Методическая разработка «Тактильные Игрушки» для дошкольников
методическая разработка (младшая группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Тактильные Игрушки»

для дошкольников

Выполнила:

Воспитатель: Хованова Оксана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Тактильные игры (своими руками)

 

Детство наших детей должно быть счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, следовательно, ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Для развития и закрепления сенсорных навыков у ребенка следует превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Поэтому, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

 

           

                                                    

Сухие пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшённая), песком, солью.

Используя пальчиковый бассейн, следует помнить:
От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.

Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12 см, чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.

Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.

Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.

Пальцы левой и правой рук следует погружать равномерно

Цели:

1.Развитие речи детей младшего дошкольного возраста;

2. Укрепление и развитие мелкой моторики;

 

3. Укрепление зрительно-моторной координации;

4. Развитие концентрации внимания;

5. Развитие усидчивости;

6. Обогащение активного словаря;

7. Развитие творческих способностей.

 

                                                             

Задачи:

1.Развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;

2.Укрепление мышц пальцев и кистей рук,

3. Развитие познавательной функции речи;

4. Расширение пассивного и активного словаря;

5. Уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь;

6. Развитие эмоционального общения;

7.Закрепление основных цветов.

Сухой бассейн также может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне. Давайте подарим нашим малышам минуты смеха и новые ощущения!

Дидактические игры пособия: «Искупай ручки», «Найди игрушку», «Угадай игрушку», «Найди одинаковые», «Спрячь игрушку», «Найди такой же звук».

Игра «Искупай ручки». Цель: снятие напряжения кистей рук, усталости, расслабление мышц ладоней, локтевого и плечевого пояса рук.

 Действие педагога: Ребята, у нас появился «сухой бассейн», в нем можно искупать ручки и не замочить их. Давайте попробуем это сделать все вместе, а потом по очереди каждый из вас. Можно представить, что наши ручки- рыбки и поплавать в нашем бассейне на поверхности и на глубине. Инструкция: опустим ладони (рыбки) в аквариум и покажем, как они плавают.

 

 

Игра: «Найди игрушку». Цель: учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки. Развивать словарь.

Действие педагога: в «сухой бассейн» помещают различные мелкие игрушки.

Инструкция: нужно опустить руки в «бассейн», там лежат мелкие игрушки.

На ощупь найти машину (рыбку, самолет, мишку, шишку и т.д.)  вынуть  из «бассейна».

 

Игра: «Угадай игрушку». Цель: учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки, которые в «бассейне» спрятала воспитатель. Развивать словарь.

Действие педагога: в «сухой бассейн» помещают разные по тематике игрушки. Можно игру подвести под тему недели, и прятать предметы исходя из тематики НОД.  Инструкция: нужно опустить руки в бассейн, там лежат игрушки. На ощупь найти машину (рыбку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна» и назвать.

 

Игра: «Найди одинаковые».  Цель: учить находить одинаковые игрушки по рисункам и картинкам, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память. Действие педагога: ребята, у каждого есть братик или сестричка, давайте мы найдем одинаковые.

Инструкция: нужно найти одинаковые или игрушку по картинке.

 

Игра «Спрячь игрушку». Цель: учить прятать предмет на самое дно контейнера, развивать мелкую моторику рук.

Действие педагога: создается игровая ситуация- спрятать мышку, чтобы ее не нашла кошка.

Инструкция: ребенок должен спрятать игрушку мышки на самое дно контейнера.

Игра «Найди такой же звук» Цель: учить детей на звук определять одинаковые киндер-сюрпризы.

Действие педагога: ребята, нужно найти киндер-сюрпризы, которые одинаково звучат. 

Инструкция: нужно найти киндер-сюрпризы, которые одинаково звучат.

 

 

«Пальцы играют»

Цель: Развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов.
Инструкция: Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

 

Рисование пальчиками «Солнышко»

Цель: Формирование умения передавать форму предметов. Развить воображения, мышления, мелкой моторики. Воспитание усидчивости, терпения.

Материал и оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с манкой.
Инструкция: Детям загадывается загадка про солнце:
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко.
Проплывает в небе шар-
Раскалённый, как пожар.
Дети рисуют солнышко с определённым количеством лучиков.

