Развитие нравственности у детей с помощью экологических сказок
консультация

Мустаева Фируза Тауфиковна

Актуальность данной темы заключается в том, что проблемы нравственного воспитания относятся к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Формирование нравственных качеств неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ekologiya_vystuplenie.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие нравственности  у детей с помощью экологических сказок»
        
Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок делает первые шаги «по пути постижения мира природы». На этом этапе своего развития он «открыт» тому, что его окружает, и прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развить их эмоциональную сферу. Существует необходимость подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за окружающую нас природу, и каждый из нас может сохранить и приумножить её красоту. Красота живой природы - это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они себя хорошо чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. В работе с дошкольниками особое внимание уделяется созданию условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность, формирование бережного отношения к природе. 
        Актуальность данной темы заключается в том, что проблемы нравственного воспитания относятся к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Формирование нравственных качеств неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
        Иван Сергеевич Марьенко обозначил «нравственность» - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, к природе, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе и труду.
        Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром.

        
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой. Существуют различные методы  экологического воспитания дошкольников: практические, наглядные и словесные.
        Одним из словесных методов обучения может быть экологическая сказка – это сказка, которая путем сказочных образов и сюжетов приводит ребенка к реальному пониманию природы, взаимоотношений в ней, а также отношений человека и природы. Сказка
 несёт «экологическую информацию», т.е. даёт знания о природе, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Она в доступной форме объясняет суть экологических  проблем, причины их появления, помогает расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогает открыть способность души человека, тонко чувствовать окружающий мир. Она нацелена на формирование у человека бережного отношения к природе. Благодаря сказке, у детей происходит развитие интересов экологического характера, и ребенок целостно воспринимает окружающую его действительность, пытается адекватно её оценить. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Но сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В качестве главных героев в экологических сказках выступают обитатели животного и растительного мира, явления природы  и их взаимоотношения между собой.  Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию.
Экологические сказки учат:
- познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; 
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об  ответственности за сохранение её богатства и красоты.
        В основе экологических сказок заложены следующие принципы:
- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками); В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
        Главное в любой сказке – это мораль. Сказка должна учить нравственности, доброте. Таким образом
, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию. С помощью экологической сказки мы должны дать детям точную, научно-достоверную информацию.
        В.А. Сухомлинский писал: «… Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
        «Сказка, по-моему, самый глубинный  и неисчерпаемый вид литературы. Сказка для меня лучший способ постижения жизненной правды».   В.Бианки
        «Нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на местных полянах и болотах, чем отличаются листья берез от листьев осин…, улетают ли на зиму синицы, когда цветёт рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или ясное небо…»  К.Паустовский 
 Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. 
… «Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, – значит, можно сказать что он научился мыслить»  В.А. Сухомлинский                        
         В.А. Сухомлинский не представлял обучения не только без слушания, но и без создания сказок. Сказка, по его словам, – это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Можно сказать, что придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.
        Создание сказок – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Но это произойдет, если педагог будет поощрять любые фантазии, избегать назидательности и поучительности. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному  развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Все экологические сказки можно разделить на два варианта:

- сказки, разных писателей (о природе писали В.Бианки,
К. Паустовский, М Пришвин, Е. Чарушин, С.Скрябин, Ушинский)

- сказки собственного сочинения.

        Совместно с детьми прочитали экологические сказки:  о растениях «Почему у земли платье зеленое», «Кто землю украшает», сказки о воде «История одной Капли», «Как Тучка была в пустыне», «Сила Дождя и Дружбы», «Все живое нуждается в воде», «Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле», сказки о мусоре «Зайчик и Медвежонок», «Нет места мусору».
        Затем по мотивам сказок изготовили книжки и макеты.

        При создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.

Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Экологическая сказка необходима. Она является эффективным средством воспитания и обучения, способствующим экологическому развитию дошкольников.

Каков человек - таков и мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, к природе во многом зависит от нас - взрослых, направляющих его воспитание.

Хочу закончить так же словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы еще раз возвратится к тому, что он узнал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с помощью саиостоятельного сочинения сказок

Статья кратко рассказывает о преимуществах развития речи с помощью сочинения сказок...

Развитие речи детей с помощью сказок.

Консультация для родителей...

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»...

Консультация для родителей "Развитие речи детей с помощью сказок"

Независимо от возраста нет человека, который бы не любил сказки, — ведь это часть нас, нашего детства, истории, веры в добро и победу над злом. Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивае...

Развитие речи детей с помощью артикуляционных сказок.

Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционных сказок.Но как огр...