проект " русская изба" 2020год.
проект (младшая группа)

Розина Виктория Витальевна

Проект

«Русская изба»

Для детей первой младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_izba.docx293.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Русская изба»

Для детей первой младшей группы


C:\Users\Admin\Desktop\1(137).jpg

                

   

Воспитатели:

                                                                    Розина В.В.  

Синякова. Г.Н.                                                                                        

        Новосибирск 2020 г

Возраст: первая группа раннего возраста.

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный

Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи проекта:

•        Познакомить детей с устройством русской избы;

•        Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

•        Расширять словарный запас: изба, печь, матрёшка, лавка, сундук;

•        Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

•        Знакомство с русскими народными хороводными играми;

•        Изготовить макет  русской избы;

•        Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

•        Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Актуальность проекта.

          Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.  Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили обогащать детей с русской культурой с раннего детства и расширять его с каждым годом.

Новизна проекта «Русская изба».

 Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

Художественно – эстетическое развитие

Коммуникативно – личностное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, и др.)

Проблема.  При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому мы посчитали необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

Гипотеза.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Продолжительность проекта: (Ноябрь- Май)

I этап – подготовительный.

– составление перспективного плана мероприятий;

- изучение литературы по данной теме:

•«Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.

•«Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством».  И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина.

• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева.

2 этап - практический.

1) организация работы над проектом «Русская изба»

-создать развивающую среду в группе по теме проекта;

-подобрать иллюстрации, сюжетные картинки.

2) реализация проекта в образовательную практику:

•        Беседы с детьми.

•        Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

•        Чтение художественной литературы.

•        Театрализованные игры.

•        Рассматривание предметов быта и посуды.

•        Заучивание потешек, прибауток.

•        Использование русских народных песен и танцев.

•      Дидактические игры,

.   Сюжетно-ролевые игры,

.    Конспекты НОД.

III этап: заключительный.

Изготовление макета  «Русская изба».

Фото коллаж о проделанной работе.

Перспективный план работы младший возраст.

Месяц

Тема

Содержание работы

Примечание

Ноябрь

С гуся вода, с Ванечки худоба»

1 Знакомство с рукомойником, коромыслом.

2 Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

3 Знакомство с домашними животными:

коровой, бычком, козой.

4 Заучивание потешки «Идет коза рогатая».

5 Чтение р-н сказок («Волк и семеро козлят», «Бычок-черный бочок, белые копытца»

Декабрь

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

1 Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

2 Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям».

3 Дидактическая игра «Похвали петушка»

4 Разучивание р-н песни «Как на тоненький ледок»

5 Чтение р-н сказок («Гуси-лебеди», «Маша и медведь»)

Январь

«Сошью Маше сарафан»

1 Знакомство с русской народной одеждой.

2 Знакомство с предметами обихода:прялкой, веретеном, спицами, скалкой.

3 Беседа и показ теплых шерстяных изделий (носки, варежки, шуба, шапка, валенки)

4Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

5 «Сундучок Деда Мороза»-загадывание загадок о зиме, зимней одежде.

6 «Пришла коляда-отворяй ворота!»- рождественские колядки, ряженые.

7 Чтение р-н сказок «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко»

Февраль

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

1 Знакомство с самоваром.

2 Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

3 Лепка и аппликация посуды.

4 Знакомство с предметами обихода: деревянные ложки, глиняная чашка.

5 Чаепитие.

6 Чтение, драматизация р-н сказок («Три медведя», «Заюшкина избушка»).

Март

«Половичку курочка веничком метет»

1 Знакомство детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами.

2 Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».

3 Чтение р-н сказки «У страха глаза велики»

4 Хороводная игра «Мамины помощники»

5 «Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая»- чаепитие с блинами.

6 «Нет милее дружка, чем родимая матушка»- досуг.

Апрель

«Приди, весна с радостью»

1 Разучивание закличек «Весна, весна, красная!», «Солнышко, солнышко»

2 «Пришла весна» -коллективная аппликация.

3 «Жаворонки, прилетайте!»- чаепитие

4 «Пасха»- досуг.

