проект исследовательской деятельности "Эх, вы, ложки, ложечки мои"
план-конспект занятия (младшая группа)

Аргентова Жанна Ришатовна

дать представление о разнобразии ложек  - по фоме, размеру, материалу.

обучать приемам поисково-исследовательской деятельности при пределении качественных характеристик металлической и деревянной ложек; закрепить обобщающее слово посуда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_issledovatelskaya_deyateliost_lozhka.docx56.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Проект исследовательской деятельности

«Эх, вы, ложки, ложечки мои»

Автор проекта:

Аргентова Жанна Ришатовна

воспитатель второй младшей группы №7

г. Сыктывкар, 2023 г.

Проект исследовательской деятельности

Введение.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. Дать представление о разнообразии ложек – по форме, размеру, материалу.

Глава 2. Практическая часть

2.1.    Обучать приемам поисково-исследовательской деятельности при определении качественных характеристик металлической и деревянной ложек; закрепить обобщающее слово «посуда».

2.2.     Развивать зрительный анализ, умение обобщать предметы по данному признаку, сравнивать, исключать «лишние» предметы, познавательный интерес детей к исследовательской деятельности.

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Введение

Актуальность

«Дорога ложка к обеду» - так гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, так как ложка – это самый практичный предмет из всех столовых предметов.

На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека. Почему сегодня мы кушаем из металлических ложек, а не из деревянных, как в старину. Чем они отличаются друг от друга?

Цель: развитие познавательно - исследовательского интереса детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете ложке, используя исследовательский метод обучения.

Задачи:

- формировать устойчивый познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл);

- обогащать представления детей о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям);

- формировать представления о действиях исследовательского характера.

Оборудование: разные виды ложек, тазик с водой, деревянная палочка, магнит, мешочек с игрушками и предметами домашнего обихода.

Объект исследования: ложки
цель: Выяснить в чём различия между деревянной и металлической ложкой. Какие ложки лучше?
гипотеза:
1. Деревянной ложкой лучше кушать горячие блюда, чем металлической.
2.  Деревянные ложки используют не только для еды, но и для игр.

Глава 1. Теоретическая часть

Кушать кашу понемножку
Нам с тобой поможет…(ложка).
Суп, картошку и окрошку
Ни за что не съесть без …(ложки).

Ложка пришла к нам из далека, из давних древних времен. И была она тогда совсем не такой красивой как сейчас. В старину ложки делали из косей животных, рогов, раковин, ореховой скорлупы, из дерева.
Такой полезный прибор, как ложка нужен нам каждый день. Без нее не обойтись.
Ложки бывают разные: чайные, суповые, десертные.
Для чего нам нужна чайная ложка?
- Чтобы мешать чай, кушать ягоды в компоте.
А для чего ложки суповые?
- Для того, чтобы есть суп.
А что едят десертными ложками?
- Десертными ложками едят разные десерты: мороженое, торт.
Различаются ложки и по форме. Бывают круглые, бывают овальные.
Есть ложки большие, а есть маленькие, деревянные, металлические.

-Что нужно делать, чтобы ложка служила долго?
- Нужно ее беречь, ухаживать за ней.
А как ухаживать за ложкой?
- Каждый раз после еды ложку нужно чисто мыть.

Мне ни как нельзя без ложки.
Без нее не обойтись.
Ложкой кушаю картошку,
Суп, варенье и окрошку.
А потом после еды
Не жалею я воды.
Мою ложку я старательно,
Вытираю обязательно.

Ребята, а еще я предлагаю вам посмотреть, какие красивые ложки делают наши русские мастера. Это настоящие произведения искусства.
Сейчас мы чаще всего пользуемся металлическими ложками. А вот такие красивые деревянные ложки служат как украшение и еще как музыкальные инструменты. Музыканты играют на ложках.

Глава 2. Практическая часть.

Опыт 1 «Материал изготовления»

Из какого материала изготовлены ложки (металл и дерево)

 Как можно еще узнать, какая ложка из металла (с помощью магнита). Использование магнита.

