Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении
материал по теме

Представлен  опыт  работы о системе формирования здорового образа жизни у детей в отдельно взятом образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад  №125

Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении

(из опыта работы)

Введение

Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция ухудшения здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Поэтому одной из главных стратегических задач развития страны является формирование здоровой нации. В нормативных документах нашего государства подчеркивается необходимость создания условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Одним из направлений реализации нового государственного образовательного стандарта является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь ДОУ) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Дошкольное учреждение является первым звеном непрерывного валеологического образования и предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гумманизации, динамичности и открытости.

Фурсенко А.А.  одобрил Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Согласно данному приказу содержание образовательной области «Здоровье» должно быть направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

1) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) воспитание культурно-гигиенических навыков;

3) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

        Согласно  федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагогам дошкольного образования необходимо строить работу,  направленную на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни. Он должен включать в себя 5 направлений, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и направлены на воспитание здорового образа жизни у детей и их родителей:

  1. воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса;
  2. физическое развитие и оздоровление детей;
  3. лечебно-профилактическая работа;
  4. обеспечение психологического благополучия детей;
  5. взаимодействие с семьей.

        Нам, как педагогам дошкольного образования, более значимым представляется работа по двум направлениям формирования представлений у детей о здоровом образе жизни.

        Воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса. Данная работа включает в себя: 1) уроки здоровья (см. приложение №1); 2) составление на год перспективного плана работы по ОБЖ (см. приложение №2); 3)помощь воспитателям в подборке материала и созданию картотек (текстов стихов и загадок по ОБЖ, физкультминуток, комплексов  гимнастик после сна, дыхательных, для глаз). 4) т.к. концепция дошкольного воспитания гласит: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности воспитания и обучения детей. Важнейшим условием данного направления образовательного процесса  является работа с родителями, заключающаяся в установлении доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей в данном вопросе.

        Уроки здоровья для детей 4-5 лет направлены на знание детьми:

- значение органов и частей тела в организме человека;

- значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

- о пользе и вреде микроорганизмов;

- о полезных и вредных привычках;

- о значении и правилах пользования электроприборами;

- простейшее медицинское оборудование;

- правила дорожного движения;

- правила безопасного поведения на природе, на воде;

- свойства лекарств.

        А также овладение детьми следующими умениями:

- совершать гигиенические процедуры самостоятельно;

- заботиться о себе и об окружающих;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- использовать дорожные знаки для собственной безопасности;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

 - аккуратно обращаться с животными;

 - избегать опасных ситуаций, убирать на место режущие и колющие предметы.

        Помощь воспитателям заключается в:

  1. предоставлении специализированной литературы, изучив которую, воспитатель готовит для дальнейшей своей работы картотеки текстов стихов и загадок по ОБЖ и здоровью, физкультминуток, комплексов  гимнастик после сна, дыхательных, гимнастик для глаз;  
  2. взаимодействие со специалистами (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог-логопед, старшая медсестра) по вопросу формирования здорового образа жизни;  

        Родители являются первыми помощниками педагогов. Для работы с родителями в направлении формирования здорового образа жизни , необходимо придерживаться следующих задач:

- повышение педагогической культуры родителей;

- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- формирование личности ребенка  и индивидуальная работа;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

Для этого можно использовать следующие формы работы:

- проведение родительских собраний, консультаций

- педагогические беседы с родителями по проблемам (индивидуальные и групповые)

- дни открытых дверей

- экскурсии по детскому саду для вновь прибывших

- показ открытых занятий для родителей

- совместная деятельность детей и родителей (разнообразные спортивные соревнования, выставки, фотоконкурсы, туристические походы, экскурсии, озеленение территории детского сада)

- консультации с привлечением специалистов детского сада

- проведение дней здоровья

Для успешной работы с родителями можно использовать разнообразные методы: анкеты для родителей, беседы с родителями, беседы с ребенком, изучение традиций семьи, изучение медицинских показателей ребенка.

  С целью улучшения профилактической работы можно провести  цикл бесед и консультаций на тему:

- «Профилактика ОРЗ»,

- «Закаливающие процедуры в домашних условиях»

- «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»

- «Поговорим о питании»

- «Профилактика глистных заболеваний у детей и ротовирусных инфекций»

- «Воспитание культурно-гигиенических навыков»

- «Игры и упражнения с детьми на воздухе»

- «здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка»

        Таким образом, родители будут знать:

- основные направления деятельности ДОУ по формированию представлений детей о здоровом образе жизни.

