Круглый стол «Оснащение развивающей предметно - пространственной среды ДОУ по правилам дорожного движения»
консультация (подготовительная группа)

Сосновская Любовь Вадимовна

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО:
- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
- трансформируемость (возможность изменений ППРС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;
- полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.
- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
- доступность (свободный доступ к игровым пособиям);

-  безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Оснащение развивающей предметно - пространственной среды ДОУ по правилам дорожного движения»

https://sun9-50.userapi.com/impg/6dZWD0lVcq9M-Te-7yQVwtXQ64f_SUN03dD8Kw/ao7Vu-CzBAY.jpg?size=2560x1586&quality=95&sign=b44c2ec161eed08f16343a1fcae7e9fd&type=album

Проблема ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важных направлений работы педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая
Их жажда знаний,  желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах

Необходимо создать в ДОУ условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД . Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону.

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО:
- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
- трансформируемость (возможность изменений ППРС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;
- полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.
- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
- доступность (свободный доступ к игровым пособиям);

-  безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Цель моей работы - сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения. 
Исходя из цели, были сформированы задачи, которые решаются через интеграцию образовательных областей.
Ведущая образовательная область данной темы - «Социально-коммуникативное развитие». 
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения. 
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в моей работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте. 
Следует отметить, что данные задачи так же решаются в следующих образовательных областях:
ОО«Познавательное развитие»  - познакомить детей:
- с понятием улица, ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар), односторонним и двусторонним движением;
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода; 
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнить, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый);
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт); 
ОО«Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);
ОО «Речевое развитие» - развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности;
ОО «Физическое развитие» - развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить - среда должна выполнять:

- образовательную

- развивающую

- воспитывающую

- стимулирующую

- организационную

- коммуникативную функции

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В игровую зону по ПДД нашей группы входит:

  1. макет «Дорога»  
  2. светофор
  3. машины (грузовые, легковые, специализированный транспорт)  
  4. фуражка и накидка ДПС
  5. дорожные знак
  6. художественная литература по теме
  7. уголок изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин, цветные карандаши, сменные листы)
  8. подвижные игры;
  9. дидактические и настольно - печатные игры
  10. самодельные атрибуты (рули, жезлы)

Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге. 
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над своим повышением своего профессионального уровня, поэтому,  считаю, что необходимо продолжать работать по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Буклет "Организация развивающей предметно-пространственной среды группы, направленной на ознакомление старших дошкольников правил дорожного движения"

Буклет "Организация развивающей прредметно-пространственной среды группы,направленной на ознакомление старших дошкольников правил дорожного движения"...

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо  актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...

Консультация по теме: «Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Она должна решаться общими усилиями....

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста....