Проект Тема: «Дружба начинается с улыбки!»
проект (средняя группа)

Татарчук Юлия Тимофеевна

Наблюдая за детьми во время их общения, мы заметили: многие дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается: в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт;  согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечается также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Некоторые дети склонны к доминированию, им сложно найти партнера для совместной игры. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Проект

Тема:  «Дружба начинается с улыбки!»

средняя группа №6 «Солнышко»

https://mszn27.ru/sites/files/mszn/kgu/vzmsrc/picture/2022/96040.jpg

                                                                                                           Автор составитель:

                                                                          Татарчук Ю.Т.

Заринск, 2023г

                                           

Содержание.

Актуальность……………………………………………………………………...3

Паспорт проекта…………………………………………………………………..4

Этапы реализации проекта……………………………………………………….6

Работа с родителями ……………………………………………………………..9

Литература…………………………………………………………………………9

Приложение 1: Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА………………10

Приложение 2: Конспекты НОД.………………………………………….……23

Приложение 3: Дидактические игры …………………………………………..27

Приложение 4: Загадки о дружбе и друзьях……………………………………29

Приложение 5: Мирилки………………………………………………………..31

Приложение 6: Подвижные игры……………………………………………….32

Приложение 7: Пальчиковые игры……………………………………………   33

Приложение 8: Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях…………………35

Приложение 9: Сюжетно - ролевые игры……………………………………….36

Приложение 10: Стихотворения для заучивания………………………………37

Приложение 11: Сценарий развлечения «Мы – дружные ребята!»..    38

 Приложение 12:Консультации для родителей…….. ………………………….41

                                                                                                                           

Актуальность проекта

Проблема:

Наблюдая за детьми во время их общения, мы заметили: многие дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается: в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт;  согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечается также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Некоторые дети склонны к доминированию, им сложно найти партнера для совместной игры. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.

Актуальность:

Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико. Взрослым необходимо сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.                                             Дружба – личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.  Дружеские отношения - это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания.                                                                                                              Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет процесс нравственного совершенствования. Дружеские отношения возникают в процессе общения, а общение – основной фактор развития ребенка.  Эта проблема актуальна на сегодняшний день, именно она и побудила

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

НАЗВАНИЕ

«Дружба начинается с улыбки»

Руководители проекта

Воспитатели МДОУ д/с №7 «Сказочная полянка»                                  Воронина Тамара Александровна, Татарчук Юлия Тимофеевна

Интеграция образователь -ных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, трудовое воспитание.

Возраст воспитанников

Дети средней группы 4-5 лет

Состав группы

Воспитанники средней группы, воспитатели, родители воспитанников

Тип проекта

Групповой; краткосрочный.

Вид проекта

Социальный

Срок реализации проекта

03.04.2023 – 14.04.2023

Предмет

Совокупность методов и приёмов для формирования коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.

Цель проекта

Воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.

Задачи проекта

Обучающие:

-Учить видеть, понимать и оценивать свои поступки и поступки сверстников.

-Сформировать коммуникативные навыки.

Развивающие:

-Обогатить и активизировать словарь по теме «Дружба».

-Развивать творчество и умения в продуктивной и в других видах деятельности.

Воспитательные:

-Воспитать культуру межличностных отношений между детьми.

Гипотеза

Создание благоприятных условий и обогащение развивающей среды в группе способствует успешному формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, а также способствовать эмоциональному благополучию дошкольников в коллективе сверстников.

Объект

Взаимоотношения  детей среднего дошкольного возраста.

Методы проекта

Метод проекта, беседы, игровая деятельность, игры на развитие навыков общения, игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, хороводные, свободное и тематическое рисование, обыгрывание различных ситуаций, чтение художественной литературы, прослушивания музыкальных произведений.

Этапы работы над проектом

  1. этап: Подготовительный

-Мотивация детей.

-Определение цели и задач проекта.

-Разработка комплексно - тематического плана работы.

-Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

  1. этап: Основной

-Проведение работы с детьми согласно комплексно - тематического плана работы.

-Привлечение родителей в  деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Подведение  результатов, полученных в процессе реализации проекта.

Предполагаемый результат

  • В ходе проекта дети начнут осознанно выполнять правила общения;
  • оказывать друг другу помощь;
  • сообща играть, заниматься, трудиться;
  • сформируется чувство принадлежности к группе;
  • коллектив детей станет дружным, сплоченным.

Материалы

Оформление уголка примирения «Мирилки».              Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.

Реализация проекта:

Этапы реализации

Дата реализации

Совместная деятельность педагога с детьми

1этап: подготовительный

Март, 2023г

Подбор методической литературы по данной теме.

Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, мирилки, сказки, загадки, пословицы).

Подбор дидактических, речевых, пальчиковых, подвижных игр, пособий.

Подбор песен, аудиозаписей по данной теме.

Приготовление материалов для художественного творчества.

Просмотр мультфильма «Крошка Енот».

2 этап: основной

03.04.2023г (понедельник)

Вводная  беседа: Что такое «дружба»?

НОД -  «Что такое дружба?» (Ознакомление с окружающим миром)

Д/и « Назови себя»  

Пальчиковая игра «Апельсин»

Заучивание мирилок.

 04.04.2023г

(вторник)

Беседа «Почему нужно уметь уступать?»

Д/и «Волшебный стул»                                                                                              

Пословицы и поговорки о дружбе.

П/и «Котята и щенята»

Пальчиковая игра «Сороконожки»

 05.04.2023г (среда)

Беседа «К чему ведут ссоры?»