         А также родители будут уметь:

- обучать детей простейшим умениям по сохранению и укреплению здоровья (соблюдать режим дня, выполнять гигиенические и закаливающие процедуры, организовывать двигательную активность и т.д.).

Как  показывает практика, большинство детей дошкольного возраста затрудняются самостоятельно дать ответ на вопрос о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни, не проявляют ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.  Достаточно редко наблюдаются самостоятельные действия воспитанников по сохранению и укреплению своего здоровья. Это связано, на наш взгляд, с тем, что проблеме здоровьесбережения уделяется недостаточно внимания не только в рамках образовательного процесса в ДОУ, но и в семье. Безответственные действия родителей по отношению к здоровью своего ребёнка, которые проявляются в том, что детей с признаками ОРЗ, ОРВИ приводят в группу, порождает такое же безответственное отношение детей к своему собственному здоровью.

Таким образом, мы видим реальную необходимость в организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников учреждений  дошкольного образования. Ссылаясь на исследования ВОЗ о том, что здоровье на 50% зависит от собственных усилий человека, считаем целесообразным акцентировать внимание педагогов на данной проблеме, ведь одной из целей нашего (воспитателей и родителей) воспитания  является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование убеждений и привычек к здоровому образу жизни.

Заключение

        В своей работе мы осветили два направления по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни: воспитательно-оздоровительная направленность образовательного и взаимодействие с семьей. Но это только два направления из современных педагогических технологий по здоровьесбережению. Занятия (уроки здоровья)  относятся к технологии обучения здоровому образу жизни, также из этого раздела вне занятий можно использовать: коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж ; воспитатели на занятиях могут использовать не только физкультминутки, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики, относящиеся к  технологии сохранения и стимулирования здоровья, но и но и другие виды технологий из этого раздела: релаксация, гимнастика пальчиковая, подвижные и спортивные игры и др. Также при желании воспитатели совместно со специалистами могут использовать коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия,  психогимнастика.

        Очень  важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

        Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

        В приложении представлены: перспективное планирование занятий (уроков здоровья) в средней группе (приложение №1), тематический план совместной деятельности педагога с детьми по ОБЖ (приложение №2).

Список литературы

1.  О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Я, ты, мы» Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Москва «Просвещение» 2004

2.  Зровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий. Авторы-составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, кандидат психологических наук. Волгоград

3.  И. Кулик Н. Н. Сергиенко Школа здорового человека: Программа для ДОУ. Творческий центр Сфера Москва 2010

4.  В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. Творческий центр Сфера Москва 2008

5.  Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

6.  Правила дорожного движения. Младшая и средняя группа. / Сост. Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

7.  Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. / Авт. сост. М.С. Коган, - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008

Приложения

Приложение №1

Перспективное планирование занятий в средней группе

О к т я б р ь

Тема

Внешнее строение человека

Цель

Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека и каждый орган имеют большое значение для него.

Методы обучения

Рассказ, бесед, самонаблюдение, логические рассуждения.

Литература

1. Автор А.И. Иванова  Естественнонаучное наблюдение  и эксперименты в детском саду.

2. Программа «Развитие» Автор Вагнер.

Занятие № 1

Дифференция «часть тела» и «орган». Знакомство с условным изображением  строения человеческого тела.

Занятие № 2

Формирование и развитие представлений о своем теле (опорно-двигательная система)

Н о я б р ь

Тема

«Если хочешь быть здоровым»

Занятие 3

Цель

Познакомить детей с  правом на сохранение и укрепление каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих безопасность их жизни. Учить детей составлять небольшие загадки, развивая творческие способности детей.

Методы обучения

Чтение стихотворения о враче.

Беседа по теме. Физкультминута. Игра «Полезно-вредно». Загадывание загадок. Советы. Выводы.

Литература

«Уроки Айболита» К.Г. Зайцев,

«Мое тело» А. Пиль.

Рекомендации

родителям

Личный пример.

Консультация «В здоровом теле здоровый дух»

Де к а б р ь

Занятие 4

Тема

Что такое режим дня

Цель

Объяснить детям, что задает правильный ритм нашей жизни. Сформировать представление, как режим помогает нашему здоровью. Учить детей привыкать к определенному порядку дня. Соблюдать личную гигиену, физическую культуру.

