конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Пасхальные чудеса"
план-конспект занятия (старшая группа)

Седых Татьяна Павловна

Занятие предназначено для детей 5-8 лет. Воспитанники познакомятся  с народными традициями и обычаями подготовки к празднованию Пасхи. Самостоятельно смогут украсить куличи и  яйца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по духовному - нравственно  воспитанию

 «Пасхальные чудеса»

для детей 5-8 лет.

Цель: познакомить детей с историей праздника Светлой Пасхи и традициями его празднования в России.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с православным праздником – Пасха, его обычаями и традициями празднования;

- формировать знания о разных видах окрашивания яиц на Руси (растительные краски).

- познакомить детей с названиями окрашенных яиц.

Развивающие:

- развивать способность к пониманию культуры своего народа и позитивному отношению к культуре других народов.

- научить украшать яйца с помощью термоклейки;

- развивать творческие способности при украшении кулечей.

Воспитательные:

- прививать любовь к своей родине;

- уважительно относиться к традициям и обычаям людей других национальностей;

- воспитывать патриотические чувства.

Словарная работа: крашенки, писанки, крапанки, драпанки, малеванки, наклеянки, яйчата,  христосоваться, куличи, луковая шелуха.

Предварительная работа: 

С детьми: беседа с рассматриванием иллюстраций по народным праздникам: благовещение, вербное воскресенье, пасха.

С родителями: анкетирование родителей «Народные традиции в вашей семье», консультации: «Народные традиции русской пасхальной недели», «Великие Христианские праздники», «Пасхальные обычаи на Руси».

Оборудование:

*Тесто, формочки для выпекания, противень,  ложки на каждого ребенка большая (для теста) и маленькая (для глазури), шоколадная глазурь, посыпка, готовые куличики.

*Отварное яйцо 10 шт., луковая шелуха, термонаклейки 10 шт., емкость для воды, горячая вода, одноразовые ложки на каждого ребенка.

*Фартуки для детей, и педагога, одноразовые шапочки и перчатки;

*2 веника, 2 совка, ведро для мусора, скомканная бумага (мусор) для игры.

Ход занятия:

Занятие проводится в мини-музее «Русская изба»

дети одеты в русские народные костюмы

 I Вводная часть (мотивационно-побудительный этап).

Хозяйка (в русском народном костюме): Здравствуйте, гости дорогие! Добры молодцы, да красны девицы! Я всегда рада гостям. Присаживайтесь на стульчики. В тесноте, да не в обиде.

Хозяйка: Вот и прошла зима, пришла весна – красна. И принесла нам праздники.

Хозяйка: Какие весенние праздники вы знаете? (8 марта, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха).

Хозяйка: Мы живем с вами большой, красивой, необъятной стране. Как она называется? (Россия).

Хозяйка: В России живёт очень много людей разной национальности. И у каждого народа есть своё вероисповедание, свои обычаи, традиции и национальные праздники.

Хозяйка: Скоро православный народ будет отмечать великий праздник Светлое Христово Воскресение!

Хозяйка: А кто знает, как по-другому называют этот  праздник? (Пасха)

Хозяйка: Правильно! А какие традиционные угощения принято готовить для пасхального стола? (куличи, пасху, крашеные яйца).

Хозяйка: А как вы думаете, только православные люди красят яйца к празднику? (ответы детей)

Хозяйка: Оказывается, ребята есть такой праздник весеннего равноденствия, называется он  Навруз, что означает «новый день».  И отмечают его в разных странах мира: Кыргызстане, Узбекистане, Турции, Туркменистане, Таджикистане, Иране, Азербайджане, Албании, Афганистане и в других странах. Так же празднуют его и в российских регионах — Татарстане и Башкортостане. Но так как Россия многонациональная страна,  и люди, живущие в России, другой национальности отмечают этот праздник. Они тоже готовят традиционные угощения на стол и КРАСЯТ яйца.

II Организационно - поисковый этап

Хозяйка: Ну а мы с вами продолжим готовиться, к Пасхе!

Словно яркая раскраска,
К нам домой, явилась Пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!

Хозяйка: Этот день богат не только вкусными угощениями, но традициями и обычаями. Праздник длится семь дней. Хозяйки начинают готовиться к празднику заранее. Наводят в доме порядок, пекут куличи, делают из творога пасху, красят яйца. А в четверг, его ещё называют Великий или чистый четверг, на Руси затапливали баню и мылись. Старики расчёсывали волосы и приговаривали, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

Хозяйка: В Пасхальное воскресенье во всех церквях звонят колокола. Этот звон зовётся «Благовест», т.е. сообщает колокольный звон всем благую весть «Христос Восресе!». Послушайте.

слушание колокольного звона

Хозяйка: Люди идут в церковь, несут куличи, яйца, чтобы их освятить. На Пасху принято христосоваться. Вы знаете, что это значит?

Хозяйка: Старые и молодые люди, взрослые и дети целуют трижды друг друга. И говорят такие слова: «Христос Воскресе!», а в ответ говорят: «Воистину Воскресе!». Ещё на Пасху принято ходить  в гости, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры.

Хозяйка: Давайте и мы с вами немного поиграем.

Игра «Солнышко - вёдрышко»

Солнышко, вёдрышко (показывают фонарики)

Выгляни в окошечко (прикладывают ладонь «козырьком»)

Дам тебе веретёшечко, (вращают кулачками перед грудью)

Насыплю горошечка! (сыплют «горошек»)

Где твои детки? (вытягивают руки вперёд, пожимают плечами)

Сидят на загнетке (ставят руки полочкой перед грудью)

Камушки катают, (делают скользящие движения руками)

За окно бросают (бросают «камушки»).

Хозяйка: Да-а-а! Сколько камней вы набросали. Скоро праздник, а у нас беспорядок. Надо прибираться, тесто месить, куличи печь, да яйца красить. Беремся за дело?

Игра «Наведем порядок»

Дети собирают мусор с помощью веника и совка.

Хозяйка: Молодцы! Пока вы прибирались, я тесто замесила, его надо в формочки разложить. Надеваем фартуки и перчатки. Каждый берет себе формочку и накладывает тесто. Много не кладем, только до середины формы. Потому что тесто в печи будет подниматься и может убежать. Отправляем в печь.

Хозяйка: А пока куличи пекутся, мы будем яйца украшать.

Дети садятся на стульчики вокруг столов

Хозяйка: Как вы думаете, почему яйцо является символом Пасхи?

Хозяйка: Яйцо символизирует зарождение и возрождение новой жизни на земле.

Хозяйка: На Руси яйца красили и расписывали всеми цветами радуги.  Самой простой и доступный был способ – это окрашивание яиц натуральными красками: березовые листья, трава, крапива, луковая шелуха, отвар свеклы, ягоды, куркума. Сейчас мы красим яйца с помощью пищевых красителей и термонаклеек.

Яйца, которые красят в один цвет, называют - Крашенки (показать детям).

Яйца, которые расписаны разными узорами, называют - Писанки (показать детям).

Яйца, расписанные пятнами, называют - Крапанки (показать детям).

Если на  окрашенном яичке острой иглой или стальным пером выцарапать рисунок, то яйцо будет называться - Драпанкой (от слова драть), дряпанкой или скрябанкой (от слова скрябать).

Яйца, которые разрисовывают красками, называют – Малеванки (показать детям), но такие яйца употреблять в пищу нельзя.

Яйца, на которые с помощью картофельного крахмала наклеивают стразы, кусочки ткани, зёрна, называют – Наклеянки (показать детям).

А ещё есть Яйчата, это яйца, которые делают из разного материала (дерево, глина, стекло, фарфор и т.д.) и украшают.


Хозяйка: А вы дома с родителями украшаете яйца на Пасху?

Хозяйка: Как вы их окрашиваете?

Хозяйка: Мы тоже сейчас украсим яйца, только не краской, а термонаклейками. Как яйца будут называться? (наклеянки).

Для этого нам нужны термонаклейки, горячая вода, варёное яйцо и ложка.

Хозяйка: Берем термонаклейку, раскрываем её и вставляем яйцо. Яйцо кладём на ложку и потихоньку помещаем в ёмкость с горячей водой (показ действий).

(С горячей водой работает только педагог)

Хозяйка: Яйца наши готовы. Давайте положим их на блюдо.

Хозяйка: Чувствуете, какой аромат!

Хозяйка: Вот и куличи подоспели. Какие куличи у нас получились? (ароматные, пышные, вкусные).

Дыхательная гимнастика

«Ароматные куличи»

Вдох через нос,  на выдохе произносится звук «А».

Хозяйка: Осталось их украсить. Украшать  будем шоколадом и посыпкой.

Хозяйка: Берем по одному куличу, намазываем жидким шоколадом и сверху посыпаем разноцветной посыпкой.

Хозяйка: Какие мы молодцы! Наш стол готов к празднику. Давайте его накроем.

Хозяйка: Стол застелим скатертью, поставим самовар, куличи и блюдо с яйцами.  

Хозяйка: Милости просим к нашему столу.

III Рефлексивно - корригирующий этап

Хозяйка:  Спасибо, ребята, за вашу помощь! Что вам понравилось больше всего делать?

Хозяйка: Вы были активными и любознательными, но вам пора возвращаться к себе в группу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет  ,тема занятия " Праздник Пасхи"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения;       Расширять представления детей ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы" Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа

Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию во второй младшей - средней группе  "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"презентация к нему...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»

Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...