Рабочая программа музыкального руководителя для детей с 2- 7лет
методическая разработка

Котельникова Наталья Анатольевна

Адаптированная рабочая программа на основе программы И.Каплуновой, И.Новосельцевой "Ладушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_.2021.docx52.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Центр развития ребёнка – детский сад № 90»

Принято                                                                            «Утверждаю»                                                                                                                                                                                

решением   педсовета №                                                 Заведующая МАДОУ «Центр                                                                                                             

от «    »             20   г.                                                       развития ребёнка - детский сад № 90»                                                                                                                                                                                                                                                    

Приказ № ____ от «    »20_ г.                                                           Г.В. Заева.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

музыкального руководителя

дошкольного образовательного учреждения

Образовательная область

«Художественно – эстетическое развитие» Музыка

для детей дошкольного возраста (2 -7 лет)

                                               

                                                                                    Составитель:

                                                                                    музыкальный руководитель                        

                                                                                    Котельникова Н.А.

Саранск

2022 – 2023г

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………….…3

I. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности

1.1 Восприятие: ………………………………………………………………..   10

II. Детское исполнительство:

2. 1 Пение: …………………………………………………………………….....11

2. 2 .Музыкально-ритмические движения: ……………………………………12

2.3. Игра на детских музыкальных инструментах: …………………………...13

III. Нерегламентированная музыкально-игровая деятельность:

- младшая группа; ……………………………………………………………….14

- средняя группа; ………………………………………………………………...15

- старшая группа; ………………………………………………………………..16

- подготовительная к школе группа. …………………………………………...17

IV.  Требования к уровню подготовки воспитанников. ………………….18

V. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса. ……………………………………………………………………….. 19

Литература. ……………………………………………………………………...22

Пояснительная записка

        Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.

        В своей педагогической концепции музыкальный руководитель Котельникова Н.А. исходит из принципов гуманистической психологии, которая признает огромную ценность человеческой личности, её уникальность, неповторимость, право на стремление к реализации.

        Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет  воспитания  общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного  детства.

Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно –  смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

 - формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа разработана в соответствии с:

        - Законом РФ « Об образовании » от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;

        - Конституцией РФ  и учетом Конвенции ООН о правах ребенка  (Сборник Международных договоров, 1993)

        - Федеральным Государственным образовательным  стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)

        Рабочая программа по  музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является компилятивной и составленной на основе:

         -«От рождения до школы» Н.С Веракса М, 2014.

        - «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000.

        - «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей» Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.

        - «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.

        Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов  - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и включает в себя следующие разделы:

        - восприятие;

        - пение;

        - музыкально-ритмические движения;

        - игра на детских музыкальных инструментах.

        В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:

        - исполнительство;

        - ритмика;

        - музыкально-театрализованная деятельность;

        - арттерапевтические методики, что способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное восприятие на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей.

        Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения:

        1 год – ранний возраст с 2 до 3 лет;

        2 год – младшая группа с 3 до 4 лет;

        3 год – средняя группа с 4 до 5 лет;

        4 год – старшая группа с 5 до 6 лет;

        5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.

          Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности.

          Программа учитывает требования Федерального Государственного стандарта дошкольного образования ( приказ№1155, от 17.10.2013 г.) в разделе 2, пункт 2.6; раздел 3, пункт 3.3.4; раздел 4,пункт 4.6.

         Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар -  является вариативным компонентом программы и  может изменяться, дополняться,  в связи с календарными событиями и  планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей  разных категорий детей.

Возрастные особенности детей

        Ранний возраст (с 2 до 3 лет)

        На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

        Вторая младшая группа (от 3  до 4 лет)

        В младшем дошкольном возрасте  развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

        Основные достижения возраста  связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную  отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию  основ музыкальной культуры.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.  

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

            Особенностью  рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.

Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

 - различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские);  

- Самостоятельная досуговая деятельность (нерегламентированная деятельность)

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.

Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта  и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый  контроль, обладающий обучающим эффектом.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствиями с требованиями СанПина.

Группа

Возраст

Длительность занятия

(минут)

Ранняя

с 2 до 3 лет

10

Младшая

с 3 до 4 лет

15

Средняя

с 4 до 5 лет

20

Старшая

с 5 до 6 лет

25

Подготовительная к школе

с 6 до 7 лет

30

Программа рассчитана на 120 часов.

Учебно-тематический план программы

             Возрастная

                  группа

Вид

деятельности 

ранняя

младшая

средняя

старшая

Подготовительная к школе

ИТОГ

1

Восприятие

2,4

3,6

4,8

6,

7,2

24

2

Пение

4,8

7,2

9,6

12,0

14,4

48

3

Музыкально-ритмические движения

3,6

4,8

6,0

7,2

8,4

30

4

Игра на детских муз. инструментах

1,2

2,4

3,6

4,8

6,0

18

ИТОГО

12

18

24

30

36

120

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений, сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок:

- ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;

- становления эстетического отношения к окружающему миру;

- формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;

- сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализации самостоятельной творческой деятельности.

Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области « Художественно – эстетическое развитие», направлении « Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)

В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:

- предметно – пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный музыкальный зал);

- условия  для  взаимодействия со взрослыми;

- условия для взаимодействия с другими детьми.

Модель взаимодействия  музыкального воспитательно-образовательного процесса 

        1.Взаимодействие с родителями, (законными представителями)                

  1. Взаимодействие со специалистом по физической культуре.
  2. Взаимодействие с воспитателями и персоналом всех возрастных групп.
  3. Взаимодействие с детской библиотекой.
  4. Взаимодействие с Театром кукол.
  5. Взаимодействие с городским Дворцом детского творчества.
  6. Взаимодействие с детскими музыкальными школами искусств.

I. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности (Приложение Папка 08 - 01)

  1. 1 Восприятие

Ценностно-целевые ориентиры: развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия различных музыкальных жанров. Формирование основ музыкальной культуры.

Ранняя группа

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1. Ребенок овладевает культурными  способами деятельности: слушает спокойные, бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера.

2.Ребенок эмоционально реагировать на содержание.

3. Учить различать звуки по высоте

4. Различать звучание музыкальных инструментов: колокольчик, фортепиано, металлофон.

5.Проявляет интерес к песням и сказкам, движению под музыку.

1.Ребенок проявляет интерес к прослушиванию музыкальных произведений, понимает характер музыки.

. определяет 1 и 2 –частную форму произведения.

2..Ребенок может рассказать о чем поется в песне, владеет речью.

3. Ребенок различает звуки по высоте, реагирует на динамику

 (громко-тихо);

 музыкальные инструменты: молоточек, погремушка, бубен, барабан.

4. Ребенок овладевает культурными способами  деятельности.

1. Ребенок проявляет интерес к слушанию музыки,

2. Ребенок эмоционально  откликается на знакомые мелодии, узнает их, различает динамику, темп музыки, высоту звуков.

3.Ребенок хорошо владеет устной музыкальной речью.

4.Ребенок может контролировать свои движения под музыку, способен к волевым усилиям.

1. Ребенок хорошо владеет музыкальной речью, знает названия песен, танцев, музыкальных произведений.

2. Ребенок ритмично двигается под музыку,

Узнает произведения по фрагменту.

3.Ребенок следует социальным нормам и правилам в музыкальных играх и постановках, контролирует свои движения и управляет ими.

 

1.Ребенок  обладает навыками воображения..

Сформирован  музыкальный вкус,  развита речь, словарный запас.

2.Ребенок знает элементарные музыкальные понятия, имена и  фамилии композиторов и музыкантов.

3 Ребенок обладает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в музыкальных движениях, играх и постановках.

