Характеристика компонентов предметно - развивающей среды в старшей группе № 12 МБДОУ МО Краснодар "Детский сад комбинированного вида №!"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Винокурова Наталья Анатольевна

  Данный материал содержит подробное описание предметно - развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ.  Может быть  полезен воспитателям , аттестующимся на первую и высшую категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_komponentov_predmetno.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды старшей группы № 12 МБДОУ МО г. Краснодара «  Детский сад комбинированного вида № 1»                                                                                                                                  

              Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда группы является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно- развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.                                                           В соответствии с ФГТ содержание дошкольной ступени предусматривает одну из форм вариативно - личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в групповом помещении.                                                                                                                                                         При организации  предметно-развивающей среды в старшей группе № 12 мною,  воспитателем  высшей  квалификационной категории  МБДОУ МО г. Краснодара «Детский  сад  комбинированного вида № 1»  Винокуровой Н.А. , было учтено все, что способствовало становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья, уровень общего и речевого развития, а также формирование эмоциональной сферы. В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь учетом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, созданием условий для их развития.                                                                 Создавая предметно-развивающую среду, я учитывала принципы ее построения:   Принцип дистанции;                                                                                                                                              Принцип активности, самостоятельности и творчества ( созданы уголки, где дети могут самостоятельно себя реализовывать) ;                                                                                                                  Принцип комплексирования и гибкого зонирования ( что позволяет детям в одно и то же время, не мешая друг другу, заниматься по своим желаниям и интересам: музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием и т.п.);                                                              Принцип информативности ( разнообразие тематики, многообразие дидактического и информативного материала) ;                                                                                                                               Принцип интеграции образовательных областей ( многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы для одной образовательной области могут быть использованы и ходе реализации другой) ;                                                                                                                                                                  Принцип вариативности;                                                                                                                           Принцип стабильности- динамичности ( предметно - развивающая среда является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в нее регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения, программных задач, времени года) ;                                                                                                                                                                     Принцип открытости- закрытости (развивающая среда построена мною таким образом, что можно легко добавлять в нее разнообразные элементы, а так же убирать уже ненужные);                                                                                                                                                  Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;                                                                                                                             Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (компоненты сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);                                                                                                                                      Принцип  учета половых различий детей.                                                                                                   Предметно-развивающая среда построена мною таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску.                                                                                                                                                                 Интерьер группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации.                                                                                                             Голубой тон стен групповой комнаты создает ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в теплой цветовой гамме  (бежевая), изготовлена по индивидуальному эскизу, разработанному мной с учетом особенностей помещения и последующему зонированию. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой.                                                                                                                       Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую:  учебная зона, центр искусства, уголок кубановедения,  познавательно-речевой центр, книжный уголок, центр науки, центр математики, сенсорный центр, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, уголок уединения, уголок для мальчиков и уголок для девочек, спальное помещение и раздевалка.                                                                                                                                                          Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, репродукции, альбомы, дидактический материал, наборы открыток и фотографий, дидактические игры, счетная и музыкальная лесенка, схемы, модели, плакаты), аудиовизуальные пособия (диафильмы, диапозитивы, магнитофонные кассеты, CD-диски, DVD-диски и материалами нового поколения. В группе имеются технические средства: телевизор, видеоплеер для просмотра CD и DVD-дисков, музыкальный центр, диктофон,  ксерокс;  при необходимости используется мультимедийное оборудование. Материал  подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.                                                                                       Центр искусства помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, оракале, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, монотипия предметная и пейзажная печать по трафарету, пластилинография) , которые постоянно дополняются. В центре искусства  вниманию детей предложены книги из серии « Я учусь рисовать»,  «Искусство оригами», « Я учусь лепить», репродукции картин известных художников, скульптура малых форм, дидактические игры.                                                                                                                          Уголок  кубановедения  представлен  куклами в народных кубанских костюмах, наборами открыток с видами кубанских городов, буклетами, иллюстрированными книгами о природе родного края, о памятных местах, образцами народной вышивки, старинными предметами кубанского быта, плакатами, гербами и флагами Краснодарского края,                         г. Краснодара, гербом и флагом России.                                                                                               Познавательно – речевой центр совмещен с книжным уголком,  где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки,  картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Усилиями педагогов и родителей был создан фотоальбом                              « Давайте познакомимся: это – мы!». Реализуя работу по проекту « Открой мир вокруг себя», собрана коллекция   «Энциклопедия Дисней». Дети знакомятся с глобусом, картами, коллекциями, сувенирами. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. Под руководством педагога дети открыли свою библиотеку. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения    на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.                                                                                                                                  

