом, о чём она и чему учит.
- Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации её можно отнести.
- Подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.
Хочу отметить, что вся работа по закреплению знаний о пословицах с детьми проводится с помощью игровых форм. Можно предложить игровое упражнение «Закончи пословицу» или провести д/и: «Подбери героев сказок к пословицам». Например, провести словесную игру «Назови сказку» или, наоборот, назовите пословицы, подходящие по смыслу к какой-либо сказке.
А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а вы отберёте картинку, которая, по вашему мнению, соответствует содержанию, смыслу этой пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор:
- «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»;
- «Маленькое дело лучше большого безделья»;
- «Не одежда красит человека, а его добрые дела»;
- «Нет друга – так ищи, а нашёл – береги»;
- «Человек от лени болеет, от труда здоровеет»;
- «Птица сильна крыльями, а человек дружбой»;
- «Один в поле не воин».
Молодцы!
Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и эта тема неиссякаема.
Так постепенно шаг за шагом мы открываем увлекательный мир театра через пословицу, в котором так много познавательного и поучительного, таинственного и загадочного.
Вот этим направлением в театрализованной деятельности я и хочу с вами поделиться.
Я приготовила для вас пословицы. Я их вам прочту, а вы подберите для них сказку по смыслу:
«Всем хорош, да ума на грош» ( «Колобок»).
«Один за всех и все за одного» ( «Репка»).
«В тесноте, да не в обиде» («Теремок»).
Итак, сейчас мы будем эти три сказки обыгрывать, но не обычным образом.
Хочу предложить вам 3 вида театра:
- Первый, необычный театр – театр ног. Театр ног – это театр движения, это разыгрывание задуманных сюжетов ногами. Вариантов изготовления кукол для театра ног множество – это маски или куклы би-бо-бо на коленях, использование носков и гольф, тапочек и мягких игрушек.
- Второй – удивительный театр тантамарески. Это пальчиковые тантамарески из бумаги, с вырезанными прорезями для пальчиков. Стендовая тантамареска – стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет. Маска-тантамареска – это лист картона с отверстием для лица, с изображением персонажа.
- Третий – театр на палочках или театр на ложках.
Дети старшего дошкольного возраста могут изготовить эти виды театров самостоятельно, вы видите сами, что они просты в изготовлении.
А теперь друзья, давайте заглянем в самое сердце театра - его сцену. У нас много замечательных, талантливых, творческих воспитателей и я предлагаю вам проявить свои е способности и на минуточку стать артистами. (Звучит сказочная музыка, идёт представление).
Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы.
И, конечно, инициатором и организатором, несомненно, должны являться мы воспитатели, для которых эта работа далеко не лёгкая, но благодарная. Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое и бодрое настроение моих детей.
В заключении нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что всё волшебное, тёплое и полезное вы унесёте сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-646409-1478531461.jpg)
Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста на основе фольклорных произведений.
Доклад об использовании фольклора с детьми младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-862223-1481024443.jpg)
Мастер-класс «Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театрализованной деятельности»
Мастер-класс для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-108599-1355373915.jpg)
мастер-класс Обогащение и активизация словаря как основа коммуникативной деятельности
мастер-класс Обогащение и активизация словаря как основа коммуникативной деятельности ...
Мастер-класс по изготовлению народной игрушки на основе ткани "Птичка-невеличка"
изготовление народной игрушки-забавы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-1351429-1635707025.jpg)
мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности
Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-1437247-1669039024.jpg)
Мастер класс для педагогов "Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников."
Мастер класс предназначен для ознакомления педагогов с некоторыми формами устного народного творчества, например моделирование сказок, загадки - близнецы, соединение высказывания из сказок и картинок ...