«Bоdy percussiоn (боди перкуссия)
методическая разработка

Плюснина Анна Сергеевна

Body Percussion (перкуссия тела- «тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Bоdy percussiоn (боди перкуссия)

Добрый день.

Меня зовут Плюснина Анна Сереевна, я музыкальный руководитель детского сад. Сегодня свое выступление, я построю на высказывании Немецкий педагог и музыканта  Карла Орфа.  Самым первым инструментом человека было и есть его тело».

2 (слайд) «Самым первым инструментом человека было и есть его тело».

Я с ним полностью согласна, потому что, еще за долго до появления простых музыкальных инструментов, у человека был всегда самый главный инструмент - его тело. Мы можем с вами,  не произнося ни слова издавать звуки. Какие? (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, щелкнуть пальцем). И у каждого этот звук будет свой. А если вместе - это уже оркестр.

Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система “body percussion” (с лат. звучащие жесты) это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение.

3(слайд) С целью коммуникации африканцы на алмазных шахтах для разговоров между собой топали ногами в резиновых сапогах, создавая телесно-перкуссионную технику. Немного позже перкуссия тела переросла в форму безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой.

4(слайд)Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру

         Ну и конечно, такую прекрасную технику педагоги по всему миру стали практиковать и в работе с детьми. Какова же роль «БОДИ ПЕРКУССИИ» в музыкальном развитии дошкольников.

5(на слайде) Body Percussion (перкуссия тела- «тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание)

Это музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента. Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела. Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Что в свою очередь способствует развитию выразительности в общении и иных формах взаимодействия с окружающим миром.

6(слайд)

Применение этой техники в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей:

познавательные процессы; воображение,

зрительно-моторная координация;

музыкально – ритмические способности;

имеет массажное воздействие; она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие,

на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие,

в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами). Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле.

7(слайд) В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):

- Stomp (стап)– шагание ногами по полу или резонирующей поверхности;

- Patsch (петч)– хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);

- Clap (клеп)– хлопанье в ладоши;

- Click (клэк)– щелчки большим и средним пальцами.

Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, можно импровизировать, изобретать новые звуки, разучивать коллективные композиции.

8 (слайд)  Переходим к этапам

Первый этап

Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, причем начинать надо с наиболее легкого – с сочетания шлепков и хлопков

1. Хлопки.

Хлопки могут быть разными:

-Хлопок горстью

-Хлопок плоской ладонью.

-Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону.

2. Шлепки.

Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен.

1) Одновременно двумя руками.

2) Отдельные удары левой или правой рукой.

3) Перекрестные удары

 3. Щелчки.

В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко.

 4. Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед.

Наряду с притопами всей ногой можно и должно проводить и другие упражнения: удары носком (пятка остается на полу) или пяткой (носок  остается на полу).

Когда звучащие жесты будут детьми освоены, постепенно можно задействовать все большее количество разных «инструментов», ставя все более сложные как ритмические, так и координационные задачи.

9. (слайд) Второй этап

Предлагайте детям постепенно привыкать к простому самоаккомпанементу: вначале дайте только хлопки и притопы, затем добавьте шлепки по коленям и позже щелчки. Основной формой в этом  виде деятельности является «эхо», когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов и форма «делай как я», когда за одним ребенком повторяют все остальные.

10. (слайд) Третий этап

Чтобы подготовить учащихся к исполнению самостоятельных композиций и ритмических формул в сопровождении на уроках (Body Percussion), необходимо разучить несколько начальных, подготовительных упражнений разной степени трудности.

11. (слайд) Четвертый этап

На последнем этапе, когда у детей появится достаточно «ритмических эталонов», можно предложить импровизацию. Если дети почувствовали привлекательность и оригинальность Body Percussion, то возможно использование элементов Body Percussion в качестве ритмического сопровождения как к народным, так к современным произведениям, а так же к произведениям, связанным с ритмикой танцевальных жанров.

12. (слайд) В работе помогают нам  специальные карточки помощники.

По простым обозначениям на карточке дети легко ориентируются.                 (показать).  Когда дети усвоили значение карточек переходим к простым упражнениям.

12. (слайд)Предлагаю уже перейти к практической части.

          Все знакомы с нашей русской народной песней «Калинка малинка».

Сначала мы с вами проговорим первый куплет, после этого разложим все слова на жесты, а потом подключим музыку.

Звучит музыка «Калинка малинка».

1.группа Хлопки. Начинаем с вас первые две строчки мы с вами прохлопаем ритм.

2группа. Щелчки. После подключаются щелчки. Продолжают 3 и 4 строчки.

3группа.  Шлепки. Подключаются шлепки. Продолжают 5 и 6 строчки.

Глядя на карточки, дети без подсказок воспитателя или музыкального руководителя могут самостоятельно придумывать любой ритмический рисунок к тому или иному музыкальному произведению.

13. (слайд)Так же с помощью жестов можно разучивать скороговорки. Предлагаю вашему внимаю всем знакомую скороговорку «Ехал Грека через реку».

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».

Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.

В современное время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение.

Современные виртуозы - перкуссионисты выступают как под аккомпанемент музыкальных инструментов, так и сольно.

Все же, перкуссия тела – это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается.

Вот и мы с вами продолжим осваивать технику перкуссии.

Сейчас я предлагаю вам выйти в круг, и под музыку попробовать жесты, и немного усложним добавим музыкальные иструменты.

Перейдем к более сложному варианту (оркестр)

Поаплодируем нашему замечательному оркестру!

Желаю всем творческих успехов и новых интересных находок в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ритмо-техники Bоdy percussiоn на музыкальных занятиях

Развитие музыкально – ритмических способностей  детей старшего дошкольного возраста с использованием эффективных инновационных методов (ритмо-техника Bоdy percussiоn)...

Методическая разработка на тему «Bоdy percussiоn (боди перкуссия) в музыкальной деятельности дошкольников»

Данная методическая разработка является обобщением педагогического опыта на основе пособия немецкого педагога и музыканта Карла Орфа по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Идея К.Орфа сост...

Нетрадиционный метод здоровьесберегающих технологий "Боди перкуссия" Мастер класс "Боди перкуссия в музыкальной деятельности дошкольников.

laquo;Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».Бехтерев Владимир Михайлович.Цель мастер-класса:Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой здоро...

Мастер-класс "Боди перкуссия-тело как музыкальный инструмент"

30 октября в Иркутске проходило традиционное мероприятие проекта "Неформальные каникулы". "Неформальные каникулы"- часть проекта "Иркутск-обучающийся город", который напр...

Боди-перкуссия как средство развития речи

Современный мир заполонили заимствованные слова, но мы должны в наших детях воспитывать патриотизм и любовь к родному. но с акцентом на современность. Боди-перкуссия это ни что иное как наш традиционн...

Музыкальное занятие с элементами технологии "Боди перкуссия" "Путешествие в Игроград"

Данное занятие проводится для подготвительной группе.   В него включены элементы игровых, здоровьесберехающих технологий, ИКТ, и техники боди перкуссии. Дети совершают увлекательное путешест...