Мастер-класс для педагогов: «Театрализация на основе фольклорных произведений»
учебно-методический материал (средняя группа)

Аньшина Елена Николаевна

Мастер-класс для педагогов:

«Театрализация на основе фольклорных произведений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №130 г. Липецка

Мастер-класс для педагогов:

 «Театрализация на основе фольклорных произведений»

Воспитатель: Аньшина Е.Н.

г. Липецк, 2022

Цель:

Расширить знания педагогов в вопросах использования в театрализованной деятельности фольклорных произведений через малые фольклорные формы – пословицы.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с эффективным методом использования пословиц в театрализованной деятельности с детьми.
  2. Повысить уровень педагогической компетенции педагогов.
  3. Вызвать у участников интерес к использованию пословиц в театрализованной деятельности с детьми.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вместе с вами окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение. Ну что, готовы? Начнём?

Коллеги, наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми фольклорными формами, виден живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются. У них гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Поэтому в работе данного направления поставила перед собой цель: формировать интерес детей к театрально-игровой деятельности через фольклорные формы. Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось много узнать, изучить, постичь сердцем. Я собрала много литературы ( детской, музыкальной, художественной, методической).Мною был подобран материал по народным играм, а также играм со словом, скороговорки, загадки, песенки, прибаутки и т.д.

Театрализованные игры всегда любимы детьми, пользуются у них неизменной любовью. Они помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребёнку свою индивидуальность, показать свои возможности. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Раньше в своей работе я ограничивалась прочтением или рассказыванием сказки, её пересказом. Позже пришла к выводу, что неплохо бы её и разобрать. К каждой сказке можно и нужно подобрать соответствующую пословицу. Этим мы помогаем малышам дать нравственную оценку действиям героев: как пословица применима к сказке.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Без пословиц не проживёшь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи. Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица».

Что же такое пословица? Пословица – это краткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь практическое поучение. Пословица величает труд и тружеников, порицает лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность богатых, заступается за бедных, учит верить в добро, справедливость, правду, уважает науку, просвещение и книги.

Свою работу я начала с выявления уровня развития речевых умений детей. Меня интересовало, насколько дети владеют малыми фольклорными формами. Для детей на начальном этапе работы некоторые вопросы оказались сложными. Дети мало знакомы с пословицами и поговорками, не могли объяснить их значение. Некоторые дети употребляли слова и выражения, не понимая их смысла.

Пополнила библиотеку новой литературой: русскими народными сказками, пословицами, поговорками. С этого момента у нас началась работа с пословицей.

Сейчас я хочу вам представить этапы ознакомления детей с пословицами:

  • Знакомство с понятием пословица.
  • Внимательное прочтение с детьми пословицы.
  • Выяснить лексическое значение  непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.
  • Выяснить смысл пословицы в целом, о чём она и чему учит.
  • Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации её можно отнести.
  • Подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.

Хочу отметить, что вся работа по закреплению знаний о пословицах с детьми проводится с помощью игровых форм. Можно предложить игровое упражнение «Закончи пословицу» или провести д/и: «Подбери героев сказок к пословицам». Например, провести словесную игру «Назови сказку» или, наоборот, назовите пословицы, подходящие по смыслу к какой-либо сказке.

А сейчас я  приглашаю вас поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а вы отберёте картинку, которая, по вашему мнению, соответствует содержанию, смыслу этой пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор:

- «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»;

- «Маленькое дело лучше большого безделья»;

- «Не одежда красит человека, а его добрые дела»;

- «Нет друга – так ищи, а нашёл – береги»;

- «Человек от лени болеет, от труда здоровеет»;

- «Птица сильна крыльями, а человек дружбой»;

- «Один в поле не воин».

Молодцы!

Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как  пословиц огромное количество и эта тема неиссякаема.

Так постепенно шаг за шагом мы открываем увлекательный мир театра через пословицу, в котором так много познавательного и поучительного, таинственного и загадочного. 
Вот этим направлением в театрализованной деятельности я и хочу с вами поделиться.

Я приготовила для вас  пословицы.  Я их вам прочту, а вы подберите для них сказку по смыслу:

«Всем хорош, да ума на грош» ( «Колобок»).

«Один за всех и все за одного» ( «Репка»).

«В тесноте, да не в обиде» («Теремок»).

Итак, сейчас мы будем эти три сказки обыгрывать, но не обычным образом.

 Хочу предложить вам 3 вида театра:

  • Первый, необычный театр – театр ног. Театр ног – это театр движения, это разыгрывание задуманных сюжетов ногами. Вариантов изготовления кукол для театра ног множество – это маски или куклы би-бо-бо на коленях, использование носков и гольф, тапочек и мягких игрушек.
  • Второй – удивительный театр тантамарески.  Это пальчиковые тантамарески  из бумаги,  с вырезанными прорезями для пальчиков. Стендовая  тантамареска – стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет. Маска-тантамареска – это лист картона с отверстием для лица, с изображением персонажа.
  • Третий – театр на палочках или театр на ложках.

Дети старшего дошкольного возраста могут изготовить эти виды театров самостоятельно, вы видите сами, что они просты в изготовлении.

А теперь друзья, давайте заглянем в самое сердце театра - его сцену. У нас много замечательных, талантливых, творческих воспитателей и я предлагаю вам проявить свои е способности и на минуточку стать артистами. (Звучит сказочная музыка, идёт представление).

Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы.

И, конечно, инициатором и организатором, несомненно, должны являться мы воспитатели, для которых эта работа далеко не лёгкая, но благодарная. Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое и бодрое настроение моих детей.

В заключении нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что всё волшебное, тёплое и полезное вы унесёте сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста на основе фольклорных произведений.

Доклад об использовании фольклора с детьми младшего дошкольного возраста....

мастер-класс Обогащение и активизация словаря как основа коммуникативной деятельности

мастер-класс Обогащение и активизация словаря как основа коммуникативной деятельности ...

мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности

Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....

Мастер класс для педагогов "Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников."

Мастер класс предназначен для ознакомления педагогов с некоторыми формами устного народного творчества, например моделирование сказок, загадки - близнецы, соединение высказывания из сказок и картинок ...