Значение, структура, функции и виды дидактических игр в дошкольном образовании
статья

Спицына Оксана Сергеевна

 Значение, структура, функции и виды дидактических игр в дошкольном образовании

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, такие игры существуют уже много веков. Их первым создателем был народ, который заметил удивительное свойство маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. На протяжении всей истории человечества каждый народ разрабатывал свои собственные дидактические игры, создавались своеобразные дидактические игрушки, которые стали частью его культуры. Содержание дидактических игр и игрушек отражало особенности национального характера, природы, истории, труда, повседневной жизни народа. В них также можно найти что-то общее, что присуще всем дидактическим играм и игрушкам, независимо от того, в каком уголке мира они появились. В играх прослеживается взгляд на ребенка как на существо, развитое в представлениях разных народов, что необходимо для его полноценного развития в познании окружающего мира, жизнерадостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими его людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих ему раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно рассматривать народные дидактические игры как воплощение гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, способностям и тенденциям развития ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение, структура, функции и виды дидактических игр в дошкольном образовании

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, такие игры существуют уже много веков. Их первым создателем был народ, который заметил удивительное свойство маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. На протяжении всей истории человечества каждый народ разрабатывал свои собственные дидактические игры, создавались своеобразные дидактические игрушки, которые стали частью его культуры. Содержание дидактических игр и игрушек отражало особенности национального характера, природы, истории, труда, повседневной жизни народа. В них также можно найти что-то общее, что присуще всем дидактическим играм и игрушкам, независимо от того, в каком уголке мира они появились. В играх прослеживается взгляд на ребенка как на существо, развитое в представлениях разных народов, что необходимо для его полноценного развития в познании окружающего мира, жизнерадостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими его людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих ему раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно рассматривать народные дидактические игры как воплощение гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, способностям и тенденциям развития ребенка.

Сложившаяся в народной педагогике традиция широкого использования дидактических игр в воспитании и обучении детей получила развитие в работах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Дидактические игры занимали и продолжают занимать особое место в любой педагогической системе дошкольного образования.

Автор одной из педагогических систем дошкольного образования Фридрих Фребель видел, что задача начального образования заключается не в обучении в обычном смысле этого слова, а в организации игры. Если она остается игрой, то должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая является основой воспитательной работы с детьми в детском саду. Эта система включает в себя дидактические игры с использованием различных игрушек, материалов (мяч, кубик, шарики, цилиндр, щепка и т.д.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности учебных заданий, игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни и рифмованные высказывания, написанные Ф. Фребелем и его учениками для усиления воспитательного воздействия игр.

Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи, сначала в Германии, а затем в других странах, высоко оценили предложенную им систему дидактических игр. Но жесткий порядок деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб развлечениям, методика проведения игр, - все это вызвало критические комментарии известных педагогов, ознакомившихся с работой детских садов Фребеля (К.Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.Н. Тихеева).

Еще одна всемирно известная система дидактических игр, написанная М. Монтессори, получила неоднозначную оценку. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля в том, что игра должна быть образовательной, иначе это "пустая игра", не влияющая на развитие ребенка. Для развивающих игр она создала интересные дидактические материалы для сенсорного образования. По мнению Монтессори, последнее формирует основу для обучения детей дошкольного возраста. Эти материалы (доски для клавиатуры, столбики цифр, рамки с застежками, вставные кубики и т.д.) были разработаны таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно распознавать и исправлять свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, проявляя свою активность.

Новый подход к дидактическим играм предложила Е. И. Тихеева, одна из первых российской педагогической системы дошкольного образования. Эффективность дидактических игр в воспитании детей, по мнению Е. И. Тихеевой напрямую зависела от того, насколько они соответствовали интересам ребенка, доставляли ему удовольствие, позволяли проявить свою активность, самостоятельность. Образовательные задачи игр, предложенных Е. И. Тихеевой, выходят за рамки тренировки внешних чувств ребенка, сенсоров. Они обеспечивают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словарного запаса, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и многих других задач потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр была окружающая жизнь с богатством мира природы, социальными связями, рукотворными предметами. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры по принципу парных изображений, геометрической мозаики, которые сегодня используются в дошкольных учреждениях.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Таблица 1. Значение дидактических игр

Средство воспитания

воздействие на все стороны личности ребенка: сознание, чувства, отношения, поступки и поведение вообще

Выполняют обучающую функцию

являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания (у детей формируется правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых)

Развитие сенсорных способностей

ознакомление с цветом, формой, величиной предметов

Развитие речи

расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли

Формируют нравственные представления

бережное отношение к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности

Воспитывают уважение к труду

вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться

Развивают эстетический вкус

уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества

Способствуют физическому развитию

вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные; словесные игры.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации поведения. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками (цветом, величиной, формой, качеством). В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач, что очень важно для развития логического мышления.      

В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.  

Игры с природным материалом закрепляют детей знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Также к играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино; по содержанию, обучающим задачам, оформлению. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Составление разрезных картинок, складных кубиков направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у дошкольников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ребенок прибегает к имитации движений (например, животного, птицы). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

В словесных играх обучающие задачи осуществляются в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность, они построены на словах и действиях играющих. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, умение понимать юмор.

Игры – загадки, игры – предположения стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы:

  • умение выделять существенные признаки предметов
  • умение сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения
  • умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам
  • развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через основные структурные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Таблица 2. Структурные компоненты дидактической игры

Дидактическая задача

- Обучающая (подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду)

- Игровая (определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её)

Содержание игры

Показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей

Игровые правила

Определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением

Игровые действия

Основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях

Окончание игры, подведение итогов

Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр; в играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура и содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Данный доклад с презентацией расчитан на педагогов дошкольных образовательных учреждений. В нем раскрываются основные аспекты Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образ...

Выступление "Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании"

технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей...

Уровень владения трудовой функцией "Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования"

Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям профстандарта педагога...

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных  действий на каждом этапе, позволяя пед...

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.

Презентация по теме: "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"....

Профессиональный стандарт педагога в контексте ФГОС ДО. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

Что такое профессиональный стандарт? Давайте разбираться.Остановимся на втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в Профессиональный стандарт».Основной педагогической деятельност...