Анализ и самоанализ организационной образовательной деятельности
методическая разработка

Степанова Светлана Валентиновна

Анализ занятий в детском саду должен проводиться регулярно. Если же речь идёт об открытом занятии, то разбор является обязательным условием проведения показательного занятия. Ведь именно эта форма взаимодействия педагога и воспитанников позволяет взглянуть на образовательный процесс изнутри, а значит оценить не только конечный результат: знания, умения и навыки детей, но способы, которыми педагог их достигает. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова С. В. (воспитатель МАДОУ д/с № 125)

Доклад

Анализ и самоанализ организационной образовательной деятельности

                                 «Сильным, опытным становится педагог, который                

                                 умеет анализировать свой труд»

                                                                                           В.А. Сухомлинский

Анализ занятий в детском саду должен проводиться регулярно. Если же речь идёт об открытом занятии, то разбор является обязательным условием проведения показательного занятия. Ведь именно эта форма взаимодействия педагога и воспитанников позволяет взглянуть на образовательный процесс изнутри, а значит оценить не только конечный результат: знания, умения и навыки детей, но способы, которыми педагог их достигает. При этом проведение анализа требует также учёта определённых методических тонкостей.

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Важно! Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения занятия будет оценка уровня подготовки малышей к школе.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Определяем цели анализа

Открытое занятие в детском саду проводится с целью продемонстрировать педагогическое мастерство воспитателя в работе с детьми. В частности, показать разнообразные приёмы, используемые для реализации поставленных образовательных задач. С другой стороны, показательные уроки позволяют увидеть прогресс в развитии, обучении и воспитании малышей. Для того чтобы соотнести эти задачи проводится анализ открытого занятия. Кроме того, разбор открытого занятия позволяет достичь ещё целого ряда целей.

  1. Оценить уровень подготовки занятия. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка показательного занятия начинается с выбора подходящего оборудования и материалов. Важно понимать, что, если на занятии предполагается раскрашивание шаблона и одному-двум малышам этих картинок не хватит, всё впечатление от занятия, насколько бы методически разнообразным оно ни было, будет потеряно.
  2. Провести мониторинг готовности детей к школе. Это, конечно, не открытое тестирование, а по большей части наблюдение за тем, насколько хорошо малыши ориентируются в материале, воспринимают организованную структуру занятия и следуют ей.
  3. Проанализировать структуру занятия. То есть логичность всех этапов: вводного, основного и заключительного, а также переходы одного в другой.
  4. Рассмотреть приёмы, использованные на занятии. При этом оценить, насколько каждый из них работает на реализацию поставленных целей и задач.
  5. Оценить уровень организации взаимодействия воспитателя с детьми. То есть хорошо ли воспитатель чувствует время занятия (укладывается ли в отведённые для каждого вида работы минуты), соответствует ли темп и тембр его речи нужному эмоциональному фону, насколько самостоятельны и активны ребята.
  6. Выделить недостатки, если они есть, и указать пути их ликвидации.

Виды анализа с разных точек зрения: самоанализ и анализ коллег

Каждое занятие в детском саду, согласно указаниям Федерального государственного образовательного стандарта, подвергается самоанализу. Однако если обычно такой разбор проводится педагогом в свободной форме и сводит все анализируемые позиции к оценке «получилось — не получилось», то открытое занятие рассматривается детально.

Кроме того, открытое занятие подразумевает присутствие гостей: методистов детского сада, коллег, представителей городского и/или регионального методического объединения работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), а также родителей. В связи с этим анализ показательного урока проводится присутствующими на нём педагогами:

•        коллегами — для обмена опытом;

•        учителями курирующих школ — для оценки готовности детей к школе;

•        начальством — для оценки качества работы воспитателя.

Важно! В последние годы отстаивается мнение, что на открытые занятия необходимо приглашать мам и пап, чтобы они могли увидеть своего ребёнка в рабочем процессе, во взаимодействии с педагогом и со сверстниками. А также такие визиты позволят привлечь семью в образовательный процесс.

Итак, анализ открытого занятия может быть двух видов в зависимости от того, кто его делает:

•        самоанализ;

•        анализ присутствующими (в том числе и групповой разбор).

Анализ присутствующими

Для оценки практической пользы проведённого показательного занятия, методической подкованности педагога используется план, который структурно напоминает самоанализ.

Важно! План анализа присутствующими открытого занятия не отличается от разбора обычного урока.  

             

АНАЛИЗ (самоанализ) НОД (в соответствии с ФГОС ДО)

1. Общие сведения

1.1. Тема занятия.

1.2. Дата и место его проведения. Кто проводит?

1.3. Группа.

1.4. Цель занятия.

 на решение каких задач и формирование каких качеств личности воспитанников рассчитано данное занятие;

 как реализуется конкретность и реалистичность цели (с точки зрения достаточности времени на её выполнение, соответствия подготовленности детей к её решению, на предыдущих занятиях, возможностям и способностям детей);

 как реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии.

1.5. Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности.

 соответствие занятия общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

 реализация комплексно-тематического принципа (тема конкретного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы);

 в ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

2. Наблюдение за ходом занятия и рефлексией

2.1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности?

2.2. Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?

2.3. Какие знания приобрели воспитанники в ходе занятия.

 какие социальные установки формировались у воспитанников, к какой общественно - полезной деятельности побуждало их занятие;

 какие жизненно важные ценности формировались.

2.4. Контролируемость занятия.

 как реализуется возможность оценить промежуточные и конечные результаты;

 какие выводы сделали воспитанники по ходу и по окончанию работы;

 каких результатов достигли.

2.5. Как сказалось проведенное занятие на формирование общественного мнения группы и отдельных воспитанников, на их взаимоотношения.

 каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности.

2.6. Каково его воздействие на отдельных воспитанников.

 эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;

 этика труда, художественная деятельность;

 эстетика поведения.

2.7. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы.

3. Общая оценка занятия

3.1. Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач?

3.2. Причины успехов, неудач, ошибок?

3.3. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.

3.4. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и воспитанников:

 результативность занятия по отношению к каждому ребёнку;

 анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы;

 рефлексивный момент (педагог побуждает ребёнка к выражению своего отношения к ситуации, к своей деятельности).

4. Анализ деятельности воспитателя

4.1. Какие черты характера воспитателя способствовали проведению эффективной работы с воспитанниками, какие, наоборот, мешали.

 педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъективности;

 педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей.

4.2. Какие педагогические способности проявлялись при проведении эффективной работы с воспитанниками?

 педагог учитывает особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент);

 педагог «видит» каждого ребенка: помогает, стимулирует, поощряет.

Как проводится самоанализ

Самоанализ —

это своеобразный жанр разбора, который отличается субъективным подходом

Безусловно, алгоритм двух видов разбора будет немного отличаться. Если говорить в целом, то самоанализ будет более субъективным, ведь не зря же бытует мнение, что хороший урок для педагога — это родной ребёнок, которого и ругать-то жалко.

Разбор занятия автором призван:

•        обозначить успешные этапы;

•        соотнести полученные результаты с тем, что планировалось достичь;

•        оценить настрой детей (эта позиция очень важна, так как для малышей работа на публику непривычна, а, значит, могли возникнуть эмоциональные блоки).

Эмоциональный фон — один из самых важных параметров оценки, ведь от него зависит продуктивность работы и детей, и воспитателя

Алгоритм проведения самоанализа

Даже при наличии алгоритма анализа на практике некоторые разборы более эмоциональны, субъективны, что зачастую выражается в отсутствии недостатков.

Самоанализ требует детального рассмотрения каждого из использованных приёмов в рамках того или иного метода на конкретном этапе занятия.

1.        Указываем возраст детей и их количество на занятии.

2.        Обозначаем тему, цели и задачи.

3.        Описываем структуру занятия.

4.        Детально рассматриваем использованные приёмы (с указанием материалов и оборудования для каждого).

5.        Даём оценку уровня организации и эффективности выбранного содержания и формы (логичность, темп занятия, темп речи педагога, эмоциональность, уровень самостоятельности и активности детей).

6.        Перечисляем недостатки, указываем пути их разрешения.

Примерная памятка для самоанализа занятия

1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятий?

2. Была ли произведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематики этого занятия с предыдущим?

3. Какие решались задачи?

 образовательные,

 воспитательные,

 развивающие,

 была ли обеспечена их комплектность, взаимосвязь,

 что являлось главным, стержневым?

4. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия?

5. Оцените содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснования выбранным методам обучения.

6. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения Вы использовали?

7. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия?

8. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

Организация образовательной деятельности в ДОУ

(в соответствии с ФГОС ДО)

          Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются документы, которые отмечены на этом слайде.

 Конвенция ООН о правах ребенка

 Конституция Российской Федерации

 Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

           Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для педагогов. Анализ и самоанализ организованной образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС ДО.

Соответственно, и организованная образовательная деятельность  в группах должна соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ ООД...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...

Консультация "Анализ (самоанализ) организованной образовательной деятельности"

Современный воспитатель должен уметь анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность и работу коллег. Без этих умений невозможно представить его профессиональное разви...