Система формирования здоровьеориентированного образа жизни
статья

Елена Владимировна Чуприна

Доклад на метод объединение на тему система формирования здоровьеориентированного образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ   ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Уважаемые коллеги, я начну с основных понятий моего доклада. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье -  это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

      Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

 В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и  детей,  но  и  в самостоятельной  деятельности  детей,  а  также  при проведении  режимных  моментов.

Дошкольный возраст является очень важным для малыша. Ребенок усиленно растет и развивается, именно в это время закладываются основы здоровья и здоровьеориентированного образа жизни. Главными помощниками в этот нелегкий для детей период могут стать педагоги дошкольной образовательной организации и семья.

Самая важная педагогическая задача — это формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Сегодня в мире гаджетов, родителям нелегко заставить ребенка побегать на улице, сделать зарядку, а тем более задумываться о своём здоровье. Многие родители из-за своей занятости не могут уделить своим детям, столько внимания сколько хотелось бы. Поэтому на воспитателей детских садов ложится ответственность за формирование основ здорового образа жизни своих воспитанников.

Дошкольный возраст для ребенка очень важен, именно в это время дети растут и развиваются, становятся сильнее у них усиленно формируются психические процессы и высшая нервная система. Поэтому многие родители и педагоги сталкиваются с такими трудностями как: перемены настроения у ребенка, плаксивость, невнимательность при выполнении заданий, неусидчивость, быстрая утомляемость. У детей этого возраста закладываются основы здоровья и здорового образа жизни, культуры здоровья, физического развития. В дошкольной образовательной организации главными условиями формирования здорового образа жизни являются:

1.соблюдение режима дня: виды деятельности нужно четко распределить (прием пищи, игровая деятельность, прогулка на свежем воздухе, сон, физическое развитие)

2.правила личной гигиены: (умываться, чистить зубы, мыть руки после прогулки и перед каждым приемом пищи, быть опрятным, пользоваться только своей расческой и т. д.)

3.здоровое питание: (фрукты, овощи, рыба, мясо, каши и т. д., здоровая нежирная пища) сбалансированное питание.

Для повышения уровня знаний о здоровье и здоровьеориентированному образе жизни, педагоги дошкольного учреждения проводят с детьми беседы, после чего, для закрепления проводят опрос, например:

1) Что такое здоровье?

 2) Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

3) Какие вредные привычки вы знаете?

4) Какая еда полезная, а какая вредная?

5) Что вы знаете о своем организме? и т. д.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома.

Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Начиная со 2-й младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы классического танца, танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие двигательной активности (мышечная).

Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогом по физкультуре на занятиях активно используется музыкальное сопровождение, игровые методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотерапии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются воспитателями, специалистами в работе с детьми.

Одним из обязательных условий формирования здоровьеориентированного образа жизни ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровьеориентированному образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты,  тематические выставки,  оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации,  родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Работа ДОУ по приобщению к здоровьеориентированному образу жизни дошкольников повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении

Представлен  опыт  работы о системе формирования здорового образа жизни у детей в отдельно взятом образовательном учреждении...

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника...

Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников

Здоровьесберегающие технологии по формированию представлений о здоровом образе жизни...

«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1...

Проектирование системы методической работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Система взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Система взаимодействия с родителями по формированиюздорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста....