«Использование блоков Дьенеша в образовательной деятельности детей в дошкольном возрасте»
статья (средняя группа)

Волкова Надежда Ивановна

«Использование блоков Дьенеша в образовательной деятельности детей в дошкольном возрасте»

Логические блоки Дьенеша давно заняли заслуженное место среди развивающих игр для дошкольного возраста. Это уникальные игры для всестороннего развития детей. Игры развивают логическое математическое мышление, помогают раскрывать творческие способности детей, ориентировке в пространстве. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 деталей разных цветов, размеров, разной геометрической формы. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических представлений.

Каждая геометрическая фигура имеет четыре характеристики форму, цвет, размер и толщину. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Карточки с характерными символами часто используются в играх с логическими фигурами. Знакомство детей с характерными символами является важной ступенькой к формированию логического мышления. На карточках традиционно указываются характеристики блока (цвет, форма, размер и толщина).

Использование логических блоков Дьенеша в образовательном процессе с дошкольниками способствует:

Формирование у детей представлений о свойствах предметов развитие у детей умения решать познавательные задачи, через развитие мыслительных умений (анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование), умения кодировать-декодировать, выполнять логические операции с использованием слов «и», «или», «не», «все», «любой» развитие элементарной алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме как предпосылок умения управлять своим поведением и планировать свои действия развитие умения решать личностные задачи адекватные возрасту через создание и реализацию замыслов ,развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности, настойчивости.

Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Логические блоки можно использовать:

в подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;

как настольно-печатные: изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки» в сюжетно-ролевых играх:

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”.

Формы организации работы с логическими блоками:

Комплексные и интегрированные занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности.

Игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

Вне занятий, в предметно — развивающей среде (изобразительная деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Этот набор можно использовать как дидактический материал в процессе непосредственно образовательной деятельности решая задачи образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Хочу заметить, что чем раньше ребёнок знакомиться с блоками, как часто и последовательно с ними работает, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр. Когда дети освоят простейшие логические операции – можно переходить к более сложным задачам. Далее предлагала игры с использованием простых алгоритмов (работа со стрелкой, которая указывает направление), проблемные задания типа «как сделать толстое колесо из 2 тонких.

Для систематической работы с дошкольниками одной группы на протяжении всего дошкольного возраста требуется один набор объемных логических блоков и 6 - 8 наборов плоских логических фигур.

Наряду с логическими блоками также можно использовать карточки, на которых обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) при помощи условных знаков.

Применение таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств геометрических фигур. Эти способности и умения также можно развивать в процессе выполнения различных предметно - игровых действий.

Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно — образного к наглядно - схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

В зависимости от возраста дошкольников можно использовать комплект по частям. Например, сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине или разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине. И только потом использовать полный комплект фигур. Ведь чем разнообразнее действия с материалом, тем сложнее ребенку сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Логические блоки могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач, так как они представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник).

Прежде чем приступить к играм и упражнениям с логическими блоками, нужно, чтобы ребенок самостоятельно познакомился с ними. Ребенок может использовать их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе выполнения различных действий с блоками дети определят, что они имеют различные свойства. Также не стоит заострять внимание детей на термине "блок". Ведь для ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми лучше пользоваться словом "фигура".

Игры с блоками Дьенеша можно предъявлять детям в следующей последовательности:

конструирование и моделирование

изучение цвета

изучение форм

изучение свойств

сравнение, классификация и обобщение

работа с карточками свойств

выполнение логических заданий и построение алгоритмов.

Всё это производится в игровой форме, непринуждённо и с интересом!

Младшим дошкольникам предлагала простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.

У игр и упражнений есть три варианта сложности. Вначале дети оперируют одним свойством (круглые), на следующем этапе осваивают 2 свойства (цвет, форма), затем 3 3(цвет, форма, размер). Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются:

Использовать игры и упражнения с блоками можно как предлагать на занятиях, так и в свободные часы дома, и в детском саду. Их можно дополнять и другими развивающими игровыми заданиями, вносить новые игровые задачи, действия, изменять сюжет и роли, то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Игры с блоками Дьенеша станут хорошими помощниками при подготовке к школе. Если работа с ними будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате. Тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы школы.",

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование блоков Дьенеша в образовательной деятельности по математики с детьми дошкольного возраста"

В дошкольной педагогике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности ма...

Перспективное планирование использования «Блоков Дьенеша» в образовательной деятельности «Познание» с детьми младшего возраста.

Перспективное планирование внедрения "Блоков Дьенеша" в ООД по ФЭМП  с детьми младшей группы ....

План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...

План по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Цель работы: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и м...