Май

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»

1 Знакомство с русскими народными инструментами (  бубен, ложки, погремушки)

2 «Веселый концерт»- игра на русских музыкальных инструментах.

3 «Сорока белобока кашу варила»- знакомство с предметами обихода (глиняный горшок, чугунок)

4 Разучивание потешки про солнышко.

Предполагаемый результат:

1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

2.Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «сундук», «лапти», «печь», "матрёшка" и др.

4.Узнают русские народные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом».

5.Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

6.Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.

7.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

8.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

Все за планируемые этапы, задачи, планируемые реализовывать.

Сюжетно — Ролевая игра «В гости к бабушке Варваре» (знакомство с русской избой)


     ЦЕЛЬ: Приобщать детей к истокам народной культуры. Формировать представление детей о русской избе: в избе имеется печь, (которая топится дровами, в ней можно печь пироги, блины); лавки; сундук (в нем хранят народные костюмы). Продолжать знакомить детей с предметами обихода (самовар, кружка, маленькая деревянная ложка, деревянная сахарница, большая и маленькая деревянная чашка). Развивать у детей желание принимать участие в совместных играх. Учить детей принимать на себя роль, подбирать необходимые атрибуты для игры. Воспитывать любовь к русским традициям.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание предметов обихода русской избы и беседы по теме. Знакомство и разучивание русских народных пословиц, поговорок, хороводов, танцев.

                                                         ХОД:

Группа оформлена в стиле русской избы. Звучит русская народная мелодия. Дети входят в «избу». Их встречает бабушка Варвара.

Б.В: Здравствуйте, ребятки

Проходите, гостями будите.

Меня зовут бабушка Варвара

В доме русском я живу,

К себе в избу, всех гостей я приглашу!

Проходите, не стесняйтесь

Поудобнее располагайтесь.

Всем места хватило?

Живу я, ребятки в деревне, где много красивых и уютных деревянных домов. Талантливые русские мастера украшают свои дома: у кого крылечко расписное, у кого печная труба с узором, у кого забор раскрашен.

Посмотрите, какая у меня большая комната в моей избе.

(Дети вместе с Б. В., рассматривают предметы обихода в избе)

Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать уложит.

Ребята а где у меня в избе русская печка?

(дети показывают)

Для чего нужна русская печь?

Д: (она обогревает избу, в печке пекут пироги, блины, варят суп и борщ, на печке можно спать, сушить вещи)

Б.В: Правильно ребята, а о каком предмете я вам сейчас загадаю загадку?

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Д: Самовар

Б.В: Молодцы, а для чего нужен самовар?

Д: (когда приходят гости на стол ставят самовар и пьют чай с пирогами, вареньем, баранками, сахаром и т. д.)

Б.В: Вы сегодня тоже мои гости и мы сейчас с вами будем пить чай.

Ребята, русские люди в давние времена насилии красивые сарафаны, расписные платки, расшитые рубахи, кушаки. Давайте и мы с вами наденем народные костюмы. Как вы думаете, где хранили костюмы в давние времена?

Д(костюмы хранили в больших, расписных сундуках)

Б.В: Правильно, молодцы. Подойдите поближе к сундуку, откройте его и наденьте костюмы. (дети надевают костюмы)

Парни наши мастера,

Ловко правят все дела.

Но и девочки подстать,

Ни в чем не станут уступать.

Ну, а теперь давайте будем пить чай. Что нужно поставить к столу, чтобы удобно было сидеть?

Д(лавки)

Б.В: Правильно. Сейчас мы с вами вместе будем накрывать на стол.

Алина: – я застелю стол белой скатертью.

Б.В: Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Никита помоги мне поставить самовар на стол. Ребята, несите все,что нужно для того, чтобы попить чайку.

Лера: - я взяла деревянную сахарницу, в ней лежит сахар

Люба:- я поставлю на стол деревянные кружки, из них пьют чай

Никита:- я поставлю на стол заварник, в нем заваривают чай

Лиза:- я поставлю большую деревянную чашку, в ней лежат баранки

Алеша:- я положу на стол маленькие деревянные ложки

Настя: - я поставлю на стол деревянный бочонок с медом

Дима: - я поставлю на стол маленькую деревянную чашку с вареньем

Б.В: Ай, да молодцы. Посмотрите какой красивый стол у нас получился.

