Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
материал

Выступление и трансляция личного опыта работы по теме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию программы дополнительного образования: опыт освоения, результативность.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современной системе дошкольного образования важное место отводится нравственно-патриотическому воспитанию,   что является приоритетным направлением политики РФ.

Можно наблюдать, как в наше время во всем мире остро встал вопрос о исторической и культурной памяти народов.
Наиболее актуальным становится формирование нравственно-патриотического сознания, чувства любви, преданности своей семье, Родине, знания традиций, культуры русского народа у детей дошкольного возраста.

Работу  по нравственно – патриотическому воспитанию детей реализую через дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я и моя Родина».

Программа ориентирована на воспитание лучших патриотических и нравственных качеств маленького гражданина и патриота своей страны через возрождение исторической памяти и народной культуры, социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе.

Актуальность программы очевидна и в связи с современными событиями, которые усиливают значение и вес патриотического воспитания детей.

Цель нравственно-патриотического воспитания - формирование и развитие у детей патриотических чувств: любви к своей стране, родному краю, их природным богатствам, культуре, истории, моральным ценностям, национальным и семейным традициям, людям.

Задачи:

1.Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города (посёлка);

2. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению;

3. Воспитывать уважение к труду разных профессий;

4. Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять;

5. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом;

6. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в трудовой деятельности, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Приобщение к культурно-историческим традициям своей Родины, формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников проходит в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Я и моя Родина» - для детей 4-7 лет.

Новизна программы состоит в том, что в основе реализации программы заложена деятельность  по формированию познавательного интереса,  эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет ребенок. Программа даст возможность дошкольнику приобрести определенный социальный опыт. Развитие нравственных и коммуникативных качеств, помогут дошкольнику успешно адаптироваться в социуме.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы - 99. Срок освоения программы: 3 года.

Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня. Образовательная деятельность по реализации дополнительной образовательной программы организуется 1 раз.

В основе программы лежат четыре модуля, которые логически переходят из одного в другой: «Моя семья», «Родной поселок», «Мой край», «Моя Отчизна». Занятия одного модуля повторяются ежегодно в течение всего освоения программы, тематика повторяется в каждой возрастной группе, но изменяется их содержание, объем познавательного материала и его сложность. Через эту программу ребенок приобщается к культурно-историческим традициям своей Родины.

Развитие познавательного интереса, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: к родному дому (семье), поселку,  краю, стране; формирование нравственно-патриотических чувств; развитие навыков продуктивного общения. 

  1. Модуль 1 «Моя семья» направлен на сохранение и приумножение лучших семейных традиций, воспитание духовно – нравственных качеств: любовь к родителям, семье, родному дому, детскому саду. Включает следующие темы: Семья и Я, Мое имя, Моя родословная, История детского сада, Профессия-воспитатель и др. Итоговымявляется мероприятие в форме.«Как мы помогаем родителям».

Ребенок индефицирует себя, как личность; осознает ценность семьи, родителей; ребенок определяет состав семьи, роль каждого члена семьи и пр.

  1. Модуль 2 «Родной поселок» направлен на воспитание патриотических качеств к своей малой Родине, любви и привязанности, родному посёлку; расширение представлений об исторических событиях и  людях п. Абан. Итоговое  мероприятие - «Абан - земля моя Родная».

Ребенок называет наименование своего поселка; знают символику своей малой Родины; называет улицу на которой он живет; знает историю появления своей малой Родины; дети знакомятся с историческими и административными зданиями поселка; знакомятся с выдающимися жителями, которые вошли в историю поселка, края и даже России. Называют занятия коренных жителей.

  1. Модуль 3 «Мой край» направлен на расширение представлений и знаний о Красноярском крае, памятниках истории и природы, знаменитых людях, прославивших наш край, символику Красноярского края. Итоговое мероприятие - «Любовь к земле родится в сердце».
  2. Модуль 4 «Моя Отчизна» направлен на расширение представлений о России, о столице своей Родины; на знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном страны. Итоговым  мероприятием является «Мы дети твои, Земля».

Дети называют наименование своей страны; называют наименование столицы России; знают государственную символику; называют символы государства, с которыми ассоциируется наша страна; называют исторические памятники.

 

Формы и методы работы с детьми:

- Рассказ (диалоги, обсуждения) о достопримечательностях родного края;

- Чтение художественной литературы (в стихотворной и прозаической форме), соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России;

- Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;

- Проведение тематических и фольклорных праздников и развлечений;

- Подготовка и проведение тематических выставок

- Разработка и проведение детско-родительских проектов (досуги, экскурсионные мероприятия, целевые прогулки, викторины, конкурсы, тематические вечера).

- Экскурсии, квесты.

         Формы и методы работы с семьёй:

- Организация фотовыставок, экспозиций детских рисунков и коллажей;    

- Проведение фотоконкурса «Мой родной Абан» (фото на фоне узнаваемого места в посёлке и комментарии к нему);

- Организация выставки рисунков (сотворчество детей и родителей);

-Привлечение родителей к реализации проектов, возможно разработка собственных проектов;

- Вовлечение родителей и детей к участию в социально значимых акциях, патриотической, экологической направленности.

В целом по итогам проведения мероприятий 3 года обучения получены следующие  результаты:

 - у детей сформированы: представления о родном посёлке, о достопримечательностях и знаменитых людях  края, в котором живут дети; патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, представления о Родине – России;  

- повысился уровень  знаний о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы); представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна;

- сформированы представления о Москве — главном городе, столице России; о первом космонавте Ю. А. Гагарине и других героях космоса;

- повысился уровень  знаний о Российской армии».

Результативность (мониторинг, личные наблюдения)

Выводы:

Таким образом, реализация  программы  «Я и моя Родина» позволяет сделать вывод, что поэтапная проведённая работа формирует у воспитанников лучшие патриотические и нравственные качества, помогает приобщать детей к истории семьи, поселка, края, своего народа, воспитывает любовь к Родине, уважение к труду и окружающим людям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...