МАСТЕР-КЛАСС: «Развитие мелкой моторики детей нетрадиционными способами: физическая лаборатория»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Окошкина

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту как ребёнок пойдёт в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС:

«Развитие мелкой моторики детей нетрадиционными способами: физическая лаборатория»

С введением федерального государственного стандарта образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в ФГОС дошкольного образования. Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становиться более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфических видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике, мы получили более игровой и всесторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Мелкая (тонкая) моторика рук –это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребёнка: от их степени развития будет зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции расположены довольно близко друг от друга.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту как ребёнок пойдёт в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами, как слабое развитие кисти рук, нарушение моторики рук, у таких детей наблюдается медлительность выполнения движений, скованность. Ребёнок при выполнении заданий, начинает капризничать,  у него ухудшается настроение.

Как и в других областях педагогики к решению этой проблемы подходят с двух сторон. Традиционные методы развития мелкой моторики, такие как «шнуровка», «пуговицы» и т.п., известны всем и говорить сегодня о них мы не будем. А вот нетрадиционные методы вызывают всё больший интерес, тем более, что они позволяют не только решать конкретную поставленную задачу, но и вызывают у детей бурю эмоций и восхищений.

Вот и дошла наша очередь восторгаться необыкновенными свойствами ньютоновской жидкости :) Так просто ее делать, так мало для этого надо, и так интересно с ней возиться! Даже мне было ужасно любопытно изучать ее волшебные свойства, а уж что говорить о детях!

Ньютоновская жидкость, это такая жидкость, вязкость которой зависит от изменения скорости. Все мы знаем, что мед - густая жидкость, вязкая - он течет очень медленно и медленно заполняет сосуд, в который его перелили. А молоко - жидкость с малой вязкостью. Она тут же принимает ту форму, которую имеет сосуд и мгновенно растекается по нему. Но мед - это всегда мед, а молоко - всегда молоко. А вот ньютоновские жидкости могут быть и вязкими и тут же совершенно жидкими. Все зависит от того, что с ними делают. Пример такой жидкости - модные сейчас хэндгам (жвачка для рук) и лизун, а еще  - обычная болотная трясина или зыбучие пески. А есть еще один вариант ньютоновской жидкости, которая называется "ооблек" ("oobleck"). И мы сами легко можем сделать такую жидкость прямо на кухне. Рецепт ее прост: понадобиться только крахмал (картофельный или кукурузный) и вода.

Что делать с неньютоновской жидкостью?

Первые необычности можно заметить еще на этапе смешивания жидкости. По виду и консистенции оно похоже на тесто для блинов. Но вот размешать ее достаточно сложно - она упирается рукам изо всех сил. И кажется, что крахмал так и не растворится в воде. И, действительно, он не растворится. Именно поэтому у жидкости такие интересные свойства. У нас получится суспензия - частички этой жидкости так и остаются обособленными друг от друга и от воды.
Но как только мы перестали стараться размешать крахмал, мы увидели, что жидкость уже перемешана и даже получилась очень однородной. Теперь с ней можно играть и изучать ее свойства.

Сначала мы изучаем ее просто на ощупь.
Если быстро мять ее пальцами, сгребать в горсть, лепить комочки, то она ощущается как твердая. Но как только остановишься - все комочки буквально утекают сквозь пальцы. Это уже само по себе очень необычное явление.

А еще можно попробовать "переливать" жидкость.
Если медленно наклонять миску, то жидкость течет, как сметана. Но если резко ее наклонить - она совсем не течет.

Так же невозможно выплеснуть жидкость из миски. Она вообще не брызгается! если взять мячик и бросить его в миску - он просто влипнет в нее и никакого ожидаемого всплеска не будет!  Кстати, любые капельки, которые дети все же накапали из миски, убрать очень легко. Ведь они не проникают в поверхность, а так и лежат совершенно сухими комочками. Их просто собираешь руками и кидаешь обратно в миску, где они тут же превращаются опять в воду.

Еще одна любопытная игра - наблюдать, как в жидкости вязнут игрушки. Если ими резко "топать" по поверхности, то они легко "перебегают" миску прямо по воде. Но если они замешкаются на одном месте, то тут же начинают тонуть. И за несколько секунд полностью погружаются в трясину, из которой их потом очень трудно вытащить. И теперь мы на собственном опыте прочувствовали, как бывает, когда засасывает болото или зыбучие пески. Вот оно как получается! Мы, конечно, уже видели подобные эффекты на видео, где люди бегали по ньютоновской жидкости, но одно дело видеть на видео, а другое - своими пальцами это почувствовать.

