Инновационные технологии в работе музыкального руководителя
статья

Васильева Дина Владимировна

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя

У музыкального руководителя огромные обязанности и возможности в работе. И на современном этапе просто невозможно обойтись без использования инноваций в работе.

Анализируя некоторые технологии, приходишь к выводу, что и раньше использовались эти методы, только эти методы усовершенствовались, стало использоваться интерактивное оборудование.

Очень важно при использовании каждого современного метода не забывать о том, что ребёнок – тоже деятель.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

 

Перечислю эффективные образовательные технологии, которые использую в своей работе:

Игровая технология.

Проектная технология

Использование ИКТ и интерактивного оборудования

Технология элементарного музицирования

Технология «Лепбокс» и « Лепбук»

 

Перейду к описанию каждой технологии.

Игровая технология. Очевидно, что без игровых методов немыслимо развитие детей дошкольного возраста. Моей инновацией является методическая разработка «Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях». В методической разработке даётся описание разнообразия музыкально-дидактических игр, описание особенностей планирования игр на занятии, возможности использования игры, учитывая структуру занятия и вид музыкального занятия. Раскрывается вопрос использования традиционных музыкально-дидактических игр и пособий и игр, основанных на синестезии музыки и изобразительного образа (например, игра «Подбери картину к музыке», «Громкие и тихие звуки картин»). Уникальность методической разработки состоит в использовании авторских игр и планировании проведения музыкально-дидактических игр на занятии на год для каждой возрастной группы.

Проектная технология. Составление творческих и познавательно-игровых проектов – увлекательная деятельность! Какое разнообразие материала, содержания и приёмов в работе! Данная технология позволяет вовлечь в педагогический процесс и родителей. Я составила и воплотила в работе следующие проекты «Корзины Осени», «Цирк и музыка», «Звонкий барабан», «Весёлый Петрушка», «Стихи Е. Благининой» и др.

Подробнее остановлюсь на проекте «Цирк и музыка». Считаю, что вовлечение родителей в проектную деятельность часто проходит искусственно (причины этого освещать не буду), постаралась, чтобы действия родителей в этом проекте были естественными, а именно изготовление костюмов к новогоднему празднику «Цирковое представление» (костюмы же готовят родители, почему бы это не присоединить к проектной деятельности). В содержание работы с родителями так же входило пополнение коллекции открыток и старых календарей по теме «Цирк», творческой работой можно считать совместное оформление «циркового» чемодана, в котором поместилась коллекция клоунов, календари и открытки по теме «Цирк», различные шарики, кольца, ленты (Приложение 1).

Итогом проекта стал новогодний праздник «Цирковое представление», на котором выступали дети в костюмах клоунов, гимнасток, дрессировщицы с мишками. При использовании проектной технологии расширяется кругозор детей, обогащается словарный запас, развивается мотивация на дальнейшее изучение темы.

 

Использование ИКТ и интерактивного оборудования

В процессе художественно-эстетического развития ребёнка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, позволяет быстро и лучше запоминать материал.

Интерактивный материал: плакаты, тесты, игры и упражнения (карточки, пазлы, триггеры, флеш-игра), видео, вертуальные экскурсии.

Интерактивное оборудование (панель, пол, доска, песочница)

Хочу поделиться описанием такой формы, как виртуальная экскурсия: экскурсия в специально созданную картинную галерею «Музыкальные инструменты в живописи», виртуальная экскурсия в «Музей гармони деда Филимона», находящегося в Туле. Каждая презентация снабжена видеороликами, таким образом, обогащение зрительного восприятия соединяется с естественным звучанием музыкальных инструментов.

Интерактивные игры, например, «Звучащие картины», целью игры является соединение зрительного образа со звучанием, которое соответствует этому изображению. Если дети правильно «подобрали звучание» картину, то она исчезнет при прикосновении к ней на интерактивной панели (Приложение 2).