Методы обучения

Рассказ ребенка о его режиме дня. Рассматривание иллюстраций на тему «Режим дня». Загадывание загадок, пословиц.

Занятие 5

Тема

Зачем человеку руки.

Цель

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Программное

содержание

Значение рук для человека.

Сходство и различие в строении двух рук.

Сходство и различие строения рук человека и животных

Я н в а р ь

Занятие 6

Тема

Знакомство с условным изображением строения человеческого тела.

Цель

Развитие представлений о дыхательной и пищеварительной системе.

Методы обучения

Иллюстрация с изображением человека. Детская Энциклопедия Здоровья. Эксперименты.

Материал

Трубочки-соломки, миска с водой, стакан с питьевой водой, прозрачный пластик.

Занятие 7

Тема

Что такое микробы?

(Познавательное занятие)

Цель

Дать детям простейшие представления о микроорганизмах. Узнать, что микробы бывают полезными и вредными.

Методы обучения

Рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, наблюдение, моделирование.

Ф е в р а л ь

Занятие 8

Тема

Знакомство с условным изображением человеческого тела.

Цель

Развитие представлений о нервной системе и органах чувств. Освоение экспериментирования и проживания.

Методы обучения

Иллюстрация с изображением человека. Детская Энциклопедия Здоровья. Эксперименты.

Литература

Конспекты занятий по программе «Развитие» Вагнера по средней группе.

Занятие 9

Тема

Познакомимся с нашими зубами.

(Познавательное занятие)

Цель

Дать представление о строении и значении зубов.

Программное

содержание

Познакомиться со строением зубов методом  самообследования; уточнить знания о назначении зубов, об их функции. Познакомить  с расположением зубов в ротовой полости, их названием и количеством.

М а р т

Занятие 10

Тема

Знакомство с ухом.

Цель

Познакомить детей со строением и значением органа слуха.

Программное

содержание

1. Дать простейшие понятия о строении и функционировании уха;

2. Показать значимость этого органа для человека;

3. Обсудить вопросы гигиены уха.

Методы обучения

Наблюдение, самонаблюдение, экспериментирование, игра, рассказ, беседа.

Литература

А.И. Иванова «Человек». Раздел «Органы чувств».

Занятие 11

Тема

Полезные и вредные привычки.

Цель

Прививать детям полезные, хорошие привычки. Объяснить к чему могут привести вредные привычки. Учить детей заботиться о себе и об окружающих.

Методы обучения

Познавательная беседа. Заучивание стихотворения «Привычки». Чтение рассказа «Денис и медвежонок Денни». Ответы на вопросы. Загадки. Рисунки детей о полезных вещах.

Методическое

пособие

Литература

Т.А. Шорыгина «Беседа о здоровье»

А п р е л ь

Занятие 12

Тема

«Ведьмин суп»

Цель

Учить отличить съедобные грибы от ядовитых. Рассказать, что в пищу можно употреблять съедобные грибы после обработки (варки, засолки).

Оборудование

Загадки о грибах, предметные, сюжетные картинки с изображением грибов съедобных и ядовитых. Фланелеграф.

Методические

приемы

1. Загадывание загадок о грибах с демонстрацией ответов на фланелеграфе.

2. Беседа.

3. Дидактическая игра «Съедобный грибок положи в кузовок».

Литература

Книжка-раскраска «Грибы»

Рекомендации

родителям

Проводить разъяснительные беседы о грибах. Использовать  настольно игры-классифика-ции (съедобное - несъедобное)

А п р е л ь

Занятие 13

Тема

«Его величество ток»

Цель

Рассказать об электроприборах, об их значении для людей, правилах пользовании.

Оборудование

Картинки с изображением электроприборов (телевизор, утюг, пылесос, телефон);  загадки о них; знаки опасности; игрушка - забинтованный  мишка.

Методические

приемы

1. Игра «Отгадай загадку по картинке»

2. Беседа об электроприборах.

3. Рассмотреть знаки опасности и разложить иллюстрации возле каждого знака.

4. Совестно придумать рассказ на тему.

5. Самостоятельно сформулировать пользования электроприборами.

Литература

«Безопасность» Н.Н. Авдеева

Рекомендации

родителям

Вырабатывать правила пользования электроприборами, поместить их в игровой ребенка.

М а й

Занятие 14

Тема

«Опасный петушок»

Цели

Продолжать обучать детей мерам пожарной безопасности. Рассказать об электроприборах, спичках, зажигалках, о последствиях пожаров в доме.

Оборудование

Фотоматериалы, предметные картинки сюжетные, иллюстрации, карточки «01».

Методические

приемы

1. Рассказ воспитателя о пожарах.

2. Рассматривание иллюстрации, сюжетные, предметные картинки.

3. Беседа.

4. Игра-тренинг «Если случился в квартире пожар».

Литература

«Безопасность» Н.Н. Авдеева

«Кошкин дом», «Пожар» С.Я. Маршак.

Рекомендации

родителям

Рассказать об опасности с огнем. Избегать запугиваний и запретов.

М а й

Занятие 15

Тема

Экскурсия в кабинет врача (познавательная деятельность  по основам безопасности жизни).

Цель

Пополнить имеющиеся у детей знания о работе врача.

Программные

задачи

Сформировать представление о том, что при заболевании необходимо обратиться к врачу; познакомить с простейшим оборудованием, которым пользуется врач, помочь побороть страх  перед врачом.

Материалы и

оборудование

Игрушка (Животное или сказочный персонаж), обычное оборудование врачебного кабинета

Методы обучения

Игра, рассказ, показ, экспериментирование, самостоятельная  продуктивная деятельность детей.

Организация

занятия

Свободная

Приложение №2

Тематический план совместной деятельности педагога с детьми по ОБЖ

Месяц

Тема

Задачи

Методы и приемы

Октябрь

Зачем нужны дорожные знаки?

1. Учить детей быть внимательными при переходе дорог;

2. Учить использовать дорожные знаки для собственной безопасности;

3. Рассказывать детям о многофункциональности дорожных знаков, об использовании их для регулировки движения автотранспорта.

1. Показ дорожных знаков;

2. Беседа;

3. Использование диафильмов;

4. Стихи;

5. Загадки.

Ноябрь

Что делать, если потерялись.

Мы — пассажиры.

1. Учить детей правильно реагировать на ситуацию;

2. Учить детей, что нужно делать и куда можно обратиться за помощью.

1. Беседа;

2. Рассматривание сюжетных картинок;

Просвещение «Твоя безопасность»;

3. Правила в стихах из книги «Основы безопасности».

Декабрь

Правила поведения в транспорте

1. Расширять знания детей о транспорте, дать понятие общественного транспорта;

2. Учить детей правилам поведения в общественном транспорте;

3. Расширять словарный запас детей.

1. Рассматривание тематических картинок (автотранспорт);

2. Использование тематических картинок, правила поведения из книги «Твоя безопасность»;

3. Стихи;

4. Диафильмы.

Январь

Будь осторожен дома. Электроприборы, открытые окна, острые колющие предметы.

1. Учить детей осторожно и по назначению использовать электроприборы и правилам обращения с ними;

2. Учить избегать опасных ситуаций, убирать на место режущие и колющие предметы.

1. Диафильмы;

2. Беседа;

3. Стихи;

4.Загадки.

Февраль

Кошка и Собака

Учить детей правильному поведению при общении с животными: Чем могут быть опасны, чего не нужно делать;

Учить детей, что нужно делать при возникновении раны.

1. Диафильмы;

2. Беседа;

3. Чтение рассказа;

4. Стихи.

Март

Правила поведения на воде.

1. Учить детей правильному поведению на воде;

2. Что нужно делать если возникла опасность.

1. Использование тематических картинок;

2. Стихи;

3. Беседа.

Апрель

Безопасность на природе.

Учить детей правильному поведению на природе;

Что делать если ты заблудился;

Что делать если началась гроза.

1. Использование тематических картинок;

2. Стихи;

3. Беседа.

Май

Лекарства-друзья и

Лекарства- враги

Рассказать детям о свойствах лекарств;

Дать понятия осторожного обращения с лекарствами.

1. Использование тематических картинок;

2. Стихи;

3. Беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1...

Проектирование системы методической работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Система взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Система взаимодействия с родителями по формированиюздорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)

Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)...

Система деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни «Поможем детям расти здоровыми».

Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема раннего формиро...

Статья "Основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в де...