Д/и «Волшебная палочка»                                                                            

Заучивание стихотворений о дружбе.

П/и «Найди себе пару»

 06.04.2023г (четверг)

Беседа «Правила дружной игры»

 Д/и «Ручеёк»

 Загадки о дружбе.

С/р игра «Семья».

 Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе».

Повторение мирилок.                                                                                            

 07.04.2023г (пятница)

Беседа «Как жить дружно без ссор»

Д/и «Магазин вежливых слов»                                                                                    

Прослушивание песен о дружбе                            В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Мы все делим пополам», «Ничего на свете лучше нету», «Улыбка»

10.04.2023г (понедельник)

Беседа «Каждая ссора красна примирением»

Д/и «Коврик примирения»                                                                                        

Пальчиковая игра «Дружные пальчики»                                         

Чтение: русская народная сказка «Лиса и журавль»

11.04.2023г (вторник)

Беседа «Урок дружбы»

Д/и «Про кого я говорю»                                                                                              

Повторение мирилок.

Чтение:  В.Катаев «Цветик-семицветик»

12.04.2023г (среда)

Беседа «Кто кого обидел?»                     Заучивание стихотворений о дружбе.                НОД - «Дерево дружбы» (рисование).         

Д/и «Опиши друга»                                                                                                      

П/и «Подтолкни шарик»

Слушание песен группы «Лелик и Барбарики» «Что такое доброта», «Есть друзья», «День рождения»

13.04.2023г (четверг)

Беседа «Дружбой дорожить умейте

Д/и «Подарок на всех»                                                                              

С/р игра «Детский сад»

Чтение худ. лит.В. Осеева  «Три товарища»

3этап: заключите  льный

14.04.2023г. (пятница)

Беседа: «Секреты дружбы».

Д/и  «Давайте поздороваемся»                                                                              

Развлечение «Мы – дружные ребята».

Оформление уголка примирения «Мирилки».

Создание фотовыставки «Мы – дружные ребята».

Работа с родителями

1.Папка-передвижка «Как формировать у детей дружеские отношения к сверстникам».

2. Консультации: «Дружба крепкая»»,  «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка»

3. Приобщение родителей к совместной деятельности.

4. Наглядная информация (фотовыставка «Мы – дружные ребята».)

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013.

2.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС)

3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2009.

4. Васильева Л. «Коммуникация» Вторая младшая группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2012

5. Р. С. Буре Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дружные ребята. Москва «Просвещение» 2004.

6. Шипицина Л. М. «Азбука общения» С-П. Детство Пресс, 1998 год

           



Предварительный просмотр:

Приложения к проекту.

Приложение 1.

Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА»

Средняя группа

1)Вводная  беседа: Что такое «дружба»?

-Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да»

или «нет-нет-нет», будьте очень внимательны.

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)

Чай с друзьями будем пить? (да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

− Хорошо человеку, когда у него есть друзья. Это значит, что человек не один, и если он окажется в трудном положении, друг ему всегда придет на помощь. Как приятно чувствовать дружескую руку помощи! Ты упадешь – друг подаст тебе руку, заплачешь – он пожалеет, загрустишь – он развеселит.

 -Дружба— это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба возможна только при соблюдении определенных «законов», важнейшими из которых являются уважения прав друг друга, умение признавать свои ошибки, обязательность, отсутствие споров о вкусах, терпимость и справедливая критика.

2)Беседа «Почему нужно уметь уступать?»

-Кто из вас умеет играть дружно?

-Во что вы любите играть?

-Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?

Слушается рассказ «Про двух подружек».

...

Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью: «Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.

Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю“, – и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!“ И она согласилась. Завтра мы опять будем играть».

На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», – заявила Поля. «Нет, будем играть как вчера», – не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, – а потом добавила: – И послезавтра».

-Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?

-Были ли споры между девочками?

-Почему спор не перешел в ссору? (Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре).

Обобщение педагогом ответов детей: Ребята, если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.

3)Беседа «К чему ведут ссоры?»

Слушается стихотворение А. Шибаева «Подружки».

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки —

Весь поцарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели – нет игрушки.

Сели и заплакали.

-Почему подружки поссорились?

-Что произошло в результате ссоры?

Давайте тоже поиграем в шарик (мячик) и покажем, как нужно играть. А вот какая история произошла с Петей и Мишей (рассказ Л. Толстого)

Слушается рассказ Л. Толстого «Лошадка».

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.

– Дай мне, мой конь.

– Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

-Почему мальчики поссорились? (они не хотели играть вместе).

-О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?

-Как вы думаете, что стали делать мальчики, когда лишились игрушки?

-Теперь вы знаете, что ссора мешает игре?

4)Беседа «Правила дружной игры»

Ребята, а вы знали, что правила игры учат решать спорные вопросы и избегать ссор? Предлагаю послушать рассказ «Домино»

Слушается рассказ «Домино».

...Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход», – сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался: «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», – возмущенно сказал Коля. Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», – и ушла.

-Ребята играли дружно?

-Как вела себя Аня?

-Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссорится, а договорились о новом правиле игры).

-Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры).

-У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?

Ребята, расскажите, что вы чувствуете, когда проигрываете? Или когда выигрываете? Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего? А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?

-Ребята, давайте мы с вами придумаем «Правила дружной игры»:

1) знать правила игры и следовать им;

2) не злиться на проигрыш;

3) не дразнить проигравшего;

4) спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.

5)Беседа «Как жить дружно без ссор»

Ребята, а давайте попытаемся разобраться в причинах ссор.

-Поднимите руку, у кого из вас есть друг?

-Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли вы друг другу?

-Когда друга нет рядом, вам скучно?

-Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы сохранить дружбу? (Помириться). А теперь послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками.

Слушается рассказ В. Орлова «Кто кого».

...Кто кого обидел первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Кто кого ударил первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Вы же раньше так дружили!

– Я дружил!

– И я дружил!

– Что же вы не поделили?

– Я забыл.

– И я забыл.

-Это история смешная или грустная?

-Над чем тут можно посмеяться? (Ребята забыли, из-за чего подрались).

– А что в этой истории грустного? (Ребята поссорились и подрались из-за пустяка, неизвестно из-за чего.)

– Подходит ли к этой истории пословица «Глупые ссорятся, а умные договариваются»?

– Значит, эту ссору можно назвать… (глупой).

– А мальчиков можно назвать глупыми? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем, чем закончилась история.

...Что ж, не будете ругаться?

– Ни за что!

– И никогда!

Остается вам обняться!

– Здорово!

– Согласен я!

– Можно назвать мальчиков глупыми? (Нет.) Почему вы так считаете? (Мальчики помирились, поняли, что ссора ненужная, глупая.)

– А как вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры?

6)Беседа «Каждая ссора красна примирением»

-Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться.

-Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение).

-Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?

-Давайте вспомним стихотворение А.Кузнецова «Пожружки»:

...Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

– Чем отличается эта ссора от ссоры мальчиков из стихотворения «Кто кого» В. Орлова? (Понятно, из-за чего подруги поссорились.)

– В стихотворении девочка говорит: «Я ее не обижала». Так ли это? Что случилось на самом деле?

– За что мы можем похвалить девочку, которая решила помириться с подругой? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.)

– Почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссорился – особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре.)

– Как вы понимаете пословицу «Вместе тесно, а врозь скучно»?

– Нарисуйте, из-за чего произошла ссора (из-за какой игрушки); что виновница ссоры решила дать подруге, когда захотела помириться.

– Расскажите, как вы помирились с другом.

Глупые ссорятся, а умные договариваются .

Беседа помогает детям понять, что ссоры могут привести к беде.

– Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?

А теперь предлагаю послушать сказку А.Нееловой «Тысячецвет»

Слушается сказка А. Нееловой «Тысячецвет».

…На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысяче-цвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Всё платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».

– Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето… Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».

Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

-За что тысячецвет рассердился на ручеек?

-Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно еще раз прочитать этот отрывок).

-А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок).

-За что ручеек обиделся на тысячецвет? Что он сделал от обиды?

-Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?

-Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?

-Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали?

Примечание: педагог старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка; помогает им понять, что нежелание принять извинения друга привело цветок к гибели.

Педагог предлагает детям придумать другой вариант сказки. (1. Когда началась жара, ручеек вернулся и спас друга. 2. Тысячесвет принял извинения ручейка, и они продолжили играть вместе.) Затем просит детейнарисовать рисунки, изобразив на них печальный и веселый конец сказки, и придумать названия иллюстрациям.

В заключение педагог подводит итог:

– Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости. Если все же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссора красна примирением».) Главное, не злиться друг на друга, стараться сохранить дружбу. («Глупые ссорятся, а умные договариваются».) А когда поссоритесь, вспомните стихотворение (Л. Яковлев «Ссора»):

Два котенка разругались,

Раздружились, отвернулись,

Но украдкой обернулись…

И во всю

Расхохотались.

7)Беседа «Урок дружбы»

Примечание: в ходе беседы педагог напоминает детям о том, что с друзьями надо делиться.

Педагог читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

Случается рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы».

...

Жили два воробья – Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел, ты и клюй!

– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

– Ты, наверное, прав, – ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

-Почему Чику стало стыдно?

-Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он по жадничал, хотя у него был целый ящик пшена).

-А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший и добрый друг).

-Почему рассказ называется «Урок дружбы»?

- Предлагаю нарисовать Чика и Чирика (самостоятельная работа детей).

8)Беседа «Кто кого обидел?»

Слушается рассказ И. Бутмана «Снежки».

…Рома с Таней, соседи по квартире, играли во дворе в снежки. Роме почему-то не везло, а Таня всё время в него попадала. Рома даже обиделся. Когда мама позвала ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их в Таню прямо в квартире.                                                           После обеда Рома полез в пальто, но снежков там не оказалось.                     "До чего же вредная девчонка! – возмутился Рома. – Мало того, что украла мои снежки, так ещё и воды в карман налила".

-Почему Рома обиделся? (Он не смог попасть снежком в Таню).

-Как Рома решил отомстить Тане?

-Прав ли был Рома?

-Можно ли сказать, что Рома хороший друг?

-Почему нам хочется посмеяться над Ромой?

9)Беседа: «Дружбой дорожить умейте

-Тема нашей беседы : «Дружбой дорожить умейте. Поэтому мы с вами сегодня поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

1. Все за одного, а один за …. (всех).

2. Семеро одного … (не ждут).

3. Один в поле….(не воин).

4. Старый друг лучше…. (новых двух).

5. Нет друга, ищи, а нашёл. (береги).

-Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:

1. Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надёжных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом).

3. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).

4. Дружбачто стекло: расколешь - не соберёшь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

5. Хочешь дружбы - будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

-Слово «дружба» по своему значению тесно связана с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний.

-Как вы думаете, какого друга можно назвать настоящим?

-А каким бы ты хотел видеть своего друга?

-Чего бы ты желал от друга?

-Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.