Использование интерактивной песочницы. Я решила использовать это уникальное оборудование при развитии песенного творчества детей. Например, игровое занятие с подгруппой детей «Плывёт, плывёт кораблик». В содержании занятия включены задачи по сочинительству песенок о кораблике и игра в песочнице «Ручеёк», задачей которой является «прокапывание» русла ручейка и удаление препятствий – песочных мостов

При описании технологии драмогерменевтики раскрыта и технология элементарного музицирования. Элементарно для кого? Для педагогов с образованием и стажем работы – да, а для детей – это и учение, и игра. Помимо сказок учу озвучивать стихотворные строки. Очень мне и детям нравится озвучивать стихотворение «Гроза», автор В. Ладыжец.

 

Грянул в бубен гром гремучий, удар в бубен

Тронул гладь реки. глиссандо на металлофоне

И забегали вдоль тучи звучание музыкальных треугольников

Молнии-смычки.

Звонки дождевые струны, звучание арфы

Флейты-ручейки. звучание дудочки

Пляшут, зелены и юны, игра на деревянных ложках

Под горой дубки.

На начальных этапах инструменты могут и не совпадать с действиями или звуками, которые надо озвучить. В моей практике дети предлагали своё звучание дождя (с помощью ритмических палочек, музыкального треугольника, по плёнке, натянутой на круг).

При работе важно научить детей самостоятельно выбирать музыкальные инструменты и предметы для озвучивания.

Технология «Лепбук» и «Лепбокс»

Это интерактивная папка, коробка с большим количеством разнообразного материала. Различают игровые, энциклопедические, автобиографические, тематические, сюжетные лепбуки.

Использую подобные образовательные технологии при индивидуальной работе с детьми или с подгруппой детей (не более 3-х детей). Главной целью является формирование умения сочинять песенки (лепбук «Рояль»), выразительно рассказывать сказки, озвучивать персонажей сказки, исполняя их песенки. Например, сказка «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три поросёнка»

Итак, новые ФГОС ставят перед образованием новые цели и ориентиры и квалифицированный специалист, осознавая свою уникальность, должен быть инициативным, готовым к самосовершенствованию, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения, стремясь, чтобы используемые новые технологии действительно были эффективными.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя

У музыкального руководителя огромные обязанности и возможности в работе. И на современном этапе просто невозможно обойтись без использования инноваций в работе.

Анализируя некоторые технологии, приходишь к выводу, что и раньше использовались эти методы, только эти методы усовершенствовались, стало использоваться интерактивное оборудование.

Очень важно при использовании каждого современного метода не забывать о том, что ребёнок – тоже деятель.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Перечислю эффективные образовательные технологии, которые использую в своей работе:

Игровая технология.

Проектная технология

Использование ИКТ и интерактивного оборудования

Технология элементарного музицирования

Технология «Лепбокс» и « Лепбук»

Перейду к описанию каждой технологии.

Игровая технология. Очевидно, что без игровых методов немыслимо развитие детей дошкольного возраста. Моей инновацией является методическая разработка «Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях». В методической разработке даётся описание разнообразия музыкально-дидактических игр, описание особенностей планирования игр на занятии, возможности использования игры, учитывая структуру занятия и вид музыкального занятия. Раскрывается вопрос использования традиционных музыкально-дидактических игр и пособий и игр, основанных на синестезии музыки и изобразительного образа (например, игра «Подбери картину к музыке», «Громкие и тихие звуки картин»). Уникальность методической разработки состоит в использовании авторских игр и планировании проведения музыкально-дидактических игр на занятии на год для каждой возрастной группы.

Проектная технология. Составление творческих и познавательно-игровых проектов – увлекательная деятельность! Какое разнообразие материала, содержания и приёмов в работе! Данная технология позволяет вовлечь в педагогический процесс и родителей. Я составила и воплотила в работе следующие проекты «Корзины Осени», «Цирк и музыка», «Звонкий барабан», «Весёлый Петрушка», «Стихи Е. Благининой» и др.

