«Рассказывание русской народной сказки с помощью метода моделирования»
план-конспект занятия по развитию речи

зомонова туяна николаевна

Развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - наглядной

опорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-rasskaz-e_skazki.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Санагинский детский сад  «Ургы»

Тема: «Рассказывание русской народной сказки с помощью метода моделирования»

Педагог: Зомонова Т.Н.

с.  Санага

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - наглядной

опорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки;

- формирование грамотной монологической и диалогической речи;

- формирование умения логически мыслить, сравнивать, анализировать в ходе отгадывания загадок.

Развивающие задачи:

- формирование коммуникативной функции речи (как средства общения);

- развитие познавательного интереса;

- развитие психических процессов – мышления, памяти, внимания, воображения,

восприятия;

- развитие навыков словообразования, обогащение речи детей словами-признаками.

Воспитательные задачи:

- формирование нравственных качеств: взаимовыручки, честности, доброго отношения к окружающему миру;

- воспитание эмоционально-эстетических качеств детей - эмоционально воспринимать, осознавать и ценить красивое и доброе в жизни;

- воспитание навыков сотрудничества.

Оборудование и материалы:

1. Календарь природы, набор восковых мелков.

2. Магнитная доска. Набор крупных условных заместителей к сказке «Заяц – хваста».

3. Сундучок с загадками для игры «Угадай сказку».

4. Лист ватмана с контурами солнца, фигуры солнца и лучиков, клей, кисточки на каждого ребенка.

Приемы и методы:

1. Беседа с детьми, показ, игровые приемы, самостоятельная работа детей.

Словарная работа: активизация слов в превосходной степени, активизация в речи детей слов – признаков.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок о животных.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3. Беседы по сказкам, обсуждение характеров и поступков персонажей сказок. На примерах, доступных детскому восприятию, объяснение смысла понятий «добро» и «зло».

4. Разучивание с детьми стихотворений о зиме.

5. Викторина «Угадай сказку».

6. Беседа на тему: «Отличие сказки и рассказа», дидактическая игра «Узнай по эпизоду - сказка или рассказ».

7. Словарная работа: словарь: крестьянин, гумно, молотить, кокорина, луб, коса; грамматика: образование имен существительных в превосходной степени.

Ход ОД:

1. Воспитатель: - Дети, к нам сегодня пришли гости, поприветствуем их!

Дети и воспитатель приветствуют гостей.

Воспитатель: - Сейчас ребята послушаем стихотворение, которое расскажет для нас и наших гостей Арюна.

Алиса рассказывает стихотворение Н. Некрасова «Снежок».

- Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года шла речь в стихотворении? (полным предложением)

- В стихотворении шла речь о зиме.

- Как мы узнали, что это время года зима?

Дети называют признаки зимы, отраженные в стихотворении (порхает снег, холодное стекло-лёд, снегири на ветках, следы лыж на снегу).

- Верно! Умнички! Давайте заполним с вами календарь природы!

Воспитатель задаёт детям наводящие вопросы (каким знаком мы обозначим ветер, снег и. т. д., дети заполняют календарь, комментируя свои действия.

Календарь природы представляет собой таблицу, а явления природы обозначены в нем условными знаками – символами.

Воспитатель: Мы заполнили таблицу, в которой отметили явления знаками. Как можно назвать эту таблицу?

- Эта таблица называется – модель погоды.

- Какие модели мы с вами знаем и можем построить?

- Можем построить модель сказки.

- Сегодня мы с вами будем составлять модель сказки и рассказывать сказку по модели.

- Посмотрите на доску, кого вы видите?

На доске из фигур – заместителей персонажей сказки «Заяц – хваста» выложен зайчик. Дети отвечают на вопрос воспитателя (геометрические фигуры; зайчика; фигуры заместители героев сказки «Заяц – хваста»).

- Какие мы с вами знаем сказки, в которых один из героев зайчик?

Дети перечисляют сказки (Заюшкина избушка, Заяц – хваста, Теремок, Колобок)

- Хорошо, ребята. Сказки с зайчиками мы вспомнили, а теперь я предлагаю вам поиграть, станцевать танец озорных зайчиков.

Физкультминутка «Танец в кругу»

Мы сейчас пойдём направо дружно.

Раз, два, три.

А потом пойдём налево дружно.

Раз, два, три.

В центре круга соберёмся дружно.

Раз, два, три.

И на место все вернёмся дружно.

Раз, два, три.

Мы тихонечко присядем дружно.

Раз, два, три.

А теперь тихонько встанем дружно.

Раз, два, три.

Наши хлопают ладошки дружно.

Раз, два, три.

И танцуют наши ножки дружно.

Раз, два, три

Повернёмся мы направо дружно.

Раз, два, три.

Не начать ли нам сначала дружно? Дети берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом. Движения танца повторяются 2-3 раза с ускорением темпа.

Раздаётся стук в дверь. Входит Василиса Прекрасная.

- Здравствуйте, милые. Я из сказки к вам явилась, и зовут меня Василиса Премудрая.

- Слышала я, что вы сказок много знаете и даже рассказывать их умеете!

Воспитатель: Ребята покажем Василисе сказке про зайца- хвасту? Вернемся к нашему зайчику. Посмотри, Василиса: это и зайчик, и сказка!

Василиса (удивленно): Как так может быть.

- Мы тебе сейчас покажем! Вспомните, ребятки, какой фигурой заменяется каждый персонаж этой сказки.

Дети называют персонажа и находят соответствующею ему фигуру - заместитель (все фигуры выкладываются внизу доски: круг – заяц, круги меньшего диаметра – стадо зайчиков, гумно – прямоугольник, собаки – овалы, ворона – треугольник, гумно, забор и кокорина – прямоугольники разных размеров).

- Молодцы! всех персонажей сказки «Заяц – хваста». Теперь давайте расскажем эту сказку.

Дети выкладывают поочередно эпизоды сказок геометрическими фигурами на магнитной доске и рассказывают сказку. Воспитатель помогает, если ребенок затрудняется (все детки задействованы в рассказе сказки).

Василиса: Ах, золотые мои, какие же вы молодцы. Я даже не знала, что так интересно можно сказку рассказать.

Воспитатель: Как вы, думаете, дети, испугался заяц собак или нет?

- Заяц, конечно, боялся, но проявил смелость. Он пожалел тетку ворону, у него доброе сердце. «Смелый не тот, кто не боится, а тот, кто преодолевает страх».

- А я, мои хорошие, ещё сказки знаю и сейчас про них вам загадки загадаю! Взмахну своим платочком, и появиться сундучок с загадками за той дверцей (Василиса указывает на дверцу шкафа, куда заранее положен сундучок с загадками).

Воспитатель (удивленно): За той дверцей! Посмотрим, ребята.

- Правда, здесь сундучок! (воспитатель передает сундучок Василисе)

Василиса: Сейчас вы по - очереди будете доставать загадки, и мы вместе будем отгадывать их.

По ходу угадывания загадок, Василиса задает детям вопросы о характерах героев.

Загадки:

1. Свой дом зимою в холода

Лиса построила из льда.

Он простоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Лиса – хитрая, заяц– доверчивый, петушок – смелый, спас зайчика и стал его другом.

2. Кто любил играть и петь?

Два мышонка - Круть и. Верть. (Колосок)

Петушок из сказки был каким! (трудолюбивым, а Круть и Верть – ленивые.

Что сделал петушок, вы помните! Нашел колосок, обмолотил (спросить значение слова «молотить», перемолол зерно, испек из муки пирог).

3. Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил.

(Репка)

Как вы думаете, кто самый сильный в сказке?

Дед и бабушка, конечно, сильнее, но их сил не хватало, чтоб вытащить репку.

4. У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)

Баба-Яга из этой сказки какая! (злая) А Аленушка? (смелая, добрая)

5. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Дети – козлятки. А сказка называется: Волк и семеро козлят)

Мама-коза добрая, козлятки маленькие, доверчивые, а волк – злой, коварный.

6. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Что это за сказка! (Три медведя)

Папа Михайло Потапыч был грозный, серьезный, а Мишутка – капризный.

7. Сидит в корзине девочка

у Миши за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет её домой.

Как называется эта сказка, дети! (Маша и Медведь)

А какие герои этой сказки?

Медведь добрый или злой! Медведь добрый, только одинокий, грустно и скучно ему жить одному в лесу, вот он Машеньку и не отпустил.

8. Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под кустом.

Рада мышка-поскребушка

И зелёная лягушка.

Рад и побегайчик,

Длинноухий зайчик. (Теремок)

Какие звери в этой сказке – дружные.

И даже медведь, который сначала разрушил теремок потом помог построить, и стали они жить-поживать, да (дети скажут: добра наживать)

Василиса: Правильно, сказки заканчиваются добром! Одинокий находит друзей, как зайчик нашел петушка, слабый становиться сильным, трусливый – смелым.

Воспитатель: Ребята, Василиса, я предлагаю вместе изготовить доброе, теплое солнце. Когда мы будем смотреть на него, будем вспоминать нашу встречу. Воспитатель предлагает детям пройти за стол и выполнить коллективную аппликацию.

- Мы не просто будем наклеивать лучики, мы будем улыбаться и каждому лучику передавать тепло своих улыбок. И даже холодной зимой в нашей группе будет всегда тепло.

Звучит песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

Дети наклеивают лучики. Воспитатель и Василиса помогают, если ребенок затрудняется.

Василиса: Как жаль, мои хорошие, что пришла пора расставаться с вами. Мне с вами было очень интересно. Спасибо за тепло ваших улыбок и глаз. До свидания!

Воспитатель: Ребята, давайте повесим наше солнышко на доску! Красивое солнце у нас получилось.

-Что интересного вы узнали сегодня? Какую сказку мы сегодня моделировали?

И хорошо она у нас получилась, потому, что мы с вами дружные. Вы у меня сегодня все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования: Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования:Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»...

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»...

Конспект занятие Тема:"Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования""Заюшкина избушка"

Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки. Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; сове...

Тема: «Рассказывание русской народной сказки с помощью метода моделирования»

Образовательные задачи:- развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - нагляднойопорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки;- формирование грамотной монологической и д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Обучение рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования

Обучение рассказыванию русской народной сказки с помощью наглядного моделирования.Закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.Развитие внимания, памяти, логического мышления....