 

 

 

Экспериментирование

«Наполни емкости» Оборудование: «Сухие пальчиковые бассейны» с мелкими наполнителями, совочки, различные мелкие емкости. Содержание: дети рассматривают мелкие емкости на глаз, определяют большую и маленькую, чтобы подтвердить проводят опыт. С помощью совочков заполняют емкости, пересчитывают количество совочков. Вывод: в большую емкость вошло большее количество совочков.

 

Игра «Волшебное сито» Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от мелкой крупы, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. Оборудование: совки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа, рис, камни. Ход игры: К детям в гости приход Золушка и сообщает, что злая мачеха дала ей задание, отделить манную крупу от фасоли «Ребята, я сама не справлюсь, помогите мне, пожалуйста». Дети при помощи мелкого сита отделяют манную крупу от фасоли, затем при помощи более крупного сита отделяют фасоль.

 

 

 

Рисование на подносе.

Для этого необходимо насыпать слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровнять. Далее можно изобразить простые изображения, проводя пальцем: бабочки, цветок, солнышко, облака, животных, дома и т. д.

2 способ. Следующий способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью карандаша нарисовать рисунок. С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.

 

 

3способ. Рисования манкой на световом стекле.

Для организации процесса рисования манкой потребуется: Большой контейнер с плоской крышкой и светодиодная подсветка на батарейках. Кладем  подсветку на дно контейнера, включаем и закрываем крышкой. Насыпаем манку на крышку  и рисуем.

При организации занятий рисованием манкой на стекле необходимо соблюдение следующих условий: игры должно проходит в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок;

 

 

 

Тактильные карточки - не просто интересная игра; они развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Для самых маленьких деток сенсорные карточки являются прекрасным развивающим пособием. Воздействие разнообразных фактур на пальчики малыша само по себе является полезным для его сенсорики, а вдобавок благодаря объяснениям  кроха узнает, что вот эта гладкая поверхность - шелк, мягкая и пушистая - вата, а шершавая называется наждачной бумагой. Небольшие карточки удобно держать маленьким ручкам, а доставать, раскладывать и перебирать эти "пособия" нравится всем без исключения малышам.

Тактильные карточки своими руками
Основой для тактильных карточек обычно является картон. Вы можете использовать старые, ненужные картонные коробки или купить картон специально, в магазине канцтоваров. Кроме того, основой карточек может стать также фетр. Размер карточек - примерно 10*10 см. Обычно изготавливают два одинаковых комплекта для разных игр, например, поиска одинаковых по ощущениям карточек.

Игра «Изучаем фактуру» - гладкий, колючий, шершавый, жесткий
Цель: развивать тактильную память, обогащать словарный запас, развивать мелкую моторику, память, фантазию, воображение.

Игра «На что похоже»

Ребенок ощупывает карточку, а потом называет, что она ему напоминает или что похожа.

Цель: развивает тактильную память и воображение.

Игра «Найди пару» Это классическая игра – соединялка, позволяет учить находить и называть карточки одинаковые не только по цвету, но и  фактуре. Перемешайте карточки и разложите их «фактурой» вверх, одинаковые выкладываем в ряд. Играть можно с 2-2,5 лет.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам.

 Игра «Угадай на ощупь» С двухлетним малышом вы можете группировать сенсорные карточки по цвету или другому признаку. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку под покрывалом. В дальнейшем усложняйте игру, увеличивая количество карточек и количество признаков, по которым их можно объединить.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам, развитие речи.


 

 

Что наклеить на картон? Материалы для создания  тактильных карточек могут быть самыми разнообразными:
 любые ткани (шелк, лен, бархат, плащевка, флис, трикотаж, шерсть, ватин, ткань с пайетками, мешковина и другие); кожа, натуральный и искусственный мех;  фетр (можно наклеить на картон или даже использовать как основу для сенсорных карточек,   наждачная бумага;  фольга обычная и от термоизоляции; перышки; макароны, горох, фасоль, рис, перловка, гречка, манка, пшенка; губки для мытья посуды ( на крышки от баночек  )

 

 

                     «Тактильные мешочки и мешочки из шариков .

 Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

     Для развития сенсорных и тактильных ощущений я изготовила «Тактильные мешочки". Из яркой ткани, раскроила и сшила мешочки. Наполнители для мешочков использовала следующие: макароны, горох, фасоль,  рис, бусинки, кукуруза, шишки мелкие, зерно, манка, гречка, грецкий орех, пуговицы.