Послушайте в связи с этим стихотворение А. Барто «Требуется друг»

«Все живут - не тужат,

а со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

красные колготки

и характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной…

мы же одногодки,

как сестрички мы почти,

мы как две голубки

из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти -

ты во всём должна идти

другу на уступки.

Предлагаю Ильиной -

ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной -

и спортивный свитер,

и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

стану знаменита!

Все пятёрки до одной

у Светловой Нади.

Я прошу: - Ты со мной

подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим.

Будешь ты меня спасать -

дать контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: Молчала бы!

Не вставать же на колени,

уговаривать подруг…

Напишу я объявленье:

срочно требуется друг!                                                                                  Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать - язык не поворачивается. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. Такие отношения скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник.                                                                                                  Друг - человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.                                                                                               Товарищ - человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям.                                                                                                              Приятель - человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.                                                                          Ровесник - человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.

У каждого человека не так много настоящих друзей.

Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.                                                                                                                          Другу ты отдать сумей                                                                                                 Всё тепло души своей.                                                                                                Всё отдал - богаче стал,                                                                                        что сберёг, то потерял.                                                                                              Итог: Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?                                -Так каким должен быть друг?

10)Беседа: «Секреты дружбы».

А давайте мы разгаданные секреты дружбы будем их собирать в волшебную коробочку? Вы согласны? Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту)

  1. Так с чего же начинается дружба, как вы догадались? (со знакомства)
  2. Как можно познакомиться? Показ сцены знакомства. С помощью чего эти дети познакомились? (куклы, носового платка).
  3. А ещё с чего начинается дружба? (с улыбки, так в песне даже поётся).

Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку. (Дети выполняют)

Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, всегда должна быть улыбка на лице.

Давайте ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ дружбы – «Улыбка» поместим ее в волшебную коробочку.

  1. у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)
  2. кого мы называем другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может выручить,  научить тому, что сам умеет, уступит другу)
  3. если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)

Конечно, я думаю, что все дети в нашей группе дружат.

-Ребята, человеку всегда необходим друг. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Может кто-то желает рассказать о своем друге: (предлагается план рассказа)

  • как зовут вашего друга
  • в какие игры вы с ним играете
  • какой он ваш друг
  • почему вы с ним дружите(заслушиваем рассказы 1-2 детей).

Ребята, вы любите сказки? А ведь в сказках сказочные персонажи тоже умеют дружить. Попробуйте угадать, кто с кем дружит.

1.Зеленый крокодил Гена и его друг… (Чебурашка )

 2.Мальчик по имени Малыш и его друг …(Карлсон)

3.Смешной мишка Вини - Пух и его друг… (Пятачок)

4. Смелая девочка Герда и ее друг… (Кай)

Можно сделать вывод, что жить без друзей скучно.

Вот мы с вами разгадали ВТОРОЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Надо иметь всегда друзей, без друзей не прожить  ни за что на свете». Поместим еще один секрет  в волшебную коробочку.

-Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе, если мы с вами назовем,  то узнаем другие секреты дружбы, желаете? (сначала называют дети, потом психолог)

  • Друзья познаются в беде(Это значит, что друг это не тот, кто делит с нами радость и веселье. Друг прежде всего тот, кто с нами в трудную для нас минуту).
  • Нет друга, ищи, а нашел, береги.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Старый друг лучше новых двух(Это значит, что дружба проверенная временем имеет большую ценность. Так как друг за многие года делил с вами и горести и радости).
  • Дружба, что стекло, разобьешь, не сложишь.
  • Дружба в делах помощница.и  др.

-О каких секретах дружбы говорится в пословицах? (надо ценить своих друзей, дружбу с ними, не бросать их)

Поместим  ТРЕТИЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Цени своих друзей» поместим в волшебную коробочку.

Сегодня мы  с вами разгадали лишь некоторые секреты  дружбы, давайте их повторим, в следующий раз мы разгадаем  еще несколько секретов дружбы.

Литература:

В.И.Петрова, Т.Д. Стульник Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов

Приложение 2.

                                                Конспекты НОД.

 Тема: «Что такое дружба?»

Интеграция областей:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

Цель: Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.

Задачи:

1. Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.

2. Закрепить понятия: дружба, друг, друзья.

4. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

5. Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Что такое дружба», волшебная палочка, игрушка Умка.

Ход НОД.

  1. Орг. момент (Слайд 1)

Дети зашли в группу, поздоровались с гостями.

Воспитатель:

- Дети, какое у вас сегодня настроение?

-Давайте мы свое хорошее настроение подарим гостям (дети дарят улыбки).

 Воспитатель:  давайте встанем в круг и поприветствуем  друг друга.

Здравствуй правая рука (протягивание вперед)

Здравствуй левая рука (протягивание вперед)

Здравствуй друг (беремся другой рукой соседа)

Здравствуй, здравствуй дружный круг (качают руками)

  1. Игровая ситуация

Воспитатель:- Ребята,  к нам в гости сегодня пришел мишка Умка. Только он какой-то грустный.

-Что случилось, почему ты грустишь? Мишка говорит, что ему грустно одному.

-Разве у тебя нет друзей? Ты ни с кем не дружишь?  Мишка спрашивает: Кто это друзья? Как это – дружить.

-Ребята, давайте расскажем мишке, кто это – друзья и как нужно дружить.

А чтобы мишка все хорошо понял , давайте еще и покажем ему, как нужно дружить.

3. Беседа: (слайд 2)

-Что же такое дружба?  

Ответы детей (когда не ссорятся, играют вместе).

Воспитатель:- Правильно. Дружба - это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем.

