Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности посредством песочной игротерапии
статья

Самарина Оксана Викторовна

 

Дошкольный возраст является периодом всплеска энергии, эмоциональных переживаний и активности. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Описание неугомонных,  невнимательных,  непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе более века назад.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из самых распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате – заниженной самооценки. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и концентрировать внимание.

Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей в общем сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ: беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость, – часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо, т.е. дислексия, дисграфия, дискалькулия), что ведет к выраженной школьной дезадаптации.

Если говорить о произвольной регуляции поведения гиперактивных детей, то показано, что такие дети испытывают трудности с выработкой стратегии поведения, хуже усваивают инструкции и алгоритмы действий (нужно дробить сложные задания) у них повышено число импульсивных ответов и персевераций (навязчивых повторов) предыдущих действий, их деятельность неустойчива к побочным влияниям.

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях (например, выкрикивание с места, неспособность дождаться своей очереди), в неумении проигрывать, излишней настойчивости и отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). Присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором.

Потому важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к. по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При подготовке игр и упражнений необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причины развития гиперактивного поведения и т.п.

Сегодня поговорим о коррекции СДГВ и развитии навыков концентрации внимания у детей в дошкольном возрасте посредством песочной игротерапии.

Критерии выявления СДВГ у ребёнка:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10.  Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.

Говорить о гиперактивности можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода. Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз. Право на его постановку имеет только специалист: психиатр или невролог.

Коррекционно-развивающая работа может включать в себя игровую терапию, дыхательные упражнения, арт-терапевтические методы, песочную терапию, музыкотерапию, глазодвигательные упражнения,  упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,  кинезиологические упражнения.

Песочная игротерапия - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Они не требуют специальной подготовки. В них можно играть на улице в песочнике, дома вдвоем и в детском саду. При необходимости, песок можно заменить крупой. В ходе игры можно применять любые природные материалы и мелкие игрушки.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

 

                        

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Коррекции поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности посредством песочной игротерапии»

Дошкольный возраст является периодом всплеска энергии, эмоциональных переживаний и активности. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Описание неугомонных,  невнимательных,  непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе более века назад.

Синдром (что значит совокупность симптомов) дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из самых распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате – заниженной самооценки. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и концентрировать внимание.

Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей в общем сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ: беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость, – часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо, т.е. дислексия, дисграфия, дискалькулия), что ведет к выраженной школьной дезадаптации.

Если говорить о произвольной регуляции поведения гиперактивных детей, то показано, что такие дети испытывают трудности с выработкой стратегии поведения, хуже усваивают инструкции и алгоритмы действий (нужно дробить сложные задания) у них повышено число импульсивных ответов и персевераций (навязчивых повторов) предыдущих действий, их деятельность неустойчива к побочным влияниям.

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях (например, выкрикивание с места, неспособность дождаться своей очереди), в неумении проигрывать, излишней настойчивости и отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). Присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором.

Потому важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к. по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При подготовке игр и упражнений необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причины развития гиперактивного поведения и т.п.

Критерии выявления СДВГ у ребёнка:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10.  Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.

Говорить о гиперактивности можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода. Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз. Право на его постановку имеет только специалист: психиатр или невролог.

Коррекционно-развивающая работа может включать в себя игровую терапию, дыхательные упражнения, арт-терапевтические методы, песочную терапию, музыкотерапию, глазодвигательные упражнения,  упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,  кинезиологические упражнения.

Песочная игротерапия - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Они не требуют специальной подготовки. В них можно играть на улице в песочнике, дома вдвоем и в детском саду. При необходимости, песок можно заменить крупой. В ходе игры можно применять любые природные материалы и мелкие игрушки.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

            Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...

Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"

В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода  к коррекции психич...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Адаптированная программа коррекционно - развивающих занятий для нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и пони...