  1. Детское исполнительство

2. 1. Пение

Ценностно-целевые ориентиры: развитие репродуктивных компонентов музыкального слуха; развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия детской вокальной культуры.

Ранняя группа

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- вызывать активность детей при подпевании и пении;

- учить внимательно слушать песню;

- развивать умение подпевать фразы в песне (совместно со взрослым);

- постепенно приучать к сольному пению.

Целевые ориентиры ( по ФГОС)

- проявляет интерес к песням.

- способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения  в диапазоне РЕ (МИ) - ЛЯ (СИ);

- учить пень в одном темпе со всеми;

- чисто, ясно произносить слова;

- передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Целевые ориентиры( по ФГОС)

- проявляет интерес к песням, эмоционально откликается на них.

- обучать выразительному пению;

- формировать умению петь протяжно (РЕ – СИ1);

- развивать умение брать дыхание;

- способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно;

- учить петь с инструментальным  сопровождением и акапельно (с помощью взрослого).

Целевые ориентиры( по ФГОС)

-  ребенок откликается на музыку разных песен, проявляет интерес к пению.

- формировать умение петь  легкими звуком в диапазоне РЕ1 – до2; брать дыхание перед началом песни, эмоционально передавать характер мелодии;

- соблюдать динамику в пении (умеренно, громко, тихо);

- развивать сольное пение с аккомпанементом и без него;

- содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера;

- развивать музыкальный вкус (создавать фонд любимых песен).  

Целевые ориентиры ( по ФГОС) – ребенок обладает элементарными  музыкальными представлениями

- совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию;

- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;

- учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы;

- чисто артикулировать;

- закреплять умения петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с аккомпанементом и без него.  

Целевые ориентиры ( по ФГОС)

- у ребенка складываются предпосылки музыкальной грамотности.

2. 2  Музыкально-ритмические движения

Ценностно-целевые ориентиры: развитие перцептивного ритмического компонента  музыкального слуха; становление эстетического отношения к восприятию  и воспроизведению движений под музыку.

Ранняя группа

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- развивать эмоциональность  и образность восприятия музыки через движения;

- воспринимать и воспроизводить  движения, показываемые взрослым;

- учить  начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой;

- передавать художественные образы;

- совершенствовать умения ходить и бегать; выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную.

- учить двигаться соответственно 2-х частной форме музыки;

- совершенствовать основные виды движений (ходьба, бег);

- улучшать качество танцевальных движений;

- развивать умения выполнять движения в паре;

- эмоционально передавать игровые и сказочные образы;

- формировать навыки ориентировки в пространстве.

- продолжать формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

- совершенствовать танцевальные движения, расширять их диапазон;

- обучать умению двигаться в парах в танцах, хороводах;

- выполнять простейшие перестроения;

- продолжать совершенствовать навыки основных движений.

- развивать танцевальное творчество: учить придумывать движения к танцам, проявляя оригинальность и самостоятельность;

- учить импровизировать движения  разных персонажей;

- побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.  

- способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений;

-  продолжать учить выразительно и ритмично двигаться  в соответствии с характером музыки;

- знакомить с особенностями национальных плясок и бальных танцев;

- развивать танцевально-игровое творчество;

- формировать навыки художественного исполнения разных образов  в песнях, танцах, театральных постановках.  

                                                            2.3.  Игра на детских музыкальных инструментах

Ценностно-целевые ориентиры: развитие исполнительского творчества; реализация самостоятельной творческой деятельности.

Ранняя группа

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

 - различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен;

- учить играть на погремушке громко-тихо, медленно-быстро.

- знакомить с дудочкой, металлофоном, барабаном, с их звучанием;

- способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания  на детских музыкальных инструментах..

- формировать умения подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, других ударных инструментах;

- четко передавать простейший  ритмический рисунок.

- учить исполнять на музыкальных инструментах простейшие песенки индивидуально и в группе;

- развивать творчество детей;

- побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

 - знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке;

- учить играть на металлофоне, ударных инструментах (русских народных);

- исполнять музыкальные произведения в оркестре, ансамбле.

  1. Нерегламентированная музыкально-игровая деятельность (самостоятельная)

Младшая группа: нерегламентированная деятельность

Вокально-двигательные разминки

Артикуляционная

гимнастика, точечный массаж

Дыхательная гимнастика

Музыкально-дидактические игры

сентябрь

«Птица и птенчики»

Развивать звуковысотный звук

«Балтушка» «Ириска» «Маляр»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Птица и птенчики»

Погремушка )быстро и медленно играет)

октябрь

«Петушок» - чисто интонировать мелодию

«Заборчик»  «Ириска» «Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Большой и маленький петушок» (звуковысотность) «Тихие и громкие звоночки» (динамика)

ноябрь

«На чем играю?» Различение высоты звука

«Заборчик» «Ириска»

«Болтушка»  

Собачка радуется, высунув язык

«Трубы и барабан»

«Мышка и Мишка» (регистры)

декабрь

«Кукла шагает, бегает» - различение ритма

«Заборчик» «Ириска»

«Обезьянки»

«Лев рычит»

«Солнышко и тучка» (грустно – весело)

Угадай-ка: ударные

январь

«Ноги – ножки» - различение ритма

«Заборчик» «Ириска»

«Шинкуем морковь», «Змея»

Счет до 10 «от шепота до крика»

«Где мои детки» (звуковысотность)

Птичка большая и маленькая

февраль

«Тихие и громкие звоночки» (динамика)

«Заборчик» «Ириска»

«Обезьянки», «Змея»

«Качели» (октава)

«Курочка и цыплята» (звуковысотность)

март

«Колпачки» (тембровый слух)

«Заборчик» «Болтушка»

«Обезьянки»

Оркестр – «угадай-ка»: бубен, погремушка, колокольчик

апрель

«Ступеньки» (звуковысотный слух)

«Заборчик» «Болтушка»

«Змея»,  «Обезьянки»

«Чей домик» (звуковысотность)

«Кто идет?» - ритм

май

«Угадай колокольчик»

(звуковысотный слух)

«Болтушка»

«Ириска»

«Обезьянки»

«Курица и цыплята»

«Солнышко и тучка»

«Мишка и Мышка»

Средняя группа: нерегламентированная деятельность (самостоятельная)

Вокально-двигательные разминки

Артикуляционная

гимнастика, точечный массаж

Дыхательная гимнастика

Музыкально-дидактические игры

сентябрь

«Угадай на чем играю?» (шумовые)

«Птицы и птенчики» (октава)

«Заборчик»

«Маляр»

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Громко – тихо» (динамика)

«Угадай-ка» (шумовые)

«Кто как идет» (ритм)

октябрь

«Качели» (РЕ1 – ДО2)

«Курица» (квинта)

«Заборчик»

«Ириска»

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Птицы и птенчики» (октава)

«Качели» (РЕ1 – ДО2)

«Курица и птенчики»

ноябрь

«Громко – тихо мы поем»

«Ритмическое эхо»

«Заборчик»

«Ириска»

«Маляр»

Собачка радуется, высунув язык

«Солнышко и тучка» (М, Т)

«Ритмическое эхо»

декабрь

«Веселые дудочки»

«Угадай-ка» (ударные, звенящие)

«Заборчик»

«Ириска»

«Обезьянки»

«Лев рычит»

«Угадай-ка» (звенящие)

«Веселые дудочки»

январь

«Птица и Птенчики» (октава)

«Кто как идет?»

«Заборчик»

«Ириска»

«Обезьянки»

Счет  «от шепота до крика» от 1 до 10

«Кто в домике живет?» (регистры)

«Угадай-ка» (шумовые)

февраль

«Качели» (септима)

«Эхо» (секста)

«Заборчик», «Ириска», «Шинкуем морковь»,

«Обезьянки», «Змея»

«Курочка» (квинта)

«Труба и барабан»

март

«Ритмическое эхо»

«Кто как идет?»