4. (Слайд 3) Воспитатель:

С чего  начинается дружба? – Правильно с улыбки. Приятнее общаться с тем человеком, который улыбается, а не с тем, который злой или хмурый. И хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие замечательные, солнечные  улыбки. Я хочу с вами дружить.

5.(Слайд 4)

-Ребята, можем мы этих детей назвать друзьями?  Почему? (Они ссорятся, жадничают, обзывают друг друга.)

Давайте покажем мишке, как можно ласково называть друзей. А поможет нам моя волшебная палочка.

Д/игра «Волшебная палочка».

Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.                         Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

6. (Слайд 5)

-Что мы видим?  (Друзья помогают друг другу).

-Вывод: настоящие друзья всегда помогают друг другу.

6. Беседа:

-Если вы поссорились, что нужно сделать?

 (Слайд 6)

Я сейчас научу вас мириться.

Дай скорей мизинчик свой,

Зацепи его за мой.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы с тобой друзья опять.

7. Физкультминутка: Музыкальная подвижная игра "Подружились"

6. Словесная игра «Да-да-да» - «Нет-нет-нет».

-Ребята, о чем мы сегодня говорим? Почему? (Мы помогаем Умке)

Давайте повторим еще раз, а ты, Умка, запоминай.


- Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
- Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
- Мы научимся играть? (да-да-да)
- Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
- а улыбку подарить? (да-да-да)
- Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)
- Чай с друзьями будем пить? (да-да-да)
- Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
-. Кого можно назвать другом?
(человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может помочь, научить тому, что сам умеет, уступить. А если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)

7. Подведение итогов.  (Слайд 8)

Умка благодарит нас. Теперь он знает, как нужно дружить и у него будет много хороших друзей.

Рефлексия: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).

Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос, забыл пословицу).

 Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).                          

Занятие окончено.

Конспект НОД по рисованию

« Дерево дружбы».

Цель:

Образовательная:  

  • помочь детям освоить новый способ рисования «печать от руки»,
  • набирать краску на кисть и наносить ее на ладошку прокрашивая каждый пальчик, используя прием «примакивания» прикладывать ладошку к листу оставляя оттиск.

Развивающая:

  • формировать умение отвечать на вопросы, развивать внимание, мышление.

Воспитывающая: 

  • формировать навыки коллективной работы в процессе создания общей композиции,
  • формировать доброжелательные   взаимоотношения со сверстниками, формирование адекватной самооценки,
  • создать радостное настроение от творческой работы.

Интеграция образовательных областей:

- социализация

- коммуникация

Методы:

Игровой, словесный, практический.

Приемы:

Художественное слово (рассказывание сказки), объяснение, поощрение, пальчиковая гимнастика, самостоятельная деятельность детей.

Материал: ватман с нарисованным деревом, кисти, зеленая гуашь, баночки с водой, салфетки, аудиозапись.

Организация детей:

Вводная часть:  дети располагаются на ковре около педагога.

Основная часть: дети садятся на стулья, перемещаются вокруг стола.

Заключительная часть: стоят вокруг стола около педагога.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке разнообразных деревьев, беседы с детьми о дружбе, взаимопомощи.

Ход НОД:

 - Здравствуйте ребята.

-  Сегодня я хочу вам рассказать сказку. (Звучит  музыка.)

В некотором царстве, в далёком государстве, за высокими горами, раскинулась волшебная страна. В этой стране был красивый лес, в нем росли разнообразные деревья: там были дубы, ели, белоствольные березки. В этот лесок залетал ветер и тогда деревья шептались друг с другом шелестя листочками. В том лесу, среди  деревьев росло одно дерево, оно было всегда грустным и печальным и деревьям было его жалко, но они ни чем  не могли ему помочь.

- Ребята, как вы думаете, почему это дерево грустит?

- А кто знает, как можно ему помочь?    (ответы детей)

- А как вы думаете, как можно нарисовать листочки дереву?  (ответы детей)

- Молодцы. Но сегодня я хочу вам предложить нарисовать листья дереву при помощи своей ладошки. Посмотрите на ладошку, если мы соединим пальчики, то она похожа на листок. Надо кистью нанести краску на ладошку и пальчики, а затем приложить руку к веточке дерева,  останется отпечаток.

- Чтобы наши ладошка, пальчики хорошо трудились надо сделать зарядку:

Соединяем пальцы рук в «замок»

- Дружат в нашей группе девочки и мальчики 
 - Мы с тобой подружим маленькие пальчики 
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять 
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев 
- Начинай считать опять. 
- Раз, два, три, четыре, пять. 
- Мы закончили считать 
руки вниз, встряхнуть кистями .

Дети проходят за столы и кистью наносят себе на ладошку краску, затем на веточки дерева ставят отпечаток (появляется листик). Педагог осуществляет необходимую индивидуальную работу.

 (По окончанию дети становятся вокруг стола и  рассматривают работу)

-  Посмотрите какое у нас получилось красивое дерево, а сколько листочков много. Как вы думаете, почему стало  дерево таким?  

(ответы детей)

- Теперь наше дерево сможет разговаривать с другими деревьями в лесу. Давайте прислушаемся, мне кажется, что оно нам что-то говорит. Нас благодарит за помощь, говорит, что мы все дружные и потому смогли нарисовать ему листья.

- Ребята, как же можно назвать это дерево?     (ответы детей)

 - А давайте мы это дерево назовем деревом дружбы.

Приложение 3.

Дидактические игры.
Д/и « Назови себя»                                                                                   Цель:Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

 Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

Д/и «Волшебный стул».                                                                                              Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

    Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

Д/и «Волшебная палочка».                                                                             Цель:продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

  Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

 Д/и «Ручеёк»                                                                                                               Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

   Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

 Д/и «Магазин вежливых слов»                                                                                     Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

  Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

 Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко ?

