«Применение электронных образовательных ресурсов для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Солонецкая Людмила

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила старший воспитатель Солонецкая Л.А. «Применение электронных образовательных ресурсов для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста » Консультация для педагогов

Слайд 2

В современных условиях развития российского общества успех каждого человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми в независимости от возраста и менталитета, быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию, принимать соответствующие решения и действовать согласно им. Дошкольное детство, являясь возрастом первоначального становления личности ребенка, чрезвычайно важный период развития человека.

Слайд 3

Однако в настоящее время, по мнению Волкова Б.С. коммуникативные способности, основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера.

Слайд 4

Вопросами «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова , В.С. Мухина, Т.А. Федосеева, В.С. Селиванов, Я.Л. Коломенский, Л.А. Венгер . Также Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина. Современные специалисты в области общения детей со взрослыми и сверстниками (Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е, Смирнова Е.О.) рассматривают формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников.

Слайд 5

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования говорится, что образовательная программа ДОУ должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации , его личностного развития… на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». В свою очередь одним из условий успешной социализации дошкольников Программа называет коммуникативные качества. Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей является актуальной социально-педагогической проблемой, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, и в целом – успешность социальной адаптации детей. Коммуникативные способности – индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

Слайд 6

По мнению Чернецкой Л.В. коммуникативные способности включают в себя три основных составляющих, на которых они основываются и без которых не могут существовать. Первая составляющая коммуникативных способностей – это «область желания», включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступить в контакт с окружающими. Вторая составляющая коммуникативных способностей – «область знания» определяется тем, насколько ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении. Третья (поведенческая ) составляющая коммуникативных способностей – способность к общению «область умений». Только при наличии всех трех гармонично развитых составляющих можно говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей. Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов.

Слайд 7

Главной стратегической задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования , в том числе и дошкольного, является повышение эффективности использования в образовательном процессе современных образовательных технологий. Образовательная технология – это система взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по реализации проектированию (планированию ), организации, регулированию и корректированию образовательного процесса на основе реализации функций контроля и самоконтроля с целью достижения конкретного результата при обеспечении благоприятных условий всем участникам образовательного процесса. Электронные образовательные ресурсы в детском саду

Слайд 8

В числе других, к образовательным технологиям относится и информационно-коммуникативная, или компьютерная технология (Г. Н. Селевко ). Сегодня уже можно говорить, что внедрение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является значимым фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного применения. До сих пор отсутствует методика использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе , систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно- методические требования к компьютерным занятиям.

Слайд 9

Но, в тоже время, современные образовательные стандарты и нормативы указывают на возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе вместе с печатными (или вместо них). Отметим преимущества современных ЭОР:  широта распространения;  мультимедийность (возможность разместить видео- и аудиоматериалы, создать компьютерную анимацию); интерактивность (при работе с ЭОР часто используются небольшие модули и гиперссылки); доступность (ЭОР могут быть выложены на сайте и т.п.).

Слайд 10

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества », формирование исследовательский умений, умений принимать оптимальные решения. Таким образом, можно сделать вывод, что применение электронных ресурсов можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Именно использование электронных образовательных ресурсов позволяет оптимизировать педагогически процесс, повышать познавательную активность и познавательный интерес детей, значительно повысить эффективность любой деятельности.

Слайд 11

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять в рамках специально организованной педагогической работы. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста предполагает: научение общению на основе развития умений коммуникативного взаимодействия, развития монологической и диалогической речи, сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе, формирования эмоционально-нравственных основ поведения и общения; научение сотрудничеству на основе умения следовать словесным инструкциям, контроля своих действий в условиях коллективного взаимодействия, воспитания доверия и чувства ответственности развитие умения активно слушать на основе умения общаться на вербальном и невербальном уровнях, развития слухового восприятия, умения формулировать вопросы, выделять основную мысль, умения использовать прием активного слушания; развитие умения перерабатывать информацию на основе умений устанавливать логические связи , делать умозаключения , аргументировать свою точку зрения; развитие умения «конструировать» свое высказывание на основе умения точного и лаконичного изложения своих мыслей, умения давать доброжелательную оценку, устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми. Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 12

В соответствии с этим развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в нескольких направлениях: учить детей общению; учить детей сотрудничать; развивать умение активно слушать;  учить перерабатывать информацию; учить «конструировать» текст для другого человека – взрослого и сверстника. Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – длительный по времени, систематический и целенаправленный процесс. Мы предлагаем использовать ЭОР для решения конкретных задач, входящих в состав такого понятия, как коммуникативные качества. с другими людьми .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие незнайки в город».

Тема: "Путешествие Незнайки в город".Возраст целевой группы :5-7 лет.Цель пособия: Уточнение и закрепление знаний правил дорожного движения.Задачи пособия:1. развивать внимание;2. развивать умение реш...

Цифровой образовательный ресурс «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Цель электронного пособия – развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.Мультимедийная презентация дает возможнос...

Электронный образовательный ресурс "Домашние животные" для детей среднего дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста и может быть использована на занятиях в дошкольных образовательных организациях. Презентация представлена в виде кар...

Электронный образовательный ресурс "Царство грибов" для детей старшего дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста и может быть использована на занятиях в дошкольных образовательных организациях. Презентация представлена в виде картинок с под...