«Заборчик»

«Ириска»

«Обезьянки», «Змея»

«Громко – тихо»

«Качели» (септима)

«Угадай-ка» (звенящие)

апрель

«Угадай-ка» (все виды инструментов)

«Качели» (септима)

«Заборчик»

«Ириска»

«Змея», «Болтушка»

Эхо (секста)

«Мышка и Мишка»

«Кто как идет»

май

«Эхо» (секста)

«Громко – тихо»

«Болтушка», Ириска»

«Шинкуем морковь»

«Обезьянки», «Змея»

«Птицы и птенчики»

«Ритмическое эхо»

Старшая группа: нерегламентированная деятельность (самостоятельная)

Вокально-двигательные разминки

Артикуляционная

гимнастика, точечный массаж

Дыхательная гимнастика

Музыкально-дидактические игры

сентябрь

«Тик – так», с. 23 Вейс

«Золотые ворота», с. 27

«Болтушка», «Ириска»  

«Шинкуем морковь»

«Точечный массаж»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Петушок, цыплята» «Солнышко и тучка» «Качели» (звуковысотность)

октябрь

«Смелый пилот», с.44 (м.б)

«Лестница», с. 28

«Ах, качи», с. 35 Вейс

«Болтушка» «Ириска»

«Веселые обезьянки»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Солнышко и тучка» «Песня, танец, марш»  «Петух, курица, цыплята»

ноябрь

«Белка», с. 24 Вейс

«Лестница»

«Петушок», с. 29 Вейс

«Заборчик» «Болтушка», «Футбол»

«Змея»

Собачка радуется, высунув язык

«Песня, танец, марш» «Качели» (ми 1– соль1)  «Узнай песенку по ритму»

декабрь

«Колыбельная», с. 44 (м.б.)

«Гармошка», с. 18 (м.б.)

«Бубенцы», с.  9 (м.б.)

«Заборчик» «Болтушка»

«Змея»

«Лев рычит»

«Солнышко и тучка» (М, Т)

«Песня, танец, марш» (жанр)

«Узнай песню по ритму»

январь

«Бубенцы»

«Зазвенел колокольчик»

«Лестница»

«Шинкуем морковь» «Веселые обезьянки»

«Футбол»

Счет  «от шепота до крика» от 1 до 10

«Солнышко и тучка» «Выбери инструмент»  «Узнай песню по ритму»

февраль

«Лебедушка», с. 30 Вейс

«Ходит зайка», с. 43 Вейс

«Ириска» «Змея»

«Болтушка»

«Три поросенка» (звуковысотность)

«Угадай-ка» «Ритмическое эхо»

март

«Кот и рыбка», с. 47 Вейс

«Лестница»

«Маляр» «Веселые обезьянки»

«Змея»

 «Лесенка» «Кто поет?»

«Карусель» (звуковысотность)

апрель

«Сел комарик на кусточек», с. 24 Вейс

«Пастушок», с. 41 Вейс

«Заборчик» «Ириска»

«Футбол»

 «Песня, танец, марш»

«Колокольчик» (большой и маленький)

май

«Барабанщик», с. 36 Вейс

«Лестница»

«Сенокос», с. 38 Вейс

«Болтушка» «Шинкуем морковь»

«Змея»

«Птица и птенчики» (звуковысотность)

«Угадай-ка» (все виды музыкальных инструментов)  

Подготовительная к школе  группа: нерегламентированная деятельность (самостоятельная деятельность)

Вокально-двигательные разминки

Артикуляционная

гимнастика, точечный массаж

Дыхательная гимнастика

Музыкально-дидактические игры

сентябрь

«Дождик», с. 56 (м. б.)

«Лестница», с. 28 (м. б.)