Центр науки представляет собой зону экспериментирования, уголок природы, материалы и оборудование для труда и опытов. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Мною оформлена картотека проведения опытов. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные, авторские игры « Три корзинки»,  « Кто у кого», « Угадай, кто я».                                                             Центр математики представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия  сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно – проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование. Для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, головоломки, развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование – «Сфинкс», « Тетрис», логические задачи, «Танграм», «Архимедова игра», «Волшебный круг», «Геоконт»,  «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Геометрия в ладошках « Прямоугольники», «Кубики для всех», «Уникуб», палочки Кюизенера. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы.                                                                                                                                                                            Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен  куклами разного пола и профессий, мягкими игрушками разных размеров, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуются коробка для девочек и коробка для мальчиков, в которых  хранится бросовый материал, отходы бумаги, ткани, кожи, меха и пр. для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, там же дети находят детали военной формы, военные атрибуты, детали одежды рыцарей, богатырей, космонавтов, мужские аксессуары, предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, украшения, шляпки, зонтики и большое разнообразие «подручных» материалов.                                                                                                                  Центр строительства представлен разнообразными материалами  со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен фотографиями домов, мостов, вокзалов, схемами и планами построек, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.                                                                                     Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Он  представлен музыкальными инструментами – металлофон, треугольник, маракасы, кастаньеты, колокольчики, бубенцы, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками педагогов. Дети пользуются музыкально – дидактическими пособиями (лесенки из 3,5,8 ступенек, к ним – матрешки, птички и пр., иллюстрации по слушанию, пению, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов), играют в музыкально – дидактические игры на развитие песенного творчества. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный  материал, который используется во всех режимных моментах,  музыкальные произведения классиков и современных композиторов. Музыкальный уголок объединен  с уголком театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров – верховой (куклы бибабо, плоскостные, перчаточные,  дергунчики, куклы – петрушки),  настольный (театр игрушек, картинок, магнитный, вязанный), теневой, маски и шапочки для игр-драматизаций, ширмы, фланелеграф, мягкие игрушки, флажки, платочки, ленты и многое другое.      Физкультурный уголок  оснащен таким образом, чтобы ребенок в течение  дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются массажные коврики;  кегли; мячи и шары из разных материалов, с различными наполнителями, разных диаметров; обручи большие и малые; гимнастические палки; длинные и короткие скакалки и шнуры; кольца; мешочки с песком; мишени горизонтальные и вертикальные; дорожки со следами»;  кольцебросы;  карточки- схемы с изображением различных физических упражнений; настольно – печатные игры, расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни. Устроена «стена осанки» для профилактики нарушений осанки.                                                                                                                Уголок уединения  создан для того, чтобы ребенок мог отойти от общения, подумать, помечтать. Он представлен сухим бассейном, мягкими игрушками, подушками, книгами и настольно – печатными играми.                                                                                                                               В спальной комнате создана атмосфера покоя, равновесия. Стены окрашены в теплый персиковый цвет с учетом того, что окна спальни выходят на  северную сторону и солнечные лучи туда не попадают. Дети спят на раздвижных кроватях, благодаря чему есть возможность задействовать для игровой деятельности и помещение спальной комнаты.                                                                                                                                                 В раздевальной комнате имеется уголок для родителей. Усилиями педагогов организована передвижная педагогическая библиотека, которой пользуются родители. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальной комнате оформляются фотовыставки на темы «Наши мамы и папы – школьники»,  «Вот оно какое, наше лето…»,  «Наши папы – защитники Отечества»,                           « Милая мамочка»,  «Победа деда – моя победа». Вниманию родителей представлено «Дерево благодарности и добрых дел», колонка «Звезда дня».                                                   Предметно – развивающая среда старшей группы № 12 учитывает все направления развития ребенка. Предметно – развивающая среда направлена  на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих  детей  в условиях созданной педагогами группы предметно – развивающей среды (со сверстниками и индивидуально).                                                                                                                                                        Соответствует ФГТ и отвечает всем нормам СанПИН  и нормам безопасности.                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменная характеристика компонентов предметно-развивающей среды.

Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанн...

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды детского сада

Дана характеристика компонентов предметно-развивающей среды детского сада...

Письменная характеристика предметно-развивающей среды в старшей группе

"Письменная характеристика предметно-развивающей среды в старшей группе"...

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды в средней группе. План урока "Осторожно с дверью!"

Выделена роль предметно- развивающей среды в воспитании ребят средней группы. Составлен план занятия "Осторожно с дверью!"...

"Организация и характеристика компонентов предметно-развивающей среды кабинета русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ДОО муниципального дошкольного образовательного учреждения «Большеатнинский детский сад».

Выступление перед педагогами детского сада  на тему:«Организация и характеристика компонентов  предметно-развивающей среды  кабинета русского языка в соответствии с требовани...

Информационный отчет воспитателя Цакоевой М.Д о создании предметно-развивающей среды в старшей группе МБДОУ «Детский сад №19 с. Камбилеевское»

Предметно – пространственная развивающая среда в старшей группе организована с учётом требований ФГОС, авторы развивающей среды - Короткова Н.А. и Доронова Т.Н. (принципы В.А. Петровского), где чётко ...

1.1.4. Информационный отчет воспитателя Джабиевой Л.Д. о создании предметно-развивающей среды в старшей группе МБДОУ «Детский сад №19 с. Камбилеевское»

Предметно-пространственную среду я организовываю по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все м...