Высокое качество дошкольного образования через включение в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного
статья

Мальханова Светлана Николаевна

О необходимости включения в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Высокое качество дошкольного образования через включение в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного

Качество образования, как залог становления человека в обществе и успешного развития его, доступность для разных социальных групп населения, остаются приоритетными задачами образовательной политики Российской Федерации.

Анализируя современные исследования в области качества образовательной деятельности, отчётливо выделяется главный признак: качество — это соответствие объекта установленным стандартам.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию.

Если говорить  о качестве дошкольного образования, то особое внимание уделяется созданию качественных условий для развития ребёнка.

В образовательном процессе это использование развивающих технологий способствующих формированию у дошкольников общей культуры, развитию качеств, обеспечивающих социальную успешность, что позволит ребёнку подготовиться к следующему этапу обучения.

Нами  накоплен опыт работы по использованию в образовательном процессе развивающих технологий:

- «Развитие инициативы детей старшего возраста посредством участия их в организации мини-музеев»

- «Портфолио как средство развития самовосприятия детей».

- «Использование нестандартного физкультурного оборудования в образовательном процессе для обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста».

- Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности. 

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта становятся достоянием их личного опыта.

Продуктами проектной деятельности являются выставки детских рисунков, дидактические игры, макеты для сюжетных игр, стенгазеты, фото выставки.

ФГОС ДО обращает особое внимание на условия, необходимые  для  создания  социальной  ситуации  развития  детей, соответствующей  специфике  дошкольного  возраста это:

-   взаимодействие  с  родителями по  вопросам  образования  ребёнка, непосредственного  вовлечения  их  в  образовательную  деятельность, в  том  числе  посредством  создания  образовательных  проектов  совместно  с  семьёй  на  основе  выявления  потребностей  и  поддержки  образовательных  инициатив  семьи;

Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком-дошкольником возможна только при условии построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений данных субъектов.

Поэтому,  улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. В основе работы нашего коллектива с семьей,  лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.

Одной из форм сотрудничества с семьями стала проектная деятельность. На сегодняшний день она получает всё более широкое распространение в ДОУ. Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию познавательных процессов и мыслительной деятельности, расширения кругозора, проявлению самостоятельной познавательной активности, формированию позитивного отношения к миру.

Семейные проекты – стали еще одной эффективной формой работы  с детьми. Они обогащают детское развитие, удовлетворяют индивидуальные потребности, как ребенка, так и семьи, содействуют сотрудничеству взрослых и детей, за ребенком признается его полноценность в образовательных отношениях. В семейных проектах реализуется принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Нами была выдвинута гипотеза - технология  семейных  проектов будет эффективна в амплификации   познавательного  развития   детей старшего дошкольного возраста.

Семейные  проекты станут эффективным средством в организации  образовательного  процесса, позволят  выстроить  образовательный  процесс с  учётом  индивидуального  подхода  к  детям, позволят выявить индивидуальность ребёнка, его способности, увлечения и интересы.

Дети станут ярче демонстрировать свои достижения, обладать чувством собственного достоинства.

Расширится  кругозор  детей.

Родители осознанно будут участвовать в образовательном процессе.

Данная гипотеза была выдвинута не случайно,  наблюдается  низкий  уровень  познавательного  развития  детей старшего дошкольного возраста.

     Это  обусловлено  такими  факторами   как:

- ограниченность  условий ДОУ для познавательного развития детей (нет возможности организовывать познавательные экскурсии, посещать музеи,  выставки);

-  далеко не всегда  родители понимают и хотят брать на себя первостепенную ответственность  за развитие  и воспитание детей;

- нежелание  родителей участвовать в  воспитательно – образовательном  процессе детского сада;

- нехватка информации для родителей , связанной,  с новым содержанием и новыми технологиями воспитания и обучения детей.

По данной проблеме в ДОУ в 2020 году была открыта ММП, основной задачей которой является: Создание системы  работы с детьми и родителями по включению  семейных  проектов в  образовательную  деятельность, направленных на  познавательное  развитие  детей.

Цель познавательного развития старшего дошкольника – развивать познавательные интересы, потребности и способности, самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения следующих задач

1.        Помощь  родителям в нахождении личностного смысла в пед образовании (познание своего ребёнка и себя), развитие личной педагогической культуры

2.        Организация педагогической поддержки родителям в развитии и воспитании ребенка и себя как родителя, с учётом дифференцированного подхода.

3.    Рост психолого - педагогической компетентности родителей, активное включение в совместную деятельность с ребёнком, с работниками ДОУ , при этом создавать атмосферу сотрудничества.

Для того чтобы начать работу над семейными проектами , мы поняли, что нужно подготовить родителей.

Для этого педагогами были разработаны и проведены обучающие встречи:

« Проектный метод в работе детского сада»

« Как сделать презентацию»

«Как мы работали над проектом».

- Разработаны памятки для родителей: «Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»

где родители знакомились  с этапами составления детских проектов:

В памятке -  «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?» мы рассказывали родителям, что участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя, проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться за помощью.

- Организованы мастер классы, где родители получали навыки совместной деятельности и навыки общения с ребёнком в процессе деятельности.

- Были организованы праздники и развлечения с участием семей как итоговые мероприятия по проектам.

После того как мы поняли, что многие семьи стали проявлять интерес к совместной деятельности с детьми мы  стали включать их  помощь в реализации проектов по познавательному развитию детей.

Были выбраны темы, для раскрытия которых было необходимо  участие родителей.

 Это  ознакомлением с   великими  и  знаменитыми  людьми  той  или  иной   профессии. В  основе  системы  работы  стал  календарь   профессиональных  праздников  и  памятных  дней  России: день  Космонавтики, День  победы, день  изобретателя, день  Военно – морского  флота, день  музыки , день российского  кино, международный  день  гражданской  авиации, день  российской  печати,   международный  день  театра.

В течении года был разработан план работы к проф. праздникам и к памятным дням России, в  котором продумывались этапы работы по созданию проекта как в детском саду так  и содержание работы в семье по реализации проекта.

Результатами работы стали семейные проекты:

«Космонавты  эпохи»

   «Покоряем  космические   просторы»

 «Занимательные  рассказы  о  космонавтах»

«Великие  полководцы  Отечественной войны»

(Георгий   Жуков, Константин  Рокоссовский)

«Герои  земли  Бутурлинской»

«Гордость  нашей  семьи»

Стало ясно, что совместная проектная деятельность объединяет семьи, помогает родителям объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами. Родители часто и не подозревают, на что способны их дети!

Продукты семейных проектов активно стали использоваться в образовательном процессе, в самостоятельной и совместной деятельности для развития общения со сверстниками, демонстрации личностных достижений, обеспечения эмоционального личного благополучия ребёнка .

Содержание, на основе которого происходит познавательное развитие детей 5-7 лет, охватывает весьма широкий круг вопросов. Учитывая то, что идёт  интенсивное развитие у детей познавательных процессов, но они ещё не совершенны, чтобы осваивать мир в научных системах,  педагоги при трансляции разнообразных сведений о нашем мире должны использовать такие формы, методы и приёмы, которые оказывают сильное воздействие, прежде всего на эмоциональную сферу ребёнка. Обучение должно ориентироваться на интересы и потребности ребёнка и основываться на личном опыте. А значит необходимо включить ребёнка в деятельность. Проекты, которые исполняют дети, должны вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца.

 Самыми  удачными являются те проекты, которые инициированы самими детьми, соответствуют их запросам и интересам. Роль педагога не прослушать интересные вопросы детей и не поспешить на них ответить, а предложить самому ребёнку найти ответ на свой вопрос.

Самое важное, что при совместно выстроенной работе ребенок развивается, как личность. Каждая тема была открытием ребенка.

Анализ познавательного развития  показал значительные изменения в сфере познавательного развития детей.

Семейные  проекты стали эффективным средством в организации  образовательного  процесса.

Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть: участие родителей в проектах является важным, поскольку, в конечном итоге, способствует повышению качества образования и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного направления по теме: «Осень» для детей старшего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.Этим обусловлена цель непосредств...

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Богатство Югры» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:  познакомить детей со свойствами нефтиЗадачи:v совершенствовать знания детей о полезных ископаемых Югры;v закреплять знания детей пользе и вреде нефти;v воспитывать любовь к родному краю;v ...

Статья "СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Как известно, есть мир литературы, придуманный писателями, и есть реальный мир людей, с их актуальными жизненными задачами, кругом интересов, уровнем культуры. Соединяет эти миры чтение.Семейное...