     Ниже приведены игры, в которые можно играть используя тактильные мешочки:

Игра "Угадай, что внутри". Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.

Какие предметы можно положить в волшебный мешочек :
-макаронные изделия
- бусинки крупные
-крупы
- геометрические объемные фигуры, плоские геометрические фигуры
- монетки
- небольшие игрушки (машинка, матрешка, собачка)
- пуговицы
- природный материал (ракушки, шишки , орехи, желуди, каштаны)

Игра "Найди два одинаковых  по содержимому"

Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений подбирать мешочку пару.

Игра "Сосчитай-ка"

Цель: учить детей на ощупь определять колличество пуговиц.

Игра "Лёгкий - тяжёлый"

Цель: учить детей на вес определять лёгкие и тяжёлые мешочки.

Игра Послушай, как звучит".

Цель: учить детей определять звучание мешочка (шуршит, гремит, звенит и т. д.)

Материалы для изготовления мешочков из шариков
На один мяч: два воздушных шарика, крупа, воронка и ножницы. Способ изготовления мешочка
Для начала, определяемся с наполнителем. На выбор: гречневую крупу, пшенку или рисовую, фасоль или горох. Рисовая крупа очень приятно скрипит в мяче (как будто лепим снежок) и мяч с рисом легко поддается метаморфозам и держит форму. Мячик с фасолью приятный на ощупь - весь бугристый и хрустит при нажатии. Мячики с пшенной крупой и гречкой на ощупь шуршат.
Как сделать:
- Надуваем шары и держим минуты три в надутом состоянии.
- В шарик вставляем воронку и насыпаем крупу, утрамбовываем до нужного размера.
- Вытаскиваем воронку и отрезаем лишний кусок шарика.
- Аккуратно натягиваем на шарик другой обрезанный воздушный шарик, чтобы дырка с крупой закрылась.  Играя с ребенком в мешочки, вы разовьете у него память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, речь, словарный запас. Эта простая игра направляет ребенка к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.

 

 

Тактильные мешочки из шариков.
«Накормим Хрюшу»

 

Материал: Пластиковая бутылка(обвязанная крючком, розовыми нитками, оформление в виде хрюши.

Для малышей очень важно развивать тактильные ощущения. Как показывают многие исследования, это влияет на внимательность и концентрацию детей, и, как следствие, на усвояемость материала и успехи в учебе в целом. Выполняя пальчиками различные упражнения, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма в школе. Помочь ребенку в этом можно с помощью увлекательной игры «Накорми хрюшку». Цель: Развиваем мелкую моторику рук детей младшего возраста.  Ход игры: педагог предлагает детям покормить Хрюшку, дает ребёнку поросенка, а в тарелочке ставит корм (фасоль, горох, жёлуди, бобы, макароны, перловую или гречневую крупу, семечки арбуза и тыквы). Затем объясняет детям, как, постепенно, не торопясь накормить поросёнка (засовывая их по одному зернышку или семечку - покормить.) По окончании игры поросенок благодарит ребенка. Педагог обращает внимание на то, что поросенок стал тяжелее, значит наелся. Малыш не только находится в постоянном тактильном контакте с окружающей средой, но и учится познавать форму и размер предметов.

Использование дидактического пособия в разных видах деятельности:

1. Игровой;
        2. Коммуникативной;

3.Творческой

4.Познавательно- исследовательской деятельности.

 

 

 

 

Используемая литература: - Петровский В.А., Кларина Л.М. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» - М., 1997г.; - Е.К. Ютова «Тренинг общения с ребенком», г.Санкт-Петербург 2002г. - А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду», г.Москва «Просвещение» 1982г. - И.Ю. Кулагина «Возрастная психология», г.Москва «Просвещение» 2005г. - Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. Дошкольное воспитание. 1990., №8. - Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3. - Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989. № 10. - Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989. - Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-п., «Лань», 1999. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. - №01.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilnye_igrybayderyakovo.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:

СП «Детский сад» ГБОУ ООШ с.Байдеряково

Методическая разработка

«Тактильные Игрушки»

для дошкольников

Выполнила:

Воспитатель: Хованова Оксана Александровна

                                  Тактильные игры (своими руками)

Детство наших детей должно быть счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, следовательно, ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Для развития и закрепления сенсорных навыков у ребенка следует превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Поэтому, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

          

                                                     

Сухие пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшённая), песком, солью.