«Болтушка»

«Ириска»

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Бубенчики»

«Угадай-ка» (звенящие)

«Ритмическое эхо»

октябрь

«Сорока», с. 28 Вейс

«Белка», с. 24 Вейс

«Болтушка»

«Ириска»

«Веселые обезьянки»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Музыкальная лестница»

«Солнышко – тучка»

«Угадай песню по 5 звукам»

ноябрь

«Два кота», с. 22 Вейс

«Цирковые собачки», с. 30 (м. б.)

«Заборчик»

«Болтушка»

«Змея»

Собачка радуется, высунув язык

«Угадай на чем играю»

«Найди ноту»

«Ритмическое эхо»

декабрь

«Лепешки», с.  27 Вейс

«Считалка», с.  42 Вейс

«Футбол»

«Маляр»

«Змея»

«Лев рычит»

«Бубенчики»

«Кто саамы внимательный»

январь

«Барабанщик», с. 36 Вейс

«Путаница», с. 26 (м. б.)

«Шинкуем морковь»

«Веселые обезьянки»

«Футбол»

Счет  «от шепота до крика» от 1 до 10

«Песня, танец, марш»

«Подбери картинку по настроению»

«Угадай-ка» (ударные)

февраль

«Бубенцы», с. 22 (м. б.)

«Лестница», с. 5 (м. б.)

«Ириска»

«Змея»

«Маляр»

«Кого встретил колобок?»

«Лесенка – чудесенка»

«Кто как идет»

март

«Лебедушка», с. 30 Вейс

«Кот и рыбка», с. 47 Вейс

«Болтушка»

«Веселые обезьянки»

«Ириска»

«Веселый поезд»

«Громко-тихо»

«Угадай-ка» (звенящие)

апрель

«Василек», с. 52 Вейс

«Сенокос», с. 38 Вейс

«Заборчик»

«Ириска»

«Футбол»

«Музыкальный магазин»

«Ритмическое эхо»

«Лесенка»

май

«Цирковые собачки», с. 30 (м. б.)

«Сорока», с. 28 Вейс

«Болтушка»

«Шинкуем морковь»

«Змея»

Выпускной вечер

  1. Целевые ориентиры художественно – эстетического воспитания и развития

Ранняя группа

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- различать высоту звуков (высокий -низкий);

- узнавать знакомые мелодии;

- вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы;

- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой;

 - выполнять простейшие движения;

- различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

 ребенок эмоционально вовлечен в музыкальные действия.

- слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;

- различать звуки по высоте (октава);

- замечать динамические изменения (громко-тихо);

- петь не отставая друг от друга;

- выполнять танцевальные движения в парах;

- двигаться под музыку с предметом.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность.

- слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;

- узнавать песни, мелодии;

- различать звуки по высоте (секста-септима);

- петь протяжно, четко поизносить слова;

- выполнять движения в соответствии с характером музыки»

- инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;

- играть на металлофоне

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями.

- различать жанры в музыке (песня, танец, марш);

- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

- узнавать произведения по фрагменту;

- петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова,  петь с аккомпанементом;

- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;

- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой  произведения;

- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу;

- играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.

 Целевые ориентиры по ФГОС ДО

Ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями.

- узнавать гимн РФ;

- определять музыкальный жанр произведения;

- различать части произведения;

- определять настроение, характер музыкального произведения;

слышать в музыке изобразительные моменты;

- воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;

- сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);

- выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;

- передавать несложный ритмический рисунок;

- выполнять танцевальные движения качественно;

- инсценировать игровые песни;

- исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО

ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.

  1. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса  

Вид музыкальной деятельности

Учебно-методический комплекс

1. Восприятие:

1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999.

2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000.

3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» аудиозаписи.

4. Портреты русских и зарубежных композиторов

5. Наглядно - иллюстративный материал:

   - сюжетные картины;

   - пейзажи (времена года);

   - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»);

6. Музыкальный центр;

7. Видеопроектор.

