«Особенности организации и планирование работы в центре литературы младший дошкольный возраст»
консультация (младшая группа)

Козлякова Наталья Александровна

«Особенности организации и планирование работы в центре литературы младший дошкольный возраст»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности организации и планирование работы в центре литературы младший дошкольный возраст»

Значение художественной литературы для речевого развития дошкольников в ДОУ.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведений, так и выполнение творческих заданий. Всё это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

В работе с детьми особое значение имеет обращение к художественной литературе. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности является определяющей позицией данного направления.

Ознакомление детей с книгой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является создание в детском саду (группе) центра художественной литературы. Каждая возрастная группа имеет свой книжный уголок, но хорошо иметь и общий книжный уголок для целого дошкольного учреждения.

Труд детей совместно с воспитателем в книжном уголке необходимо организовать в течение всего года.

Требования к книжному уголку (центру) в дошкольном учреждении.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Удобное расположение (спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума);

Хорошая освещенность, чтобы дети не портили зрение;

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Характеристика художественной литературы в книжном уголке разновозрастных групп детского сада.

Младшие группы. В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр.)

В книжной витрине выставляются, как правило, немного (4–5) книг, особое предпочтение отдается книжкам картинкам. Однако у воспитателя должно быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Срок замены книг 2–2,5 недели. В уголок помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Так же здесь должны находиться небольшие альбомы для рассматривания (тема «Игрушки», «Игры и занятия», « Домашние животные» и т.д.)

Средние группы. На книжную витрину можно помещать одновременно 10–12 разных книг на разную тематику. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2–3 сказочных произведений. Постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью. На витрине должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь переживать прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же возрасте срок ее пребывания в нем составляет 2–2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать ее с полочки, не дожидаясь намеченного срока. Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенную тематику, альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книге.

Содержание знаний детей различных возрастных групп о развитии речи посредством ознакомления с художественной литературой.

Младшая группа. Ознакомление детей младшей группы 3–4 лет с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать детское внимание на образный язык произведений, привлекая к повторению отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если дети повторяют интонацию воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Работа по ознакомлению с художественной литературой ставит задачи формирования эмоционально – образного восприятия произведений, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи. Знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки» и т.п.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З.Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, эмоциональное настроение.

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

При повторном чтении дети начинают запоминать стихотворные строчки, усваивают смысл стихотворения, обогащают свою речь тем, что запоминают отдельные слова и выражения.

Необходимо обращать внимание детей на картинки: они помогут им находить правильные грамматические формы и называть точное слово, обозначающее предмет, его действия, признаки, качества, характеристики.

Дети данного возраста учатся разным способам словоизменения и словообразованию и построению разных типов предложений. Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия, составлять сюжетный рассказ по картине, рассуждать, объяснять.

Средняя группа. Углубляется работа по восприятию детьми литературных произведений. У них вырабатывается способность глубже вникать в содержание произведения, они ярче выражают свое отношение к героям произведений и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства.

Внимание детей средней группы можно останавливать не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, развития у них «чувства поэтического слова».

После рассказывания необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведений, и самые простые – по художественной форме. Только такой анализ дает возможность воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы.

Очень важно правильно продумать и поставить вопросы после чтения произведений, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Правильный анализ литературного текста делает художественную речь достоянием самого ребенка, а в последующем она станет осознанно включаться в его речь, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание.

При чтении стихотворений воспитатель развивает у детей средней группы способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения.

Чтение художественных произведений доводит до осознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают использовать это богатство в словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, выразительности, меткости, образности.

Основные методы ознакомления с художественной литературой

Основными методами являются следующие:

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2.Рассказывание воспитателя.

Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Приемы обучения рассказыванию.

1. Рассказывание по вопросам представляет по существу ответы детей на вопросы, задаваемые воспитателем в определенном порядке.

Важно вопросы составить заранее и таким образом, чтобы вопросы были понятны детям, чтобы они могли наиболее полно и последовательно передать содержание рассказываемого. Этот прием обучения используется во всех группах детского сада и на разных занятиях. Самое широкое применение этот прием имеет в младшей группе, поскольку дети трех-четырех лет неспособны к самостоятельному составлению рассказа.

В средней и старшей группах рассказывание по вопросам применяется в отдельных случаях и служит подготовительным этапом к самостоятельному рассказу, например на занятиях по картине, при пересказе литературного произведения.

2. Рассказывание по образцу. Образцом для детского рассказа может служить рассказ воспитателя или же литературное произведение, народная сказка. Образец, на котором дети учатся, должен быть им доступен для подражания. Это требование относится как к содержанию, так и к языку. В качестве образца для рассказывания мы должны выбирать более простые рассказы, чем для слушания, так как слушать и понимать легче, чем самому рассказывать.

Рассказ воспитателя может учить только тогда, когда он обладает качествами, которые должен заимствовать ребенок (связность, последовательность изложения, грамматическая правильность; точность языка). Рекомендуется после рассказа-образца давать детям указания, о чем и как они должны рассказывать.

Рассказывание по образцу как прием обучения применяется в средних и старших группах.

3. Рассказывание по указаниям. Воспитатель дает детям тему для рассказа и указания, как рассказывать. Указания к рассказыванию должны быть сформулированы кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.

В детском саду в средних и старших группах проводятся разнообразные занятия по обучению рассказыванию. Это рассказы детей о том, что они сами пережили или наблюдали, пересказ литературных произведений, придумывание рассказов по картинкам или на темы, предложенные воспитателем, дидактические игры с рассказыванием и с описанием предметов.

3.Инсценирование.

Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Дети дошкольного возраста не только благодарные, увлекающиеся слушатели, но и зрители. Они любят смотреть спектакли кукольного или теневого театров, кукольные представления. Эти зрелища для детей имеют воспитательную ценность. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство, сценическое искусство.

Инсценирование художественных произведений требует от воспитателя предварительной подготовки, которая заключается в следующем: работа над передачей выразительности текста произведения, подбор игрушек, кукольной обстановки и других предметов, репетиция спектаклей игрушек, чтобы овладеть наиболее удобными и экономичными движениями для передачи действия кукол. Подобные спектакли игрушек, как полезное и радостное развлечение, можно показать детям в часы игр во вторую половину дня.

4.Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!» или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Планирование работы в августе в младшем дошкольном возрасте.

Беседа «Наши семейные  традиции и увлечения»Консультация «Бережное отношение людей  к природе и животным окружающих нас»Стендовая информация «Правила по охране ...

Из опыта работы "Особенности организации предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста"

В данной разработке представлены особенности построения  предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста....

Особенности проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой младший дошкольный возраст

Художественная литература в детском саду способствует полноценному личностному формированию. Основными методами ознакомления дошкольников с произведением являются следующие:1. Чтение воспитателя ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...