Мастер - класс для педагогов "Развивающие игры В.Воскобовича"
консультация (старшая группа)

Агафонова Ксения Сергеевна

Цель: -  повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.

- знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.

 Задачи: - систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В.В. Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masster_klass_dlya_pedagoggov_voskobovich.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов "Развивающие игры В.Воскобовича"

 «Сказочные лабиринты игры»

(по играм В.В.Воскобовича)

Цель: -  повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.

- знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.

 Задачи: - систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В.В. Воскобовича.

 

ХОД мастер-класса:

Вступление: - Уважаемые педагоги! Сегодня я рада приветствовать вас на мастер-классе «Сказочные лабиринты игры» по играм В.В.Воскобовича. разрешите несколько вступительных слов.

     Существует много видов классификации игр. Но во все  классификации входят дидактические игры. Как вы уже знаете, дидактические игры включают в себя игры направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, т.е. развивающие игры.

Развивающие игры – это интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.

Задачи развивающих игр:

Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач, самостоятельность и инициативность.

Развивать образное и логическое мышление.

Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;

Развивать произвольное внимание.

Формировать способы познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей).

 

Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребёнку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

И вот среди многообразия творческих подходов игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая, очень добрая группа игр – развивающие игры Воскобовича.

Основные принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, т.к. игра обращается непосредственно к ребёнку.

Особенности развивающих игр Воскобовича:

   - Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

   - Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

   - Многофункциональность и универсальность.

Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).

   - Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

        Эти игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. С помощью игр Воскобовича воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Важно отметить, что все игры имеют именно сказочный сюжет, а именно в нашей группе представлены два наиболее распространенных пособия – это «Фиолетовый лес» и «Коврограф ларчик», с которыми и на основе которых мы сегодня будем играть, да, именно играть, тем самым погружаясь в сам процесс обучения.

Основная часть (практическая). 

- И первое пособие, с которым мы познакомимся поближе – «Коврограф ларчик», он представляет собой игровое поле из ковролина размером 1м \1м с нанесённой сеткой; в его набор входит:

- разноцветные верёвочки (5 верёвочек длиной по 1м.): ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов.

Данное пособие есть и для детей, оно имеет меньший размер, перед вами именно такой игровой вариант, который используют дети. (у воспитателей на столах расположены коврографы малой формы, разноцветные верёвочки, разноцветные липучки,  кружки из контактной ленты.

- сейчас я вам предложу сказку – задание, которое нужно выполнить вам на коврографе самостоятельно.

- Начнем с самого простого.

1 часть.

Например, такое задание:

Дорожку от домика Дольки к домику Незримки Всюсь соединить и пройти по ней пальчиком  (воспитатели выполняютна коврографе выставляется фигурки героев и с помощью веревочек прокладывается путь от одного к другому.

Но ведь задание можно и усложнить: сначала предложить построить домики с помощью логоформочек, фонариков (показ пособия), я вам предлагаю построить домики для героев на коврографе, ориентируясь на словесную инструкцию: домик Дольки не красный и не желтый, он находится слева вверху, а домик Незримки Всюсь не желтый и не зеленый, он находится справа внизу.

    Так же в набор входят: разноцветные  круги-липучки. С которыми любит играть модница Фифа. И вот она рассыпала свои бусы, которые я вам предлагаю собрать на веревочку в таком же порядке, в котором бусинки разлетелись  по всей полянке, то есть красных три штуки, а за ними только 2 синих, далее  одна зеленая, (воспитатели выполняют задание, собирая «бусы» на веревочку в заданном порядке).

- Уважаемые педагоги, не трудно догадаться, что даже такие несложные задания решают массу задач и развивают интеллект детей – ориентировку в пространстве, умение пересчитывать предметы и располагать их в правильной последовательности, но и не маловажно, что тактильные ощущения только усиливают образовательный эффект.

    Игры обладают многофункциональностью. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

 Работа с корабликом «Брызг-брызг» тоже имеет сказочный сюжет. Этим кораблем командует Гусь – капитан и лягушата – юнги.

