Консультация для воспитателей «Роль педагога в воспитании культуры чтения у ребёнка дошкольника»
консультация (средняя группа)

Болмосова Наталия Васильевна

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге,

Если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –

В годы отрочества душа подростка будет пустой.

На свет божий выползает, как будто неизвестно

откуда взявшееся плохое»

В.А.Сухомлинский.

Нет готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги (именно искусству) очень трудно. Самуил Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. И как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его, малыш представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателями и слушателем. Взрослый, чтобы донести книгу до ребёнка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_pedag._po_kulture_chteniya.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Новосибирска «Новосибирская классическая гимназия №17»

Дошкольное отделение

Консультация для воспитателей

«Роль педагога в воспитании культуры чтения у ребёнка дошкольника»

                                                                                                              Воспитатель:

Болмосова Наталия Васильевна

г Новосибирск 2019г

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге,

Если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –

В годы отрочества душа подростка будет пустой.

На свет божий выползает, как будто неизвестно

откуда взявшееся плохое»

В.А.Сухомлинский.

Нет готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги (именно искусству) очень трудно. Самуил Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. И как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его, малыш представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателями и слушателем. Взрослый, чтобы донести книгу до ребёнка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Именно в детском саду начинается складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширными и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Ш.Перро, братьев Гримм, Х.К.Андерсена, С.Маршака, К.Чуковского, А.Милна, А.Линдгрен и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Дошкольник не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

Одна из самых важных и сложных проблем литературоведения – проблема отбора книг для детского чтения. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительные читать детям и как определять круг детского чтения. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, на формирование его литературного опыта, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремиться подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.

Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. Охватить всё это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в педагогической науке критерии. Условно их можно разделить на две группы. К первой относятся критерии, дающие возможность правильно оценивать достоинства детской книги, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики. Вторую группу составляют педагогические критерии. Они позволяют устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы они поднимали и вели ребёнка по ступеням литературного развития. Важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.

Мерилом художественности является органическое слияние содержания, идей произведения с такой формой их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает её наилучшим образом. Поэтому при отборе литературных произведений необходимо прежде всего видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы добра, справедливости, честности, , сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребёнку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой избирательность, индивидуальность литературных пристрастий. Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребёнка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом. Избирательность чтения проявляется уже в дошкольном возрасте. Одни дети любят книги о животных, другим нравиться слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников и т.д. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка необходимо для того, чтобы развивать их.

Все вышеназванные критерии отбора книг для детского чтения сыграют свою положительную роль в том случае, если намеченные художественные произведения будут доступны пониманию ребёнка-дошкольника. В связи с этим особое значение приобретает критерий доступности. Доступным произведением является такое, которое создаёт условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребёнка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведёт к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя, когда автор учитывает их жизненный опыт, и одновременно ставятся новые задачи, требующие от ребёнка душевных усилий и тем самым поднимающие малыша на новые ступени развития.

И отбирать лучшее в потоке детской литературе – задача педагога.

Одна из главных и важных форм работы с книгой в детском саду – занятие. Здесь ребёнок нередко впервые знакомиться с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их. От того как воспитатель прочтёт детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Верное авторскому замыслу, выразительное прочтение «задаёт» полноценное восприятие, пробуждает у ребёнка активные эстетические переживания, вызывает нравственный отклик. Совместное слушание и переживание прочитанного активно влияет на возникновение интереса к литературе.

Занятия, посвящённые знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Прежде всего – осознанный, принципиальный, обоснованный выбор книги для чтения, в процессе которого педагог должен проявить свою культуру, умение оценивать идейную направленность произведения, его художественный уровень и воспитательное значение. Практика показывает, что педагоги прежде всего рассматривают книгу с точки зрения её воспитательного воздействия на детей и, как правило, при этом не ошибаются.

Необходимы предварительное знакомство воспитателя с книгой, направленное на то, чтобы, осознать её художественную мысль, понять логику фактов; чтение её и анализ.

Поскольку маленький ребёнок не читатель в прямом смысле этого слова, а только слушатель, выразительное чтение взрослым книги для малыша – первый и важнейший шаг к её постижению. Исполняя детям литературное произведение, воспитатель делиться с ними теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в результате чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную мысль, которая в нём заложена.

Это – литературная задача. Она включается в программное содержание занятия и стоит там на первом месте. Формировать её нужно всегда конкретно, раскрывая её общий смысл – довести до понимания детей главный замысел автора. Чтению чаще всего предшествует небольшая беседа с детьми, которая готовит их к предстоящей встрече с произведением. Беседа мобилизует жизненный опыт детей, необходимый для осознания текста.

