консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в ДОУ"
консультация

Мокина Валентина Николаевна

консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»

 г.о. Спасск - Дальний

Организация проектной деятельности в детском саду

(консультация для педагогов)

                                                          Составила:

                               Мокина Валентина Николаевна,  

старший воспитатель

                                                             

2022г.

     Проектная деятельность в детском саду в настоящий момент является основой абсолютно любой деятельности. Проектный метод в педагогике укрепил свои позиции не так давно, хотя корни его уходят достаточно далеко. Метод проектов появился в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип обучение посредством делания (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Идея научной школы заключалась в том, чтобы выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась по принципу: всё из жизни, всё для жизни. Ребёнок будет учиться с увлечением тогда, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить. Хотя первое упоминание принципа проектов было замечено еще у Сократа. И вот наконец-то проекты крепко вошли в нашу жизнь, в том числе и педагогическую ее отрасль.

      Для того, чтобы грамотно подойти к проектному методу, нужно четко понимать, что же это такое. Долго читая и изучая всевозможные формулировки, для себя истину я нашла в определении проекта в управленческой сфере: Проект в управленческой деятельности (соответствует англ. project от лат. projectus «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд») — временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата . Конечно, это определение не дает четкого понятия как же нам работать с проектами, но, я поняла, в каком направлении надо двигаться. Нужно двигать вперед, не ограничивая себя написанием стандартного календарного плана в ДОУ. Нужно создать такой план, который с одной стороны будет детально и пошагово продуман, а с другой стороны он должен быть инициирован всеми участниками образовательного процесса. Т.Е. мы должны заниматься не тем, что я придумала и захотела, а тем, что хотят, в чем нуждаются дети, родители. Вот такой парадокс, я должна запланировать и разработать, но дети должны: «придумать». Как же быть? Значит я должна придумать, ненавязчиво подтолкнуть, навести их на мысль, а потом уже всем вместе ее реализовывать. Таким образом участник проекта становятся мотивированы. И мы готовы к созданию уникального продукта, который является результатом проекта.

        Организация проектного метода в ДОУ начинается с его полного понимания. Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

       Существует подробная классификация проектов, ее можно найти в различных источниках, в том числе и в ЭОР, подробнее остановлюсь на этапах организации проектной деятельности.

 1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

2.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

       На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

       II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.  Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?»  Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей. После составления совместного плана действий начинается

       III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

      Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта.                

Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

      Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

       Другими словами, при организации проектной деятельности в ДОУ, нужно понимать, что одинаково важны все участники образовательного процесса. Научив детей, и даже в какой-то мере их родителей, решать таким образом проблемные ситуации, мы вырастим полноценную, всесторонне и разносторонне, социализированную личность.

Литература:

ЭОР – журнал: «Педагогическая копилка»,

ЭР – Википедия,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении  в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"

Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах....

консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»

Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...