 Д/и «Коврик примирения».                                                                                        Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

      Придя с прогулки,воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

 Д/и «Про кого я говорю»                                                                                              Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

 Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

  Д/и «Опиши друга».                                                                                                      Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

 Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

  Д/и «Подарок на всех»                                                                               Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить ,    делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

 Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

  Д/и  «Давайте поздороваемся».                                                                              Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.

Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

Приложение 4.

Загадки о дружбе и друзьях.

Радость делит он со мной,

 За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

 Мне поможет верный… (Друг)

 ***

Она — это то, что не каждый

 За жизнь себе сможет сыскать,

Но если нашел, береги же,

 Не дай никому отобрать! (Дружба)

 ***

За него в огонь и в воду.

 С ним в разведку и в походы. (За друга)

 ***

Друг без друга мы скучаем,

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

 Ведь всего сильнее … (Дружба)

 ***

 Мы поссоримся и помиримся

Не разлить водой, шутят все вокруг.

В полдень или полночь,

 он придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный … (Друг)

***

В горе не бросит,

Ненужного не спросит.

 Упадёшь – руку подаст,

Всегда поможет, не предаст. (Друг)

***

 С ним за ручку ходишь ты,

 Делишься конфетами,

 Потому что в мире ближе,

Человечка нету. (Друг)

***

С этим человеком ни в дождь,

ни в снег не страшно.

 Ведь вдвоем тебе с ним

весело, прекрасно. (Друг)

***

Даже яблоко и то напополам,

Есть секреты у вас от пап и мам.

Вместе ходите гулять,

Вам вдвоем вершины даже можно покорять. (С другом)

 ***

Ни на конфету, ни на игрушку,

ни на живую настоящую зверушку,

Ты никогда его не променяешь,

ведь лучше всех с ним время коротаешь. (С другом)

Приложение 5.

Мирилки
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!

Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить, как прежде будем!
...
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!

Это - ты, а это - я.
Ты - хороший у меня.
Мой подарок дорогой,
И не нужен мне другой.

Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!

Пальчик за пальчик
Крепко возьмем,
Раньше дрались,
теперь ни по чем.

Приложение 6.

Подвижные игры
«Котята и щенята». 
Задачи: развивать ловкость ориентировку в пространстве. Упражнять в лазанье, беге.
Описание игры: играющие делятся на две группы: одни "котята", другие "щенята", они находятся в разных концах площадки. По сигналу котята начинают бегать, легко, как бы играя. На слова "котята!" они произносят "мяу!". В ответ на это щенята лают "гав-гав-гав!", на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на свои места.
После 2-3 повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно следующим образом: предложить всем тихо и медленно "по - кошачьи" пройти и обнять друг друга.
«Найди себе пару». 
Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов. 
Ход игры: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.
«Подтолкни шарик».
Количество играющих: 3 и более человек.
Инвентарь: воздушные шарики.
Надуйте шарик.
Играющие, взявшись за руки, встают в круг.
Постарайтесь не дать шарику коснуться земли, подталкивая его любой частью тела, в том числе и руками, которые должны оставаться соединенными.
Если шарик касается земли, группа теряет право подталкивать его руками. Каждый раз, когда шарик касается земли, запрет распространяется еще на одну часть тела.

Приложение 7.

Пальчиковые игры

В гости к пальчику большому.
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок, 
Постучался на порог. 
Вместе пальчики-друзья, 
Друг без друга им нельзя.

Апельсин 
Мы делили апельсин. 
Много нас , а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает) 
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика). 
Эта долька – для чижа. 
Эта долька – для котят. 
Эта долька — для утят. 
Эта долька — для бобра. 
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

Сороконожки. 
Две сороконожки, 
Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу) 
Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга) 
Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз) (Ладошки разжались) 
Насилу расстались – (Разжать ладошки) 
И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)

Дружные пальчики. 
Эти пальчики щипают,(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки ) 
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.) 
Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный трутся друг об друга) 
Эти — тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.) 
А большой с мизинцем - братцем 
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)

Дружат в нашей группе. 
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики. (в замок несколько раз) 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно) 
Начинаем мы считать.( соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхивают кистями) 

Приложение 8.

Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях. 

Маленьких детей можно условно сравнить с чистыми листами бумаги, которые еще никто не исписал и не испортил. Почему так? Потому, что маленький ребенок, который только начинает свой путь еще ничего не знает об окружающей среде, людях и жизни в целом, его нужно учить абсолютно всему. Этот период в жизни каждого человека невероятно важен, ведь, то, что закладывается в голову малыша в это время, останется с ним навсегда. Именно в это время ребенка учат таким понятиям, как семья, дружба, любовь, уважение, помощь и т.д. И объяснять смысл данных понятий можно с помощью тех самых пословиц и поговорок.

 Друга ищи, а найдешь – береги. Смысл данного выражения в том, что у каждого из нас  есть много знакомых людей, но не все они являются нашими близкими друзьями. При этом если вам удалось найти настоящего друга, его нужно ценить, уважать, беречь и помогать ему. Ни в коем случае нельзя ссориться с другом и обижать его, потому, что ему это будет очень неприятно.  

Друг познается в беде. В поговорке речь идет о том, что понять, настоящий ли друг с вами  рядом, можно лишь познав вместе с ним трудности и неприятности. Потому, что играть и дружить, когда вам весело и все хорошо – может каждый, а вот прийти на помощь, например, пожертвовать для вас что-то свое – это поступок настоящего верного друга.  