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

2. Пение: музыкально-слуховые представления

1. «Птица и птенчики»

2. «Мишка и мышка»

3. «Чудесный мешочек»

4. «Курица и цыплята»

5. «Петушок большой и маленький»

6. «Угадай-ка»

7. «Кто как идет?»

1. Музыкальное лото «До, ре, ми»

2. «Лестница»

3. «Угадай колокольчик»

4. «Три поросенка»

5. «На чем играю?»

6. «Громкая и тихая музыка»

7. «Узнай какой инструмент»

- ладовое чувство

1. «Колпачки»

2. «Солнышко и тучка»

3. «Грустно-весело»

1. «Грустно-весело»

2. «Выполни задание»

3. «Слушаем внимательно»

- чувство ритма

1. «Прогулка»

2. «Что делают дети»

3. «Зайцы»

1. «Ритмическое эхо»

2. «Наше путешествие

3. «Определи по ритму»

Вид музыкальной деятельности

Наглядно-иллюстративный материал

3. Музыкально-ритмические движения

1. О.Киенко Методическое пособие «Азбука танца» 2016.

2. Разноцветны платочки.

3. Костюмы

4. Маски-шапочки.

4. Игра на детских музыкальных инструментах

Детские музыкальные инструменты:

1. Неозвученные музыкальные инструменты

- бесструнная балалайка;

2. Ударные инструменты:

- бубен;                                                                                 - музыкальные молоточки;

- барабан;                                                                              - деревянные ложки;

- треугольник;                                                                      - трещотка;

- колотушка;                                                                         - коробочка;

- колокольчики;                                                                    - металлофон;

- маракас;                                                                               - металлофон;

- ксилофон;

3. Духовые инструменты: - свистульки.

Литература

  1.  «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  под.ред .Н.Е Вераксы.
  2.  Абелян Л.М. Забавное сольфеджо:  Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
  3. Ветлугина Н.А.  Музыкальный букварь. – М., 1989.
  4. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. -  М., 1976.
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
  6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.,  1968.
  7. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
  8.  Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993.
  10. Каплунова И. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Ладушки»
  11.  Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
  12. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
  13.  Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.,  1981.
  14. Мартынов И.И. Золтан Кодай: Монография. – М.,1983.
  15. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М.,  1989.
  16.  Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1981.
  17.  Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5 – 6 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1983.
  18.  Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1984.
  19.  Назайкинский Е.В.  О психологии восприятия музыки. – М., 1972.
  20. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000.
  21.  Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. – М., 1997.
  22. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
  23. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей:  В 2 ч. – М., 1997.
  24. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
  25.  Радынова О.П. Слушаем музыку – М., 1990.
  26.  Радынова О.П., Катинене А.Н., Палавандишвили М.Л.  Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.
  27. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши!  - СПб., 2001.
  28.  Со-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. – СПб., 2000.
  29. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.
  30. Учите детей петь:  песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
  31.  Учите детей петь:  песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1987.
  32.  Учите детей петь:  песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1988.
  33.  Шкляр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.
  34. Эстетическое воспитание в детском саду / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальн...

Рабочая программа музыкального руководителя (Возраст детей: 1,5 - 7 лет)

Содержание рабочей программы Целевой разделПояснительная записка………...........................................................................................31.2 Цели и зада...

Рабочая программа Музыкального руководителя для детей от 1,6 до 5 лет МБДОУ ДС №8

Рабочая программа Музыкального руководителя для детей от 1,6 до 5лет МБДОУ ДС№8...

3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...

рабочая программа музыкального руководителя для детей 2 группы раннего возраста

ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот  _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...

рабочая программа музыкального руководителя для детей младшей группы

ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот  _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...

Рабочая программа музыкального руководителя для детей возрастной категории от 1,5 до 7 лет на 2023-2024 учебный год по ФОП

Целью программы является создание условий для развития предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализации самостоятельной творческой деяте...