В старину, когда людям было весело, они водили хороводы.

Не знаю даже, как и быть

Люблю я хоровод водить.

Ладно! За руки беритесь,

В хороводе закружитесь!

ХОРОВОД«Хозяюшка» (рус. нар. мелодия)

(Дети вместе с Б. В., водят хоровод)

Б.В: Вы хозяюшку потешьте

Пирогов моих поешьте

Не красна изба углами

А красна пирогами (Б. В., ставит на стол пироги – муляж)

Рассаживайтесь гости дорогие за стол, будем пить чай. (дети рассаживаются)

Б.В: А теперь детвора

Мне во двор идти пора

По хозяйству хлопотать

Всем животным хлебца дать!

Люба, оставайся за хозяйку. (надевает фартук, косынку) Напои гостей чаем, не скучайте, я скоро вернусь. (Б. В., уходит, дети играют самостоятельно)

Б.В(заходит вновь со скоморохом)

Посмотрите ребята, я вам кого в гости привела!

СК: Здравствуйте дети, я скоморох.

Хожу по деревням пою песни, пляшу.

Веселю людей.

Хотите и вас повеселю?

Д: хотим

СК: Обойди весь белый свет,

Лучше русской пляски нет.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Раздайся, народ, меня пляска берет!

Пойду попляшу и друзей приглашу!

(дети вместе со скоморохом пляшут русскую народную пляску)

Б.В: Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

Приглашайте скомороха к столу и угощайте гостя чаем.

(игра продолжается)

СК: Ребята, а загадки вы любите?

Вот я для вас интересные загадки припас,

Слушайте, думайте. да отгадывайте.

Бел,как снег

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар)

Четыре ноги,

Два уха,

Один нос да брюхо (самовар)

Белые мухи прилетели,

На поле сели (снег)

Серый, зубастый

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет (мороз)

Ах, какие молодцы все мои загадки отгадали.

Чай мы пили, танцевали,

Очень весело играли.

О чае многое узнали,

Но, по-моему устали.

Б.В: Наступает час прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: «До свиданья!

До приятных, новых встреч!»

Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы»Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал»

Вариант 1. Дидактическая игра «Собери картинку?»

Цель: знакомить детей с различиями между современным домом, его оснащением и традиционной русской избой с предметами старинного быта. Правильно подобрать соответствующие картинке карточки с старинными предметами быта и утвари.

Настольная игра.

Ход игры: принимают участие 1 или 2 человека. На столе выкладываются картинка формата А4 с изображением старинных предметов русской избы, карточки с изображением русских народных предметов быта, утвари и современных предметов вперемешку. Нужно правильно подобрать карточки к соответствующей картинке.

Вариант 2. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: Проверить знания детей о русской народной утвари и быта. И уметь их различать среди современных предметов.

Настольная игра.

Ход игры: Принимают 1 или 2 человека. На столе выкладывают карточки современных предметов и старинных предметов утвари и быта. Дети должны правильно определить какие карточки соответствуют той или иной эпохе.

Вариант 3. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цель: упражнять детей в отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках.

Ход игры: воспитатель детям читает стихи или загадки про народные промыслы России.

Дети должны отгадать и найти в «Русской избе» предметы на заданную тему.

Вариант 4. Дидактическая игра "Составь описательный рассказ»https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1253162-1559030348.jpg

Цель: упражнять составлять описательный рассказ по мнемотаблице о русской избе.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы по схеме, а дети должны стараться полными предложениями составить описательный рассказ. (Что это? Из каких частей состоит? Из какого материала изготовлен? Какие предметы быта и утвари видите на картинке? Кто жил в русских избах? Следующая картинка — это эпоха какого времени? В каких домах живут современные люди)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

Проект «Русская матрешка не стареет сотню лет, в красоте, в таланте русском – здесь находится секрет»

МАТРЕШКА - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной ...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....