Подробнее остановлюсь на проекте «Цирк и музыка». Считаю, что вовлечение родителей в проектную деятельность часто проходит искусственно (причины этого освещать не буду), постаралась, чтобы действия родителей в этом проекте были естественными, а именно изготовление костюмов к новогоднему празднику «Цирковое представление» (костюмы же готовят родители, почему бы это не присоединить к проектной деятельности). В содержание работы с родителями так же входило пополнение коллекции открыток и старых календарей по теме «Цирк», творческой работой можно считать совместное оформление «циркового» чемодана, в котором поместилась коллекция клоунов, календари и открытки по теме «Цирк», различные шарики, кольца, ленты (Приложение 1).

Итогом проекта стал новогодний праздник «Цирковое представление», на котором выступали дети в костюмах клоунов, гимнасток, дрессировщицы с мишками. При использовании проектной технологии расширяется кругозор детей, обогащается словарный запас, развивается мотивация на дальнейшее изучение темы.

Использование ИКТ и интерактивного оборудования

В процессе художественно-эстетического развития ребёнка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, позволяет быстро и лучше запоминать материал.

Интерактивный материал: плакаты, тесты, игры и упражнения (карточки, пазлы, триггеры, флеш-игра), видео, вертуальные экскурсии.

Интерактивное оборудование (панель, пол, доска, песочница)

Хочу поделиться описанием такой формы, как виртуальная экскурсия: экскурсия в специально созданную картинную галерею «Музыкальные инструменты в живописи», виртуальная экскурсия в «Музей гармони деда Филимона», находящегося в Туле. Каждая презентация снабжена видеороликами, таким образом, обогащение зрительного восприятия соединяется с естественным звучанием музыкальных инструментов.

Интерактивные игры, например, «Звучащие картины», целью игры является соединение зрительного образа со звучанием, которое соответствует этому изображению. Если дети правильно «подобрали звучание» картину, то она исчезнет при прикосновении к ней на интерактивной панели (Приложение 2).

Использование интерактивной песочницы. Я решила использовать это уникальное оборудование при развитии песенного творчества детей. Например, игровое занятие с подгруппой детей «Плывёт, плывёт кораблик». В содержании занятия включены задачи по сочинительству песенок о кораблике и игра в песочнице «Ручеёк», задачей которой является «прокапывание» русла ручейка и удаление препятствий – песочных мостов

При описании технологии драмогерменевтики раскрыта и технология элементарного музицирования. Элементарно для кого? Для педагогов с образованием и стажем работы – да, а для детей – это и учение, и игра. Помимо сказок учу озвучивать стихотворные строки. Очень мне и детям нравится озвучивать стихотворение «Гроза», автор В. Ладыжец.

Грянул в бубен гром гремучий, удар в бубен

Тронул гладь реки. глиссандо на металлофоне

И забегали вдоль тучи звучание музыкальных треугольников

Молнии-смычки.

Звонки дождевые струны, звучание арфы

Флейты-ручейки. звучание дудочки

Пляшут, зелены и юны, игра на деревянных ложках

Под горой дубки.

На начальных этапах инструменты могут и не совпадать с действиями или звуками, которые надо озвучить. В моей практике дети предлагали своё звучание дождя (с помощью ритмических палочек, музыкального треугольника, по плёнке, натянутой на круг).

При работе важно научить детей самостоятельно выбирать музыкальные инструменты и предметы для озвучивания.

Технология «Лепбук» и «Лепбокс»

Это интерактивная папка, коробка с большим количеством разнообразного материала. Различают игровые, энциклопедические, автобиографические, тематические, сюжетные лепбуки.

Использую подобные образовательные технологии при индивидуальной работе с детьми или с подгруппой детей (не более 3-х детей). Главной целью является формирование умения сочинять песенки (лепбук «Рояль»), выразительно рассказывать сказки, озвучивать персонажей сказки, исполняя их песенки. Например, сказка «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три поросёнка»

Итак, новые ФГОС ставят перед образованием новые цели и ориентиры и квалифицированный специалист, осознавая свою уникальность, должен быть инициативным, готовым к самосовершенствованию, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения, стремясь, чтобы используемые новые технологии действительно были эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя

Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников....

Доклад " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольника является музыкальное воспитание детей....

Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя.

Статья о применение инновационных технологий....