Проект "Русская изба"
проект (старшая группа)

Елизавета Байкова

Проект "Русская изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektrusskaya_izba.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 города Вязьма Смоленской области.

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию.

Тема:  « Русская изба»

Старшая  группа

Воспитатели:

Е.В.Байкова

О.С.Петрова

2022г.

Познавательно – творческий проект «Русская изба».

Актуальность проекта.

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим  детям следует  хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети  выросли  любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).  Народные игры, способствующие воспитанию  дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

 К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой  приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Цель проекта:

Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с устройством русской избы;

-Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

- Познакомить  с традициями  русского народа;

- Познакомить с русским народным костюмом.

- Познакомить с новым словом «оберег», формировать умения, навыки  детей по изготовлению оберега;

- Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб,  ушат, зыбка, прялка, лавка, сундук;

- Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

- Знакомство с русскими народными хороводными играми «Жмурки», «Ручеек».

-  Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

-  Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

 

Проблема.

При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли  вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому, мы посчитали необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного,  что позволит ощутить себя частью русского народа. У детей появится возможность наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт. Изготовление  макета  «Русская изба» даст  возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, освоить его,  но и поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта:  Дети  старшего  дошкольного возраста, родители, воспитатели Байкова Е.В. и Петрова О.С.

Планируемый результат.

- Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

-Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

- Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.

- Дети научатся изготовлять оберег «подковку»

-  Узнают русские народные  игры.

- познакомятся с русскими народными песнями «Валенки», «Во поле березка стояла».

 - научатся рисовать русскую народную печку.

- дети получат знания о русских народных костюмах.


Мероприятия по реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

- сбор информации, подготовка наглядного материала;

- консультации для родителей;

- подбор дидактических игр.

- Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба». Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы по данной теме.

- Разработка консультации для родителей.

2 Этап -  Основной.

Понедельник

Беседы: «Что такое русская изба», «Русские народные игры для детей».

Просмотр презентации «Русская изба, предметы обихода».

Вторник

Прослушивание русских народных песен: «Валенки», «Во поле березка стояла».

Знакомство с хороводным танцем

Среда

Чтение сказки «Зимовье зверей».

Просмотр презентации «Русская народная одежда».

Четверг

Чтение сказки «Гуси – лебеди».

Знакомство с русскими народными играми: «Жмурки», «Ручеек».

Пятница

Рисование «Русская печка».

Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Понедельник

Беседа «Что такое оберег».

Изготовление оберега из соленого теста «Подкова».

Вторник

Чаепитие чая из самовара.

Изготовление стенгазеты

3 Этап: Заключительный.

Чаепитие чая из самовара.

Организация выставки оберегов по проекту.

Изготовление стенгазеты.

Презентация видеоролика.


Литература:

1. Л.С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова “Знакомство детей с русским народным творчеством”: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. и др. –СПб. : «Детство-Пресс», 2004.

2. М.Ф. Литвинова. “Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста”: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

3. О.Л. Князева, М. Д. Маханева. “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.

4. М. В. Тихонова., Н. С. Смирнова. Красна изба…“Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада”. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004.


Приложение1

Русская народная игра «Жмурки».

Правила игры:
   
Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чём стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила игры: Если жмурка подойдёт близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, играющие кричат «Огонь».
Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

Приложение 2.

Русская народная игра «Ручеек».

Правила игры:

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.

Приложение 3.

Текст песни Валенки – Валенки.

Валенки, да, валенки, ой
Да не подшиты стареньки
Нельзя валенки носить
Hе в чем к милому ходить

Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки

Ой, ты Коля, Николай
Сиди дома, не гуляй
Hе ходи на тот конец
Ох, не носи девкам колец

Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки

Чем подарочки носить
Лучше б валенки подшить
Чем подарочки носить
Лучше б валенки подшить

Валенки, валенки
Источник teksty-pesenok.ru
Ой, да, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки

Суди, люди, суди, бог
Как же я любила
По морозу босиком
К милому ходила

Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки


Приложение 4.

Текст песни  «Во поле березка стояла».

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Не кому березу заломати,
Не кому кудряву заломати,
Люли, люли заломати.

Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,
Сдеаю из них я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.

А четвертую балалайку,
А четвертую балалайку,
Люли, люли, балалайку.

Пойду я на новые сени,
Пойду я на новые сени,
Люли, люли, на сени.


Стану в балалаечку играти,
Стану я старого будити,
Люли, люли, будити:

"Встань ты, мой милый, проснися.
Ты, душа моя, пробудися,
Люли, люли, пробудися.

Вот тебе водица, умойся,
Вот тебе рогожка, утрися,
Люли, люли, утрися.

Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься...

Пойди в терем веселися.
Пойди в терем веселися,
Люли, люли, веселиться

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...