Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Синельникова Ольга Станислововна

Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinelnikova_o.s._proektnaya_deyatelnost_oktyabr_2015.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Проектная деятельность детей дошкольного возраста»

Синельникова О.С.,

воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18

п.Разумное Белгородского района Белгородской области»,

октябрь 2015

Проектная деятельность - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействие с взрослым, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка       (собственные пробы, поиск, выбор,  манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение - изучение - исследование).

        Проектная деятельность- это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

        Суть проектной деятельности - активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях,  ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.

        Руководство проектной деятельности ведет к изменению позиции педагога.         Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора  познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни  и деятельности.

        Проектную деятельность или метод проектов от других методов  организации педагогического процесса  в ДОУ  отличает следующие:

- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие     самостоятельность и творчество дошкольников;

- интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем;

Проектная деятельность включает в себя:

- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

- целенаправленную детскую деятельность;

- формы организации взаимодействие детей с воспитателем и друг с другом;        

- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

        Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно- исследовательской, игрового и творческого характера.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

        Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности  и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемы чаще при участии родителей или совместно с родителями.

        Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием        , она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

        Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная  деятельность в детском саду:

Погружение в проект;

Организация деятельности;

Осуществление деятельности;

Презентация результатов.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:

-        Переход от трансляции готовых знаний к инициирированию активизации  поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.

-        Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать, вывод, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Рассмотрите более подробно этапы проектной деятельности  и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, " заражая" стремлением решить ее.

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.  Предлагает и организует:

- группы детей;

-распределяет роли, ответственность;

-планирование детской деятельности по решению задач проекта;

- формы презентации результатов, итогов работы.

Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности.

При косвенном участии:

-при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; - деликатно контролирует;

-обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

-репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает.

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

- консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

- ищут необходимые и недостающие знания;

- фантазируют;

- готовят презентацию.

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги.

Оценивает умение детей и совместную деятельность дошкольников. 

Демонстрирует:

-понимание проблемы, цели и задачи; - умение планировать и осуществлять работу;

Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.

- найденные способы решения проблемы;

- самоанализ деятельности и ее результата;

- взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя- это обозначить и сформулировать для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, что бы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.

        Продукт проектной деятельности детей предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать  активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

        В отличии от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий  вид деятельности.

        Примерная тематика  детских проектов в разных возрастных группах детского сада.

Младшая группа.

 Основные новообразования возраста:

Опыт освоения предметного мира и простейших манипуляция с предметами;

Развитие наглядно – действенного мышления;

Возникновение новых социальных мотивов – войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые;

развитие потребностей действовать самому.

Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.

Примерная тематика краткосрочных мини – проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):

«Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляции с ними);

«Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати);

«Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья) и другие.

 Создание коллекции в рамках проектной деятельности с детьми младшего возраста отвечает ведущей деятельности детей – предметной и предметно – манипулятивной.

 Создание коллекции – это возможность познания ребенком предмета и  разнообразных его свойств и качеств.

Учитывая возраст, следует говорить о детско–родительском коллекционировании. Такой подход позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми , создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и семье.

 Коллекции позволяют обогащать предметно-развивающую среду в группе и могут стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности,  в организации здоровьезбережения и социально-нравственном воспитании.

Средняя группа.

Основные новообразования возраста:

Освоение социальных ролей и связей, социальных отношений;

Развитие наглядно-образного мышления;

Развитие способностей к замещению предметов и пространственному моделированию;

Развитию познавательных интересов;

Развитие произвольности в эмоциональной сфере;

Появление новых социальных мотивов - заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Ведущий вид деятельности:  игровая (сюжетно-ролевая игра).

 Примерная тематика проектов:

«Идем к врачу»;

«Полезно - вредно для наших зубов»;

«Правила поведения в автобусе» и другие.

Старшая и подготовительная группы.

Основные новообразования возраста:

Опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств  и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание).

Стремление к разностороннему общению;

Развитие логического и понятийного мышления;

Соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы;

Компетентность;

Освоение новой социальной позиции.

Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность; учебная и исследовательская деятельность.

Примерная тематика проектов:

«Что внутри у человека?» (создание буклета или дидактического плаката);

«Зимние и летние виды игр» (картотека игр);

«Сладкая, но  полезная».  В условиях проекта « Сладкое и полезное» у детей развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека.

Проект предполагает организацию следующих видов деятельности:

 - беседы «Полезная и вредная пища» и другие;

 - чтение художественной литературы;

 - дидактическая игра « Витаминная семейка»;

 - подготовка презентации (подбор стихотворений, составление сценария);

 - оформление « Книги рецептов»;

 - приготовление салатов и сладких блюд;

 - работа в практических тетрадях;

 - дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка;

 - фотовыставка « С мамой вместе»;

 -встреча с поваром.

 При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети принимают участие в обсуждении проектной деятельности, при обсуждении процесса по созданию полезных сладких блюд.

 Обобщают материал в стенгазету:

«Накорми меня правильно или Книга полезных советов»;

«Что и как мы едим?»;

«Наши друзья - витамины» и другие.

 

   

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация для воспитателей "Символико-моделирующая деятельность детей дошкольного возраста. Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте"

Решая задачу коррекционно-развивающего обучения мной разработана серия многофункциональных игр и пособий с применением метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте, осн...

Консультация "Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на прогулке"

Консультация "Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на прогулке"...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...