Используя пальчиковый бассейн, следует помнить:
От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.

Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12 см, чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.

Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.

Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.

Пальцы левой и правой рук следует погружать равномерно

Цели:

1.Развитие речи детей младшего дошкольного возраста;

2. Укрепление и развитие мелкой моторики;

3. Укрепление зрительно-моторной координации;

4. Развитие концентрации внимания;

5. Развитие усидчивости;

6. Обогащение активного словаря;

7. Развитие творческих способностей.

                                                             

Задачи:

1.Развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;

2.Укрепление мышц пальцев и кистей рук,

3. Развитие познавательной функции речи;

4. Расширение пассивного и активного словаря;

5. Уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь;

6. Развитие эмоционального общения;

7.Закрепление основных цветов.

Сухой бассейн также может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне. Давайте подарим нашим малышам минуты смеха и новые ощущения!

Дидактические игры пособия: «Искупай ручки», «Найди игрушку», «Угадай игрушку», «Найди одинаковые», «Спрячь игрушку», «Найди такой же звук».

Игра «Искупай ручки». Цель: снятие напряжения кистей рук, усталости, расслабление мышц ладоней, локтевого и плечевого пояса рук.

 Действие педагога: Ребята, у нас появился «сухой бассейн», в нем можно искупать ручки и не замочить их. Давайте попробуем это сделать все вместе, а потом по очереди каждый из вас. Можно представить, что наши ручки- рыбки и поплавать в нашем бассейне на поверхности и на глубине. Инструкция: опустим ладони (рыбки) в аквариум и покажем, как они плавают.

Игра: «Найди игрушку». Цель: учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки. Развивать словарь.

Действие педагога: в «сухой бассейн» помещают различные мелкие игрушки.

Инструкция: нужно опустить руки в «бассейн», там лежат мелкие игрушки.

На ощупь найти машину (рыбку, самолет, мишку, шишку и т.д.)  вынуть  из «бассейна».

Игра: «Угадай игрушку». Цель: учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки, которые в «бассейне» спрятала воспитатель. Развивать словарь.

Действие педагога: в «сухой бассейн» помещают разные по тематике игрушки. Можно игру подвести под тему недели, и прятать предметы исходя из тематики НОД.  Инструкция: нужно опустить руки в бассейн, там лежат игрушки. На ощупь найти машину (рыбку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна» и назвать.

Игра: «Найди одинаковые».  Цель: учить находить одинаковые игрушки по рисункам и картинкам, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память. Действие педагога: ребята, у каждого есть братик или сестричка, давайте мы найдем одинаковые.

Инструкция: нужно найти одинаковые или игрушку по картинке.

Игра «Спрячь игрушку». Цель: учить прятать предмет на самое дно контейнера, развивать мелкую моторику рук.

Действие педагога: создается игровая ситуация- спрятать мышку, чтобы ее не нашла кошка.

Инструкция: ребенок должен спрятать игрушку мышки на самое дно контейнера.

Игра «Найди такой же звук» Цель: учить детей на звук определять одинаковые киндер-сюрпризы.

Действие педагога: ребята, нужно найти киндер-сюрпризы, которые одинаково звучат.  

Инструкция: нужно найти киндер-сюрпризы, которые одинаково звучат.

«Пальцы играют»

Цель: Развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов.
Инструкция:
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

Рисование пальчиками «Солнышко»

Цель: Формирование умения передавать форму предметов. Развить воображения, мышления, мелкой моторики. Воспитание усидчивости, терпения.

Материал и оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с манкой.
Инструкция:
Детям загадывается загадка про солнце:
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко.
Проплывает в небе шар-
Раскалённый, как пожар.
Дети рисуют солнышко с определённым количеством лучиков.

Экспериментирование

«Наполни емкости» Оборудование: «Сухие пальчиковые бассейны» с мелкими наполнителями, совочки, различные мелкие емкости. Содержание: дети рассматривают мелкие емкости на глаз, определяют большую и маленькую, чтобы подтвердить проводят опыт. С помощью совочков заполняют емкости, пересчитывают количество совочков. Вывод: в большую емкость вошло большее количество совочков.