Вывод: железная ложка притягивается магнитом, а деревянная нет.

Опыт 2 «Все ли предметы одинаковой поверхности»

-Пощупайте, какая на ощупь?

Вывод:(металлическая -холодная, гладкая; деревянная- шершавая).

Опыт 3 «Мягкий -твердый»

-Как вы думаете, мы сможем постругать деревянную ложку? У нас получится? А металлическую? Показ обстругивания деревяннойметаллической ложек. Ребята, а почему деревянная палочка легко стругается, а металлическая нет? Как вы думаете? –Дерево мягче, чем металл.

Вывод: (дерево-мягкое, а металл-твердый).

Опыт 4 «Звук»

-Давайте проверим, если постучать металл о металл, а дерево о дерево, какой звук мы услышим? Возьмите две металлические ложки и постучите их спинками (дети стучат ложками-работа в паредеревянными)

Вывод: выясняют, что у дерева звук глухой, а у металла более звонкий.


Опыт 5 «Исследования прочности»

-Давайте попробуем согнуть, ложечки гнутся по-разному, деревянную можно сломать. Посмотрите -вот деревянная палочка, если приложить усилия, то он сломается. А металлическая прочная.

Вывод: деревянная ложка не такая прочная как металлическая.

Опыт 6 «Тонет-плывет»

-Какая ложка тяжелее? Опустите в воду. Почему металлическая утонула, а деревянная нет?

Вывод: Металл плотный материал, тяжелый, а дерево пористое, легкое.

Обобщение знаний:

1. Металл- притягивает магнит, гладкий, холодный, твердый, издает звук, прочный, тяжелый, тонет в воде.

2. Дерево- шершавое, мягкое, издает глухой звук, менее прочное, пористое, легкое.

Заключение:

1. Узнали о том, что в старину  люди делали  ложки  из дерева, а сейчас их изготавливают на заводе из различных материалов (металл, серебро, золото, пластмасса).

Основные виды ложек - столовые, десертные, чайные.

2.  Выяснили, что между деревянной и металлической ложкой есть много отличий:

● Дерево мягче, чем металл.

● Деревянной ложкой лучше есть горячую еду, так как пища в ней быстрей  остывает и мы не обжигаемся.

●  Деревянная ложка легче, чем металлическая.

● Звонче ударяются металлические ложки, но деревянные издают

более мелодичный звук.

3. Таким образом, мы подтвердили первую гипотезу о том, что деревянной ложкой лучше кушать горячие блюда, чем металлической.

Но такая ложка недолговечна – краска на ней быстро стирается, поэтому сейчас мы едим металлическими ложками с удобными тонкими ручками.

Верной оказалась и вторая гипотеза - деревянными ложками можно не только кушать, но еще использовать для игр.

Деревянные ложки используют как народный музыкальный инструмент.

Список используемых литературы:

1. Альбом - деревянные ложки. - Режим доступа: http://www.tatianka.ru/clubs/gallery/user/leonid7/139/. - Загл. с экр.

2. История ложки. - Режим доступа: http://evolutsia.com/content/view/73/. - Загл. с экр.

3. История народных промыслов. - Режим доступа: http://www.narpromysel.ru/page/page8.html. - Загл. с экр.

4. Ковалёв В.М, Могильный Н.П.Русская кухня: традиции и обычаи. – М., «Советская Россия», 1992.- 255 с.

5. Ложки - Википедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0. - Загл. с экр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Ах, ложка-ложечка!"

Проект «Ах, ложка, ложечка» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлен...

Презентация проекта "Ложка-ложечка"

Актуальность проектаКаждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь...

Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)

Цель: Познакомить детей с орнаментом хохломской росписи. Задачи: 1. формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 2. обогащать словарь детей (хохломская роспись, завитки, т...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическому развитию» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)

Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»...

Проект мини - музея «Ай-да ложка, ложечка»

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздни...

Проект исследовательской деятельности «Эх, вы, ложки, ложечки мои»

Проект исследовательской деятельности«Эх, вы, ложки, ложечки мои»...