Перед чтением воспитатель в случае необходимости может объяснить смысл сложных для понимания дошкольников слов и выражений. Кроме вопросов, в беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ (о творчестве писателя, об истории создания того или иного произведения). Применение тех или иных методических средств зависит от возрастных особенностей дошкольников, а также от художественного своеобразия конкретного произведения.

Подготовка детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта первая часть занятия очень важна и ответственна – здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением.

Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое впечатление иногда бывает неполным и поверхностном. Задача воспитателя в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста. Дошкольники легко и с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, выразить переполняющие их чувства.

Методика бесед по литературным произведениям разработана нашими отечественными педагогами Е.И.Тихеевой, Е.А.Флёриной, Р.И.Жуковской и др..

Различаются следующие категории вопросов, задаваемых после чтения:

Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям, изображённым в литературном произведении.

Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему,

Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей.

Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.

Вопросы, направленные на воспроизведение содержания.

Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.

Следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много

Третья часть занятия должна возвратить читателя-ребёнка непосредственно к тексту, поэтому целесообразно заканчивать занятие повторным чтением произведения, если оно невелико по объему, или читать понравившиеся детям эпизоды.

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться и первые впечатления о писателях. Для этого работа педагогов должна вестись в системе.

В старших группах целесообразно выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах.

Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка. Наблюдения показывают, что дети охотно откликаются на стремление педагогов ближе познакомить их с любимым автором.

Знакомство с литературными произведениями ни в коей мере не заканчивается занятием. На занятиях дети усваивают произведения, рекомендованные программой, а свободное время воспитатель использует для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомить их с произведениями русской и мировой литературы.

Можно не спеша, изо дня в день читать «с продолжением» «толстые» книжки, доставляя детям наслаждение от предвкушения новых встреч с полюбившимися героями и их приключениями. Многие книги для детей рассчитаны именно на такое неторопливое, продлённое во времени чтение.

Чтение «с продолжением» развивает у ребёнка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе. Во время чтения следует создавать обстановку, близкую к домашней, ничем не напоминающую учебные занятия.

Иногда дети приносят из дома свои любимые книги. Воспитатель, предварительно ознакомившись с книгой может прочитать её всем, сказать, что рад встрече с книгой своего детства, и поблагодарить ребёнка. Свободные часы – прекрасное время для чтения поэтических произведений. Непринуждённая, интимная атмосфера помогает детям легче и спокойнее войти в мир поэзии. При этом воспитатель работает, как правило, с одним или несколькими детьми, помогая им преодолеть застенчивость и робость.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к литературе играет уголок книги.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Своеобразие педагогической работы, осуществляется в уголке книги, определяется тем, что здесь ребёнок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, происходит интимное, личностное общение ребёнка с книгой и иллюстрациями.

Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей. Нужно продумать правильное освещение: естественное и электрическое. В практике существуют различные варианты оформления уголка книги – это книжные полки, а иногда открытые витрины, где хранятся книги, альбомы; специально выделенные столы и к ним стулья и кресла. Но главные условия – это удобство и целесообразность. Важно, чтобы каждый мог сам. По своему вкусу, выбрать книгу, и спокойно рассмотреть её. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должна соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

На витрине уголка книги какой-то период должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное. Углубить свои первоначальные представления. Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в течение длительного периода времени.

Кроме книг, в уголке могут находиться и разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы и альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др..

Воспитатели старших групп нередко устраивают в книжном уголке тематические выставки книг. Цель таких выставок – углубить литературные интересы детей, сделать для детей особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Свободное от занятий время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности: инсценирования любимых детьми книг; игр-драматизаций, творческих ролевых игр на литературные темы: просмотров кукольного и теневого театра, диафильмов; литературных утренников и развлечений. Участие ребёнка в художественной деятельности часто становиться толчком к возникновению у него интереса и любви к книге. Ведь любая инсценировка, любой литературный утренник – плод длительного знакомства с книгой: чтение и разучивание произведения, обыгрывания сюжета, инсценирования ролей, изготовление декораций, оформление зала и многое другое. Главное при этом – вовлечение всех детей в активную подготовку к будущему спектаклю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка – дошкольника"

Консультация будет полезна родителям дошкольников....

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...

Консультация для воспитателей "Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников"

В консультации представлен материал о роли воспитателя в экологическом воспитании дошкольников....

Консультация для воспитателей «Роль семьи в формирование культуры безопасности у дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль семьи в формирование культуры безопасности у дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Роль педагога в формировании здорового образа жизни у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Роль педагога в формировании здорового образа жизни у дошкольников"...

Консультация для воспитателей. «Роль педагога, роль родителя в воспитании и развитии ребенка»

Анализируя многовековой опыт личностно-ориентированного воспитания детей, родилась идея педагогической поддержки растущего человека. И это не пресловутые формулы: «формирование личности», «управление ...