Цифровой образовательный ресурс «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Цель электронного пособия – развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.
Мультимедийная презентация дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Выступление на презентации ЦОР по теме:

«Развитие познавательных способностей

детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила

педагог-психолог

Артамонова Р.Ф.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Представляю Вашему вниманию ЦОР по теме «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использование в дошкольном учреждении компьютерных технологий, которые позволят по-новому организовать процесс обучения и развития.

Цель электронного пособия – развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Мультимедийная презентация дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Она может быть использована на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Используется для группового и индивидуального обучения, а также как целое занятие или его часть:

  • на этапе диагностики;
  • введения нового материала;
  • закрепления материала;
  • контроля знаний.

Психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает в себя несколько составляющих, одна из которых умственная  или познавательная  готовность — а именно, достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений.

На основании полученных данных психологической диагностики, которые проводятся в детском саду, данное электронное пособие позволяет в привлекательной для детей игровой форме строить коррекционно-развивающую работу.

При проведении занятий должны соблюдаться 5 принципов:

1. Принцип развивающего обучения

2. Принцип систематичности и последовательности обучения

3. Принцип доступности

4. Принцип индивидуализации

5. Принцип связи с жизнью

При условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

  • дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
  • у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
  • презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).

Занятия проходят с соблюдением требований санитарного законодательства. Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин.

После занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

Далее по слайдам приводятся примеры заданий и упражнений, которые направлены на развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В дошкольном периоде  у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Предлагаемые задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным.

Пособие было представлено родителям воспитанников. Некоторые из них занимаются с детьми дома, используя диск с презентациями. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях.

Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагогов, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.

Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через художественное творчество".

Данная программа составлена по области "Художественное творчество" и рассчитана на детей подготовительной группы....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....

«Ландшафтный дизайн как один из ресурсов развития познавательной активности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Ландшафтный дизайн как один из ресурсов развития познавательной активности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

Методическая разработка. НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) с детьми старшего дошкольного возраста. Русский народный костюм – хранитель истории

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.Задачи:     1. Продол...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Обучение детей Правилам дорожного движения не просто актуально на сегодняшний день, но и, несомненно, жизненно необходимо. Согласно мониторингу, причиной дорожно-транспортных происшествий довольно час...