Игра «Волшебное сито» Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от мелкой крупы, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. Оборудование: совки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа, рис, камни. Ход игры: К детям в гости приход Золушка и сообщает, что злая мачеха дала ей задание, отделить манную крупу от фасоли «Ребята, я сама не справлюсь, помогите мне, пожалуйста». Дети при помощи мелкого сита отделяют манную крупу от фасоли, затем при помощи более крупного сита отделяют фасоль.

Рисование на подносе.

Для этого необходимо насыпать слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровнять. Далее можно изобразить простые изображения, проводя пальцем: бабочки, цветок, солнышко, облака, животных, дома и т. д.

2 способ. Следующий способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью карандаша нарисовать рисунок. С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.

3способ. Рисования манкой на световом стекле.

Для организации процесса рисования манкой потребуется: Большой контейнер с плоской крышкой и светодиодная подсветка на батарейках. Кладем  подсветку на дно контейнера, включаем и закрываем крышкой. Насыпаем манку на крышку  и рисуем.

При организации занятий рисованием манкой на стекле необходимо соблюдение следующих условий: игры должно проходит в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок;

      Тактильные карточки - не просто интересная игра; они развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Для самых маленьких деток сенсорные карточки являются прекрасным развивающим пособием. Воздействие разнообразных фактур на пальчики малыша само по себе является полезным для его сенсорики, а вдобавок благодаря объяснениям  кроха узнает, что вот эта гладкая поверхность - шелк, мягкая и пушистая - вата, а шершавая называется наждачной бумагой. Небольшие карточки удобно держать маленьким ручкам, а доставать, раскладывать и перебирать эти "пособия" нравится всем без исключения малышам.

Тактильные карточки своими руками
Основой для тактильных карточек обычно является картон. Вы можете использовать старые, ненужные картонные коробки или купить картон специально, в магазине канцтоваров. Кроме того, основой карточек может стать также фетр. Размер карточек - примерно 10*10 см. Обычно изготавливают два одинаковых комплекта для разных игр, например, поиска одинаковых по ощущениям карточек.

Игра «Изучаем фактуру» - гладкий, колючий, шершавый, жесткий
Цель: развивать тактильную память, обогащать словарный запас, развивать мелкую моторику, память, фантазию, воображение.

Игра «На что похоже»

Ребенок ощупывает карточку, а потом называет, что она ему напоминает или что похожа.

Цель: развивает тактильную память и воображение.

Игра «Найди пару» Это классическая игра – соединялка, позволяет учить находить и называть карточки одинаковые не только по цвету, но и  фактуре. Перемешайте карточки и разложите их «фактурой» вверх, одинаковые выкладываем в ряд. Играть можно с 2-2,5 лет.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам.

 Игра «Угадай на ощупь» С двухлетним малышом вы можете группировать сенсорные карточки по цвету или другому признаку. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку под покрывалом. В дальнейшем усложняйте игру, увеличивая количество карточек и количество признаков, по которым их можно объединить.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам, развитие речи.

Что наклеить на картон? Материалы для создания  тактильных карточек могут быть самыми разнообразными:
 любые ткани (шелк, лен, бархат, плащевка, флис, трикотаж, шерсть, ватин, ткань с пайетками, мешковина и другие); кожа, натуральный и искусственный мех;  фетр (можно наклеить на картон или даже использовать как основу для сенсорных карточек,   наждачная бумага;  фольга обычная и от термоизоляции; перышки; макароны, горох, фасоль, рис, перловка, гречка, манка, пшенка; губки для мытья посуды ( на крышки от баночек  )

                  «Тактильные мешочки и мешочки из шариков .

 Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

     Для развития сенсорных и тактильных ощущений я изготовила «Тактильные мешочки". Из яркой ткани, раскроила и сшила мешочки. Наполнители для мешочков использовала следующие: макароны, горох, фасоль,  рис, бусинки, кукуруза, шишки мелкие, зерно, манка, гречка, грецкий орех, пуговицы.

     Ниже приведены игры, в которые можно играть используя тактильные мешочки:

Игра "Угадай, что внутри". Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.