Для друга все не туго. Эта поговорка учит нас тому, что мы должны помогать своим  друзьям и выручать их в нужную минуту. «Не туго» употребляется тут в смысле не тяжело, не сложно.  

Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь. В этих словах следующий смысл: дружба  это очень важно, и настоящую дружбу нельзя купить ни за какие деньги в мире. Также и наоборот – нельзя продавать дружбу ни за какие деньги. Малышам для понимания можно объяснить, что продавать здесь употребляется не в буквальном смысле, а в смысле предавать. Например, нельзя бросить друга и дружить с другим, только потому, что у нового товарища лучше игрушки, компьютер и т.д.

 Как аукнется, так и откликнется. Поговорка гласит о том, что как вы будете относиться к  людям, так и они будут относиться к вам. Если хотите доброго, уважительного отношения к себе, так же относитесь к окружающим.

 Старый друг лучше новых двух. Дружба крепчает с годами, поэтому старые друзья  всегда в почете.

Приложение 9.

Сюжетно - ролевые игры

Семья.
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. 
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.

В кафе.
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта. 
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли воспитателя, няни, музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Приложение 10.

Стихотворения для заучивания

Про дружбу. 
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою. 
Всё с друзьями пополам,
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям,
Никогда не надо! (Энтин Юрий)

Подружки. 
Мы поссорились с подружкой,
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала,
И сказала: «Не отдам!». 
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!» ( А. Кузнецова)

Подарок. 
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка,
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала. (Елена Благинина)

Приложение 11.

Сценарий развлечения «Мы – дружные ребята!»

Цели:

-Закрепить понятие «дружба», способствовать сплочению детского коллектива;

-развивать двигательную активность детей в играх с музыкальным сопровождением;

-создать в группе дружескую атмосферу.

Предварительная работа:

- Реализация проекта «Дружба начинается с улыбки».

Оборудование: аудиозапись песен «Настоящий друг», «Улыбка»,  настольные игры с нанизыванием деталей на нитку, папка – передвижка «Дружба».

Ход развлечения:

  1. Слушание песни «Настоящий друг».

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Ребята, вам понравилась эта песня? О ком поётся в ней? (Ответы детей).

-  Правильно, сегодня  мы празднуем День Дружбы!

Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей,
На любой планете!
    2. Беседа о дружбе.

Воспитатель: Ребята, дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Иметь друга – великое благо. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». А вы, ребята, дружные? (Да!!!) Вот сейчас мы и проверим, какие вы дружные. Вам нужно громко отвечать на мои вопросы.
Вы Готовы? (Да)                                                                           
Будем праздник отмечать? (Да)
Будем мы молчать, скучать? (Нет)
Будем дружно танцевать? (Да)
Будем дружно мы играть? (Да)
Может спать вас уложить? (Нет)

Как я рада, что ребята в детском садике дружны,

Так давайте веселиться, песни петь и танцевать.

3.Проводится игра «Бег с шариком».

Соревнующиеся встают парами, друг против друга, и зажимают между животами воздушный шарик. Затем стараются как можно быстрее добежать до цели, не уронив шар. При этом один бежит вперёд, а другой — задом наперёд.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что значит дружить? (Помогать друг другу в беде, не ссориться, уметь разделить радость, суметь постоять за друзей).
Да, ребята, дружба – это взаимопомощь, весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту.

4.Проводится игра «Мяч в цепочке».

Дети выстраиваются в две команды и передают мяч, в конец команды, пронося его над головой. Назад мяч передают снизу.

Воспитатель:Молодцы!    Вы показали, как должны вести себя настоящие друзья.  Настоящий друг – это тот, кто тебя понимает, с кем интересно общаться, кто никогда не предаст тебя, кто поможет и поддержит в разных ситуациях.

Если мы хотим иметь друзей, мы должны чувствовать, что нужно другому человеку.

5.Проводится игра «Сороконожки».

Играющие делятся на две команды. По сигналу ведущего первые участники обегают стойку и возвращаются к команде. Вторые «цепляются» за первого и они бегут вдвоём… третьи – за второго и т.д. Получающиеся «сороконожки» должны не потерять друг друга и выполнить задание как можно быстрее.

6. Придумывание правил дружбы в группе «Солнышко».

Воспитатель:Молодцы! Я вижу, что вы очень  очень дружные ребята. Есть люди, у которых много друзей, а есть одинокие люди. Можно друга найти, но очень легко потерять. Чтобы это не случилось, предлагаю разработать правила дружбы.

Правила дружбы:

-не ссориться,                                                               

-уступать,

-не бояться просить прощения,  если обидел друга,

-не помнить долго обиду,

-доверять друг другу,

-не завидовать,

-быть вежливым,

-не злиться,

-не жадничать,

-помогать другу,

-быть честным,

-быть внимательным.

Воспитатель: Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.

Дружба – главное чудо. Всегда

С ней любая беда – не беда.

7.Проводится игра «Собери бусы другу».

Ребята делятся на две команды и собирают бусы на нитке из разных детелей. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно соберёт картинку.  

8. Разучивание стихотворения «Мирилки» из папки-передвижки «Дружба».

Воспитатель: Ваше умение договариваться, помогло быстро  справиться с заданием, молодцы! Итак, дружба - это замечательно! Нам всем ясно одно – без дружбы нет жизни! Значит, чтобы жить, мы должны уметь слушать друзей, понимать и поддерживать. Да и в целом, если хотите, чтобы люди относились к вам хорошо, то и вы относитесь к ним с уважением, добротой и пониманием.

         Если нечаянно обидели ребята друг друга, что нужно сделать? (Ответы детей). Нужно попросить прощение, помириться. Давайте, разучим стихи «Мирилки».

9. Заключение развлечения.

Воспитатель: Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети встают в круг и складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба. На ощупь? С какой погодой её можно сравнить? Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Звучит песня «Улыбка».

Приложение 12.

Консультация для родителей.

«Дружба крепкая».
Отношения между людьми могут строиться «на равных», либо один из друзей выбирает роль вожака, а другой становится ведомым. Если вы видите, что ваш ребенок равноправный партнер либо лидер, нет никакой необходимости ограничивать такое общение. Ребенок при этом приобретает социальный опыт положительного влияния на окружающих, еще более повышается его самооценка, ощущение собственной значимости. От этой дружбы ребенок может сам отказаться в любой момент. А вот запрет вызовет противоположную реакцию – мы же помним: то, что не разрешено, приобретает особую привлекательность.
Нередко бывает, что мальчик или девочка при переходе из одного садика в другой на первых порах заводит дружбу с наименее успешными детьми из нового коллектива – их внимание легче привлечь. В новичке видят шанс начать новую жизнь, наладить новые отношения, измениться. Побеседуйте с ребенком и попытайтесь ответить на вопрос: почему он дружит именно с этим мальчиком и девочкой? Причины могут быть разные, следовательно, разными будут ваши ответные действия. Наиболее типичные случаи.
1. Возможно у вашего ребенка низкая самооценка. Ему кажется, что дружбы с лучшими детьми он не достоин, и уж пусть лучше этот Петька, чем никто. В таком случае ситуация общения может изменится, только вместе с ростом самооценки. Меньше критики, никакого сравнения с другими. Отмечать самые незначительные достижения, создавать ситуации успеха для ребенка. Хорошо было бы совместно обсудить и выбрать для него интересное занятие, а вместе с тем и новый детский коллектив, где он мог бы наладить новые дружеские контакты.
2. Ваш ребенок не умеет оценивать людей. Он оправдывает скверные поступки своих друзей, смотрит на мир их глазами и просто не понимает, что дальнейшее общение с таким товарищем может привести к печальным последствиям. Необходимо помочь ребенку понять, кто есть кто в его окружении. Постарайтесь при этом не раскрасить мир в черные тона. Помните, что у любого человека есть недостатки, но есть и достоинства. Научите ребенка анализировать поступки других людей, делать из этого правильные выводы. 
3. Ребенок не умеет строить взаимоотношения со сверстниками. Ребенок попадает под влияние из-за недостаточного социального опыта. Дружбе, как и всему остальному, ребенка нужно учить. Как правильно организовать игру, как выразить свое несогласие, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как тактично сделать товарищу замечание. Приглашайте в гости детей, с которыми общается ваш ребенок. Обсуждайте вместе с ребенком мультфильмы, сериалы. Высказывайте собственные мысли по поводу отношений между героями, давайте им оценку.
4. Ваш ребенок обнаруживает сходные черты характера с неподходящим другом. Этот случай сродни скрытой форме болезни, когда она уже протекает в организме, разрушая его, но внешне никак себя не обнаруживает. Ребенок, внешне пока оставаясь прежним, послушным и воспитанным, уже поменял внутренние установки, принял такое нежелательное поведение как возможное для себя и подсознательно налаживает дружеские контакты с близким по духу. Через какое-то время «болезнь» выйдет наружу в разнообразных формах: от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Этот случай наиболее сложный. Он потребует от родителей более длительного внешнего контроля и помощи. Необходимо обсудить с ребенком то, что вас в нем тревожит. Ограничить нежелательное общение, но не запретами, а пересмотрев досуг ребенка. Выберите дополнительные кружки, студии и сами постарайтесь больше времени проводить в общении с ребенком: организуйте поездки, прогулки.
Если вы попробовали различные способы, но ситуация не изменяется в лучшую сторону а скорее наоборот, имеет смысл обратиться за помощью к специалисту. Родителей должно насторожить также любое резкое изменение в поведении ребенка, когда, к примеру, веселый и непосредственный ребенок становится замкнутым, плаксивым, а спокойный – наоборот, чрезмерно возбудимым.

 «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.
Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба — это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.
Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер («Детей ласкать нельзя — они распускаются»). У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера их ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «Ты никогда не делаешь так, как нужно», «Ты всегда делаешь то, что нельзя». 
Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личностной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.
«Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет,— говорят иные родители.— Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками. 
Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Как же возникает эта дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний, и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.
Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае — своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его: «Помоги мне, сынок».
Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придется взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребенка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей. 
В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей 5 - 6 лет. Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста, через развитие их коммуникативных умений и навыков....

Конспект совместной организованной деятельности К проекту «Танцуем вместе» Тема: «Дружба начинается с улыбки!» Группа: подготовительная

Конспект совместной организованной деятельности к проекту «Танцуем вместе»Тема:  «Дружба начинается с улыбки!» Группа: подготовительная...

Проект Тема: «Утро начинается с улыбки»

Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада....

Творческий проект в старшей группе на тему "Дружба начинается с улыбки"

Творческий проект в старшей группе на тему "Дружба начинается с улыбки"...

Проект В средней группе Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Проект В средней группе Тема: «Дружба начинается с улыбки»...

Краткосрочный проект в средней группе Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико. Взрослым необ...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: " Дружба начинается с улыбки".

Дружеские отношения - это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружеские отношения возникают в процессе общ...