Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колмыкова Елизавета Вячеславовна

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования» ООД для детей старшей группы

  

Составитель:

Колмыкова Елизавета Вячеславовна

Задачи:
1) Формировать умения  детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки
2) развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; закреплять правильное употребление слов и падежных окончаний.
3) Воспитывать нравственные качества, сопереживание, готовность прийти на помощь; поддерживать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа:
Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и журавль», рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: куманек, потчевать, не обессудь, окрошка, дружба врозь, не солоно хлебавши, как аукнется, так и откликнется, каков привет, таков ответ.
Методы и приемы: активная беседа, рассматривание, художественное слово.

Материал и оборудование: подборка серийных картинок по сказке «Лиса и журавль», настольный театр, маски по сказке.
Ход ООД.

Ребята, скажите, вы любите сказки?

 Откуда они берутся?

Чему учат сказки?

У вас есть любимые сказки?

А вы хотели бы побывать в сказке?

Воспитатель: Для того, чтобы попасть в сказку попасть, у меня есть волшебный платок, волшебство случиться, когда заиграет музыка, пока музыка не утихнет порошу вас глаза не открывать.

Звучит волшебная музыка,  воспитатель платком  накрывает детей.

«Закрываю глазки – отправляюсь в сказку,

Ты, платочек, покружи

Детям сказку покажи!»

Воспитатель надевает костюм лисы, дети открывают глаза.

Лиса:  Здравствуйте, а вы кто такие? Как вы здесь оказались?

Дети: ребята из детского сада.

Лиса: В детском саду, наверно, детишек полно? Я знаю, что все дети очень любят сказки. Это правда?

Лиса: Я- Лисичка- сестричка. Я гуляла по сказочному лесу и заблудилась?

Дети: (отвечают)
Лиса: ребята, а вы знаете в какие-то сказки про меня, про Лисоньку.

Дети называют сказки, про лису. Лиса пытается выяснить у детей, какой она была в каждой сказке, с каким характером?
Лиса: ой это я такая плохая была и хитрая и коварная?  Не хочу быть злой и плохой, а хочу быть доброй, хочу с ребятами играть. А вы будете играть со мной? 

В моей сумочке есть кое, что есть для игры.

Игра «Угадай героя, угадай сказку»

Лиса предлагает детям присесть сказочные пенечки.

Выбирается водящий, голову ему надевается ободок с героем из сказки, остальные дети описывают героя, его характер, отвечая на вопрос: Какой?

Водящий отгадывает героя, называет из какой он сказки.
Лиса: Ребята, какие вы молодцы, столько сказок знаете.

А я, то из какой сказки пришла, как домой мне воротиться? Короновирусом переболела, совсем память плохая стала.

Лиса: Ну что ребята, вы поможете мне?
Дети: Поможем!

Тогда оправляемся в путь по сказочному лесу.

Миниатюра «Идем Как…» (Медведь, заяц, лиса)
Гости обнаруживают у себя картинки из сказки показывают детям. Лиса обнаруживает картинки.

Лиса: Ой, это же мои фотографии. Ребята, посмотрите. А это кто такой? (указывает на журавля) Знакомое лицо.

Ребята, давайте, поближе рассмотрим фотографии.

Гости с картинками в руках  выходят на ковер. Задача детей угадать название сказки и  расставить гостей в правильной последовательности по ходу рассказа сказки.

Лиса: Точно, точно, я была в этой сказке, а что делала – не помню. А вы, ребята, знаете, как дело было?  Мне так хочется послушать сказку, ребята, кто хочет рассказать ее? (дети рассказывают сказку «Лиса и журавль» с опорой на сюжетные картинки)
Лиса: Спасибо, ребята, за помощь, теперь я вспомнила из какой я сказки,

Это же получается? Я опять была хитрой и журавля обидела, поругались мы с ним. Ой, Журавушка, не хочу больше с ним ругаться. Я исправляясь. Игру знаю про журавля, ребята, хотите вас научу.

Дети: хотим!

Физкультминутка:
Шёл журавль на охоту, (
шагают по кругу, высоко поднимая колено)
Искал лягушку на болоте. (
выпучить глаза)

Ноги длинные поднимал, Через кочки он шагал. (широкий шаг)

Посмотрел по сторонам, Нет её ни тут, ни там. (поморгать , посмотреть по сторонам руки на пояс поворачиваются влево-вправо)

Оглянулся, повернулся, (поворачиваются назад)
И назад домой вернулся.  (
шагают по кругу, в обратную сторону, высоко поднимая колено)

Лиса: ой не знаю, простит меня журавль или нет? Как же быть, подскажите ребята.

Дети: подружиться с ним.

Лиса: точно подружусь с ним, я знаю  мудрые слова про дружбу. Сейчас ,  у меня в сумочке все записано.

Лиса достает пословицы, а последнее слово стерто.

Игра «Доскажи словечко» - пословицы о дружбе:
« Друзья на дороге … (не валяются)»,

«Друга ищи, а найдёшь - … (береги)»,

«Все за одного и один … (за всех)»,

«Друзья познаются … (в беде)»,

«Дружбу помни, а зло … (забывай)»

Лиса уточняет у детей смысл пословиц.

Лиса: Ребята, спасибо, за вашу помощь побегу скорее к журавлю мириться. А вам пора возвращаться в детский сад, я вам в этом помогу. Как только зазвучит музыка, вы вернетесь в детский сад, но помните правило: глазки не открывать , пока не замолчит музыка.

Звучит волшебная музыка, лиса обнаруживает волшебный платочек. Дети садиться в круг, лиса произносит волшебные слова и накрывает ребят платком.

Глазки дружно закрываем,

Волшебство мы ожидаем.

Покружу, покружу,

В детский сад ребят верну!

Дети открывают глаза, перед ними воспитатель.

Воспитатель: 

- Ну, что ребята понравилось вам путешествие в сказка?

-  С кем вы встретились в сказке?

- Чему вас научила эта сказка?

- Как называется сказка?
Дети: Сказка нас учит дружить, заботиться о других, быть гостеприимным.
Воспитатель: Правильно, ребята, недаром говорят: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой», и животные, и птицы, и люди - все должны жить дружно.
Стук в дверь.  Пришло письмо.

Воспитатель: Письмо от лисы. «Спасибо, вам, ребята, у меня все хорошо».

Еще фотографии какие-то.

В конверте лежат картинки с разным исходом сказки.

Давайте попробуем придумать другой конец к сказке.
(на доску вывешиваются иллюстрации, ребята придумывают иное окончание сказки, где лиса и журавль дружили, ходили друг к другу в гости).

Воспитатель: на этом наше приключение закончилось.
Сказка в гости приходила,
Многому нас научила.
Рассказала, как нельзя
С другом вам вести себя.
Будем сказки мы встречать,
С интересом их читать.
Будем с ними мы дружить,
Этой дружбой дорожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей группе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Рассказывание русской народной сказки«Снегурушка и лиса».Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей групп...

«Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»

Тема «Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»Задачи:ОбразовательныеФормировать навыки связного, последов...

«Рассказывание русской народной сказки с помощью метода моделирования»

Развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - нагляднойопорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки...

Конспект занятие Тема:"Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования""Заюшкина избушка"

Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки. Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; сове...

Тема: «Рассказывание русской народной сказки с помощью метода моделирования»

Образовательные задачи:- развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - нагляднойопорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки;- формирование грамотной монологической и д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Обучение рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования

Обучение рассказыванию русской народной сказки с помощью наглядного моделирования.Закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.Развитие внимания, памяти, логического мышления....