Какие предметы можно положить в волшебный мешочек :
-макаронные изделия
- бусинки крупные
-крупы
- геометрические объемные фигуры, плоские геометрические фигуры
- монетки
- небольшие игрушки (машинка, матрешка, собачка)
- пуговицы
- природный материал (ракушки, шишки , орехи, желуди, каштаны)

Игра "Найди два одинаковых  по содержимому"

Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений подбирать мешочку пару.

Игра "Сосчитай-ка"

Цель: учить детей на ощупь определять колличество пуговиц.

Игра "Лёгкий - тяжёлый"

Цель: учить детей на вес определять лёгкие и тяжёлые мешочки.

Игра Послушай, как звучит".

Цель: учить детей определять звучание мешочка (шуршит, гремит, звенит и т. д.)

Материалы для изготовления мешочков из шариков
На один мяч: два воздушных шарика, крупа, воронка и ножницы. Способ изготовления мешочка
Для начала, определяемся с наполнителем. На выбор: гречневую крупу, пшенку или рисовую, фасоль или горох. Рисовая крупа очень приятно скрипит в мяче (как будто лепим снежок) и мяч с рисом легко поддается метаморфозам и держит форму. Мячик с фасолью приятный на ощупь - весь бугристый и хрустит при нажатии. Мячики с пшенной крупой и гречкой на ощупь шуршат.
Как сделать:
- Надуваем шары и держим минуты три в надутом состоянии.
- В шарик вставляем воронку и насыпаем крупу, утрамбовываем до нужного размера.
- Вытаскиваем воронку и отрезаем лишний кусок шарика.
- Аккуратно натягиваем на шарик другой обрезанный воздушный шарик, чтобы дырка с крупой закрылась.  Играя с ребенком в мешочки, вы разовьете у него память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, речь, словарный запас. Эта простая игра направляет ребенка к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.

Тактильные мешочки из шариков.  «Накормим Хрюшу»

Материал: Пластиковая бутылка(обвязанная крючком, розовыми нитками, оформление в виде хрюши.

Для малышей очень важно развивать тактильные ощущения. Как показывают многие исследования, это влияет на внимательность и концентрацию детей, и, как следствие, на усвояемость материала и успехи в учебе в целом. Выполняя пальчиками различные упражнения, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма в школе. Помочь ребенку в этом можно с помощью увлекательной игры «Накорми хрюшку». Цель: Развиваем мелкую моторику рук детей младшего возраста.  Ход игры: педагог предлагает детям покормить Хрюшку, дает ребёнку поросенка, а в тарелочке ставит корм (фасоль, горох, жёлуди, бобы, макароны, перловую или гречневую крупу, семечки арбуза и тыквы). Затем объясняет детям, как, постепенно, не торопясь накормить поросёнка (засовывая их по одному зернышку или семечку - покормить.) По окончании игры поросенок благодарит ребенка. Педагог обращает внимание на то, что поросенок стал тяжелее, значит наелся. Малыш не только находится в постоянном тактильном контакте с окружающей средой, но и учится познавать форму и размер предметов.

Использование дидактического пособия в разных видах деятельности:

1. Игровой;
2. Коммуникативной;

3.Творческой

4.Познавательно- исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка : «Развивающая игрушка своими руками»

демонстрация педагогам ДОУ приёмов и способов изготовления игрушки сумки «Нескучайки» как одну из эффективных форм работы с родителями.Расширить кругозор педагогов в области развивающих игр с  де...

Методическая разработка. Народная игрушка знакомит детей с традициями народного творчества.

материал для воспитателей в гр.с реднего и старшего возраста...

Методическая разработка "Игра. Игрушки в ДОУ"

Эта методическая разработка будет полезна для воспитателей и инструкторов ФИЗО в дошкольных учреждениях....

Методическая разработка "Дымковкая игрушка"

Вызвать у детей интрес к дымковской игрушке....

Методическая разработка "Тактильный кубик эмоций"

Многофункциональное дидактическое пособие для эмоционального развития детей 5-6 лет«Тактильный кубик эмоций» Автор:Ицхоки Д.В., педагог-психологДидактическое пособие изготовлено для д...

Методическая разработка «Тактильный сундучок»

Методическая разработка «Тактильный сундучок»Автор: Архиреева Н.Ю. «Тактильный сундучок" — это емкость с любым наполнителем, который только позволит ваша фантази...

Методическая разработка «Тактильные карточки»

Тактильные карточки развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша.Играя с ними, малыш зн...