Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста на основе фольклорных произведений.
материал (младшая группа) на тему

Перова Людмила Владимировна

Доклад об использовании фольклора с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор (термин впервые был введён в научный обиход в 1846г. Английским учёным Вильяном Томсом) определяется как художественное творчество народных масс, преимущественно устнопоэтическое. Его называют кладезем народной мудрости, так как в народных произведениях отражался опыт многих поколений. В переводе с английского означает «народная мудрость, народное знание». К фольклорным произведениям обычно относят потешки, приговорки, поговорки, пословицы, приметы, колыбельные, дразнилки, прибаутки, частушки, небылицы, заклички, сказки, попевки, побасенки. Иногда фольклором считают любое народное искусство-музыку, танцы, разные ремёсла и даже верования.

Работая по программе «Социальное развитие» с младшими дошкольниками, я использую фольклор в следующих его проявлениях: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, загадки, колыбельные, скороговорки, чистоговорки, считалки, сказки(русские народные, разных стран, докучные сказки).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Оно представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности. Познавая произведения народного искусства дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, необходимость уважения к человеку, бережное отношение к природе.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В приобщении детей к народной культуре большое место занимают народные праздники и традиции. Их празднование особо важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии культур, интереса и уважения к культурам, традициям разных народов, толерантности. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В фольклорных праздниках мы знакомим детей с разнообразными стилями общения различных сословий, закладываем основы вежливого поведения в различных жизненных ситуациях, а так же со способами установления гуманного взаимодействия со сверстниками, с детьми разного возраста, со взрослыми. Во второй младшей группе могут проводиться «Осенины», «Масленица», «Сороки», «Благовещение», «Троица».

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные недостатки, восхваляются положительные качества. По содержанию пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Ушинский писал: «Может быть ничем нельзя так ввести дитя в понимании народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц. В них содержится много поучительного, зафиксирован опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости. Они посвящены тому, как и чему учить и воспитывать, показывают особенности труда и быта, семье, материнской любви и т.д. Поэтому они служат могучим средством ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим, средством «социализации», приобщения их к истокам родной культуры.

Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания, многие из них посвящены труду, различным сторонам трудовой деятельности. Они выражают уважительное отношение к ней и к людям труда, в них даётся высокая оценка трудового умения и в то же время сурово осуждается лень.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Они предупреждают, что всякое дело требует усилий со стороны человека:

Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения, обращают внимание на важность воспитания детей, прежде всего, формирования активного здорового образа жизни:

Береги нос в большой мороз.

Колыбельная - составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. Они играют громадную роль в ознакомлении ребёнка с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны близки и понятны детям с момента рождения ( это котенька-коток, заинька, собачка и т.п.). Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребёнку со стороны матери, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и его виды труда, жизнедеятельности. Через выражение любви к ребёнку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Колыбельная песня передаёт младенцу материнское отношение к нему. Она звучит нежно, ласково, успокаивающе. Кажется, что в колыбельных найдены и собраны самые красивые, эстетически совершенные образы, выражающие родительскую философию, основой которой является любовь к детям, отношение к ним как «к благу, счастью, смыслу жизни (исследователь и собиратель фольклора А.Н.Мартынова).

Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду...

У кота ли, у кота Колыбелька золота;

У дитяти моего Есть покраше его.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается с раннего возраста. В русских народных сказках заключено богатое содержание в отношении нравственно-эстэтических аспектов рассказываемых тем и идей. В них содержатся правила общения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим. Сказка несёт в себе богатый духовный заряд.

В загадках в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе, отличающие его от других, и по которым необходимо его правильно найти через сравнения их с отдельно сходными. Отгадывании загадок требует внимательного наблюдения предметов и явлений, чётких представлений понятий о всём том, что непосредственно окружает человека в быту.

Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений. Загадка запечатлела опыт народа, его наблюдательность.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе. Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется на музыкальных занятиях, досугах, в процессе народных праздников.

Работая с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, мы знакомим детей с народной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, показываем её красоту, вызываем у детей чувство радости, желание не только рассматривать изделие, но и поучиться воспроизводить их, увлекая национальным изобразительным искусством.

Считалки несут в себе познавательную и эстетическую функцию, служат средством нравственноэстетического развития ребёнка .

Дразнилки выступают как инструмент социальной регуляции детского поведения и являются необходимым средсвом освоения социальных инорм, правил поведения со сверстниками, накопления коммуникативного опыта вступления в контакт, демонстрации себя, развития навыков саморегуляции. Их содержание разнообразно ( о жизни детского сада, семье и т.д.).

Потешки воспитывают у малышей дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания.

Исследования психологов(Л.Н. Павловой, Н.Н. Палагиной и др.), показывают, что народные потешки, песенки, пестушки оказывают на ребёнка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки. потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство-это незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Фольклорные произведения помогают решать задачи различных образовательных областей направления «Социально-личностное развитие» (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми(в том числе моральным), формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлеий о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека , приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения и т.д.), во всех видах деятельности с детьми, режимных моментах, пальчиковых играх. Например: Раздел «Человек в культуре», блок «Русская традиционная культура»,

  1. русские народные праздники:
  • познавательная деятельность - наблюдение за проведением праздника Масленицы в старших группах;
  • речевая деятельность - заучивание стихов, потешек, поговорок к праздникам;
  • музыкальная деятельность- знакомство с народными инструментами: свистулька, рожок, бубен, исполнение народных песен и хороводов на праздниках.

Задачи: конкретизировать первоначальные представления о русских народных праздниках(Масленица), способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора, стимулировать проявление положительных эмоций при вождении хороводов, участии в народных праздниках.

  1. домашние животные:
  • речевая деятельность - рассказывание сказки «Кот, петух и лиса », разучивание и обыгрывание потешек: «Уж ты, котя-коток», «Петушок», отгадывание загадок о животных;
  • музыкальная деятельность- разучивание и исполнение песенок: «Кошка, как тебя зовут», «Плачет котик». «Петушок»;
  • театрализованная деятельность-обыгрывание потешек: «Кисонька-Мурысонька», «Сорока-ворона»; Задачи: формировать первоначальные представления о домашних животных, об их значении в жизни человека, стимулировать проявлние положительных эмоций при обыгрывании потешек, способствовать Проявлению полученных впечатлений в специально организованной деятельности.

Режимный момент: в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребёнку рассказывается о правилах личной гигиены «Водичка, водичка, умой моё личико».

Пальчиковая игра: «Моя семья» - формирует представления детей о семье, о сходстве родственников, близнецов.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, я отмечаю его терапевтический эффект, в силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально - положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольтвия. Занимаясь художественно- творческой деятельностью фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых фольклорных жанров на эстетическое развитие развитие детей младшего дошкольного возраста

В наше время, когда вопросы эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческо...

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

Игры направленые на социальное развитие детей младшего дошкольного возраста

. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания - знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний...

Презентация "Взаимодействие с родителями по социальному развитию детей младшего дошкольного возраста."

quot; Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"Ст.18 Закона РФ "Об...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...

Консультация для родителей: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста на основе ФОП ДО»

Консультация    для родителей:«Художественно-эстетическое развитие детей младшегодошкольного возраста наоснове ФОП ДО» В области художественно-эстетического разви...