Характеристика развивающей среды в ДОУ
учебно-методический материал

Рыжикова Наталья Александровна

В пространстве детского сада важно обеспечить ребенку свободный выбор предметов и оборудования, чтобы он мог действовать самостоятельно или со сверстниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_razvivayushchey_sredy.docx61.14 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика развивающей среды

В пространстве детского сада важно обеспечить ребенку свободный выбор предметов и оборудования, чтобы он мог действовать самостоятельно или со сверстниками. Уделите внимание информативности развивающей среды, обеспечьте разнообразие материалов и оборудования. Какой должна быть развивающая среда, смотрите на рисунке 1.

Рисунок 1. Как должна себя проявлять образовательная среда

Задача развивающей  среды – сформировать индивидуальность каждого ребенка с учетом его возможностей, активности и интересов. Чтобы это получилось, развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.

Разберем каждое качество отдельно.
          Содержательно-насыщенная среда. Включает средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование  обеспечивает детям:

– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность;
–  двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; 
–      эмоциональное благополучие;

–      возможность самовыражения.

Трансформируемая среда. Подстраивается под образовательную ситуацию, учитывает новые интересы и возможности детей.

Предполагает:

– работу детей в группах и индивидуально;
– уголок уединения;
– открытый доступ к игровым материалам;
– деление пространства на зоны – для обучения, игр и т. д.

– участие детей в организации пространства;
– комфортное и безопасное пребывание детей в переполненных группах;
– комфортное пребывание в группе детей с ОВЗ.

Чтобы сделать пространство более свободным и трансформируемым, приобретите специальную мебель. Например: 

– банкетки, которые можно задвинуть под шкафчики;
– двусторонний стеллаж для книг;
– столы и стулья на колесиках;
– ящики для игрушек, которые можно ставить на полки и т. п.

Если пространство вашей группы небольшое, можно использовать спальню в качестве игровой комнаты, когда дети не спят. Есть специальные кровати, которые можно выдвинуть прямо из шкафчиков

Увеличить пространство раздевалки можно за счет нового дизайна стандартной мебели. Педагог находится на одном визуальном уровне с детьми и легко перемещается по раздевалке

Полифункциональная среда. Означает, что все элементы развивающей среды можно использовать в разных видах детской активности. К примеру, речь о детской мебели, матах, мягких модулях, ширмах. 
Пространство группы нужно организовать под разные образовательные потребности дошкольников, чтобы дети могли и играть, и учиться, и проявлять двигательную активность Из оборудования стоит приобрести:

– контейнеры для хранения игрушек, книг, игр;
– ширмы;
– мягкие модули;
– крупногабаритное игрушки для ролевых игр;
– мебель игровой комнаты;
– текстиль игровой комнаты.

Доступная среда. Дети, в том числе с ОВЗ, должны иметь свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям. Все должно лежать на видном месте, чтобы ребенок мог в любое время воспользоваться нужными материалами

Безопасная среда. Все элементы развивающей среды должны быть безопасными для детей и надежными (правила СанПин, нормативы пожарной безопасности). 

Вариативная среда. В группе должны быть разнообразные пространства, чтобы дети могли конструировать, играть, спать, уединяться и т. п. Также необходимы разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, которыми дошкольники смогут свободно пользоваться. Важно, чтобы игровой материал и предметы группы периодически менялись. Это лучше стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

Письменная характеристика компонентов предметно-развивающей среды.

Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанн...

Характеристика компонентов предметно - развивающей среды в старшей группе № 12 МБДОУ МО Краснодар "Детский сад комбинированного вида №!"

  Данный материал содержит подробное описание предметно - развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ.  Может быть  полезен воспитателям , аттестующимся на первую и ...

Консультация для воспитателей "Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ".

Материал содержит рекомендации, как правильно создать экологическое пространство в ДОУ....

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды детского сада

Дана характеристика компонентов предметно-развивающей среды детского сада...

Построение предметно – развивающей среды (Характеристика компонентов)

 Оформление моего кабинета отвечает ряду требований – комфортность, гармоничность, доверительность атмосферы, зонирование кабинета с учётом направлений работы детского психолога. Цве...