- Предлагаю и вам выполнить вместе с ними некоторые задания:

Флажки – сортировка по цвету, количественный счет

На палубе лежат флажки. Гусь-капитан командует: «Разобрать флажки по цветам». Флажков какого цвета больше всего, какого - меньше всего? Сколько флажков красного цвета?

Флажки – счет, условная мерка, соотнесение цифры и количества

Капитан дает команду: Измерить флажками высоту мачт. Сколько флажков помещается на 7 мачте? Сколько на самой низкой? Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между 7 и 5? Какой у нее порядковый номер?

Флажки – сортировка по цвету, определение пространственных отношений (вертикаль, горизонталь, диагональ)

Цветные ряды располагаются по горизонтали, вертикали, диагонали

Флажки – логико-математические задания

Произвольно расположить флажки, затем давать задания

 - Ветер срывает со средней мачты флажки одинакового цвета. Какого?

Потом срывает со второй мачты флажок не красного цвета? Какого?

Затем с остальных мачт слетают флажки такого же цвета.

На мачтах, где осталось по 2 флажка, срывает не голубые. Какие?

Так же, только надевать флажки под диктовку.

Прикрепить зеленый флажок на 4 мачту сверху и т.д.

Флажки – решение задач, состав числа

Отсчитать 9 флажков и повесить их так, чтобы на каждой мачте было по три флажка. Сколько мачт будет с флажками?

Снять с пятой мачты флажки и заполнить ее флажками со 2 и 3 мачт (или 4 и 1) Какого цвета будут флажки и сколько их. Из каких чисел состоит число 5? 

- Как вы уже поняли, у коврографа безграничное количество игр и возможностей их использования не только в математике, но и в ориентировке в пространстве, а так же и для развития художественного творчества, например дети любят игру «Тепло – холодно», таким образом с помощью цветных квадратов ненавязчиво изучаем цветовой спектр – который делим на теплые и холодные цвета, а с помощью разноцветных кругов можно выкладывать узор, который легко затем перенести на бумагу.

      - Но самым интересным, насыщенным по содержанию, полиативности и вариативности  и элементам является образовательная среда «Фиолетовый лес», которая состоит из ковролиновой основы, жестко крепится на стене, размер 1*1,25. Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия.

     Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом (показ методички). В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.

Задачи, которые мы можем решать:

- Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);

- Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);

- Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.

- Развитию аргументированной и доказательной речи;

 Пример: для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.

Предлагаю вам следующее задание:

 «Помоги ежику собрать листочки»

Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.

Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров.

Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.

Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие (предложить одному – двум воспитателям выйти к пособию и выполнить задание).

   Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будут подходить, наклоняться и поднимать их.

Ознакомление с окружающим миром.

Например, многие животные леса осенью начинают готовить себе норки-домики на зиму и начинают их утеплять листочками. И наши ежики и мышки тоже решили утеплить свои норки.

Задачи: - закрепление умения выделять размер: большой, средний, маленький; - развитие умения группировать по размеру.

Оборудование и материалы: желтые листочки трех размеров, ежики двух размеров, мышка.

Игровая ситуация: В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Ежики и мышки начали готовиться к спячке, но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу ежики увидели желтые листочки, упавшие с деревьев, и решили ими утеплить свои норки. Большой ежик решил собрать большие листочки, маленький – средние, и тут они услышали писк. Это мышка прибежала за маленькими листочками. Норки получатся теплыми, уютными и красивыми.

Задание: Помочь ежикам и мышке насобирать листочки нужного им размера.

Всегда надо ориентироваться на способности, знания и умения детей. Для кого-то мы начинаем с одного цвета и разных размеров, а кому-то можно подключать и цвет и размер.

«Украсим деревья листочками»

Задачи: - закрепление представления об основных цветах; - развитие умения группировать листья на основе цвета.

Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.

Игровая ситуация: Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?

Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе – синими и желтыми).