Кинетический песок – универсальная детская игрушка

Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.

Обладая достаточной сыпучестью, он вместе с тем легко принимает и сохраняет длительное время заданную форму. Эти ценные качества делают кинетический песок очень удобным материалом даже для самых маленьких «скульпторов».

Занятие лепкой из (живого) кинетического песка очень полезно для ребенка. Оно развивает мыслительные способности, воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук. Это прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития.

Кинетический песок является экологически чистым материалом и соответствует всем обязательным требованиям, предъявляемым к детским игрушкам. Он очень удобен в обращении и безвреден. Песок не требует специальных условий для хранения. Его допускается держать в любой емкости. Удобнее всего использовать для хранения кинетического песка пластиковые песочницы. При случайном попадании влаги на песок необходимо подождать, пока она испарится, после чего все его свойства будут полностью восстановлены. Этот игровой материал предназначен для многоразового использования.

Кинетически песок не прилипает к рукам, не вызывает аллергических реакций, не засоряет глаза. Единственной рекомендацией является присутствие взрослых рядом с играющими малышами, чтобы предупредить случайное попадание песка в рот ребенка.

Детские психологи утверждают, что игры с кинетическим песком не только очень увлекательны, но и необходимы для развития малыша. Специальные игровые упражнения с применением песка могут также быть полезны в качестве эффективного терапевтического средства, например, для снятия синдрома детской гиперактивности и лечения аутизма.

Кинетический живой песок это неисчерпаемый источник вдохновения. Вот некоторые примеры игр с его применением:
- Строительство сооружений и создание образов. При помощи форм и инструментов из набора ребенок возводит архитектурные постройки из песка или пробует себя в качестве скульптора.
- Игра «Необыкновенные следы». Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.
- Игра «Найди отличие». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Физическая лаборатория

Этапы трансформации НЖ во время одного цикла превращений

Этап

Пропорции веществ

Неньютоновская жидкость

Вода и крахмал, соотношение 1:2 (больше крахмала - обычно полстакана воды и стакан крахмала)

Лунная глина

В НЖ добавляется мелкая пищевая соль. Соотношение с крахмалом 1:3 (на стакан крахмала идет одна треть соли).

Шелковистый пластилин

В лунную глину добавляется одна треть стакана соды и одна чайная ложка кондиционера для волос или жидкости для мытья посуды.

Кукуруктум

В шелковистый пластилин вмешивается чайная ложка лимонного сока и досыпается крахмала столько, сколько нужно для консистенции пластилина (это зависит от качества добавленного «моющего» средства).

Кинетический и кинестетический песок

В кукуруктум добавляется мука (одна треть стакана) – и полученная субстанция перетирается сначала между ладонями, потом протирается сквозь сито.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет "Божья коровка"

Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей.  "БОЖЬЯ КОРОВКА"Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, внимания, контроля над своими движениями, тактильной чувствительности, развит...

Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук у детей.

Родительское собрание в форме мастер-класса по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, прведенное в старшей логопедической группе....

МАСТЕР КЛАСС ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗОЛУШКЕ»

МАСТЕР КЛАСС  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ ТЕМА: «В ГОСТИ  К  ЗОЛУШКЕ»...

мастер-класс по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на тему "Пальчиковая гимнастика"

Мелкая моторика Поговорим о важной роли мелкой моторики, т.е. тонких движений пальцев рук, в речевом развитии детей. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, на...

Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей является одной из наиболее интересных и востребуемых тем  для родителей и педагогов...

«Развитие мелкой моторики детей нетрадиционными способами: физическая лаборатория»

laquo;Развитие мелкой моторики детей нетрадиционными способами: физическая лаборатория»...

Мастер-класс по развитию мелкой моторики - лепке из соленого теста. Тема «Игрушки из теста» для детей 1-й младшей группы и их родителей (законных представителей).

Мастер-класс  по развитию мелкой моторики - лепке из соленого теста.   Тема «Игрушки из теста» для детей 1-й младшей группы и их родителей (законных представителей). ЦЕ...