Сопутствующим оборудованием по играм  Воскобовича  является «Математические корзинки», с ними можно научить детей соотносить число и цифру – так запоминается веселее и быстрее, они есть двух видов – со счетом до 5 и до 10-ти. 

   В предложенной автором инструкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малышом. Также ребенок в ходе игры выполняет задания на развитие мелкой моторики рук: разукрашивает, обводит и штрихует грибы. «Математические корзинки» являются универсальной игрой для детей от двух лет и старше.

Например, такое задание: - помогите своим друзьям сложить в корзины грибы-вкладыши. При этом педагог выясняет, кто собрал грибов больше, а кто меньше? Сколько грибов необходимо положить в корзину, чтобы она была полной? (воспитатели выполняют задание).

   Затем задания усложняются.

Кораблик «Плюх-Плюх»

   Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения.

- На  мачте корабля прикрепите определенное количество флажков, соответствующее цифре под нею, рассортировав их по цвету и величине, обязательно скрепив все мачты шнурком (воспитатели выполняют задание).

- Невозожно поиграть во все пособия, имеющиеся в нашей группе, но познакомиться с ними необходимо, итак, это такие игры, как:

«Квадрат Воскобовича»

-Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более.

Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и прочие сказочные герои.

«Квадрат Воскобовича»  является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное  мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие психологические процессы. Важно, что данное пособие компактное и практичное. «Квадрат Воскобовича» можно всегда носить с собой и при возникшей возможности поиграть с детьми.

 «Волшебная восьмерка»

Вариативность: - работа на игровом поле или на столе; - вытаскивание палочек, подсовывание под резиночку; - одноцветное и разноцветное выкладывание палочек (поворот); - работа одной и двумя руками; - работа со словесной инструкцией: покажи, положи, найди…; - моделирование из палочек на столе (заборчик, домик, цветочек)

 «Прозрачный квадрат»

В игре с волшебными льдинками озера Айз можно накладывать пластинки друга на друга, совмещая закрашенные части. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.  

«Игровизор» - представляет собой альбом из двух листов. Лист-основа выполнен из картона, второй лист – пленка, на которой можно рисовать маркером из этого комплекта. Все нарисованное легко стирается бумажной салфеткой. Возможность многократного использования этого пособия делает его еще более привлекательным. Достаточно подложить под пленку лист с графическим изображением (прописи, лабиринты или раскраску) и вот уже задание для малыша готово.

 

      И в заключение, уважаемые педагоги несколько небольших рекомендаций:  

     В ходе игры необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого попросите малыша комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения.

      Следует отметить, что игры Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим устраивайте небольшие перерывы, выполняйте с детьми разминку.

     Игры Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с ребенком на протяжении 10 минут, потом отложите игру. Через время можно вернуться к  выполнению заданий. В ходе игры запаситесь терпением,  не критикуйте ребенка  в  случае неудачи. Радуйтесь победам малыша и чаще его хвалите.

     Методика Воскобовича предполагает партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком в процессе игры. Малыш окружен непринужденной интеллектуально-креативной атмосферой.

     Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по развивающей игре «Читайка на шариках» В.В. Воскобовича.

Представление мастер-класса  по развивающей игре «Читайка на шариках» В.В. Воскобовича....

Мастер-класс «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Коврограф ЛАРЧИК

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество.  Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.Главная отли...

Мастер-класс для родителей «Играем в развивающие игры Воскобовича дома»

Цель: освоение и последующее применение технологии  Воскобовича родителями в домашних условиях. Задачи: 1.Демонстрация  участникам мастер-класса различные возможности использования...

Мастер-класса «Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - как средство интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста».

Развитие интеллектуальных итворческих способностей детей дошкольного возраста - через равивающую технологтю Воскобовича....

МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».

Задачи:- познакомить воспитателей с развивающими играми В. В. Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми.- развивать творческий познавательный интерес к играм В. ...

Мастер – класс «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В. Воскобовича).

Мастер – класс  «Сказочные лабиринты игры»(по играм В.В. Воскобовича)...

Мастер-класс по развивающим играм В.Воскобовича

Для повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми....