Развитие математических способностей детей
статья

развития математических способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие математических способностей детей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности»

В 2013 вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В связи с этим все дошкольные образовательные учреждения обязаны строить свою организованную образовательную деятельность с учетом требований этого документа и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, всестороннему развитию их психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Это является отличительной особенностью принятого стандарта от действующих ранее Федеральных государственных требований.

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики.

Рассмотрим развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) в процессе организации образовательной деятельности.

По мнению психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) в отдельные периоды развития человека возникают наиболее благоприятные условия для становления и развития отдельных видов способностей и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. Для развития математических способностей также существуют оптимальные периоды. Несомненно младший дошкольный возраст не является сензитивным периодом для развития математических способностей в силу возрастных особенностей детей. Однако в этом возрасте необходимо развивать логическое мышление (способность классифицировать, обобщать, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, знать название простейших геометрических фигур и качеств предметов.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с возрастом происходит их "угасание" (Хайдегер).

Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений. Именно этот компонент математических способностей мы считаем возможным развивать в младшем дошкольном возрасте.

Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве развитие математических способностей мы предлагаем осуществлять в игре. Рассмотрим игры, используемые нами в процессе организации образовательной деятельности с целью формирования элементарных математических представлений и развития математических способностей детей в целом.

Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними. Так для развития классификации мы используем игры: "Цвет и форма", "Четвертый лишний", "Разложи по группам", "Фрукты-овощи", "Дикие и домашние животные", "Твердый - мягкий", "Волшебный мешочек" и др.

Мыслительная операция «обобщение» заключается в умении объединять предметы в одну группу по сходным признакам. Для развития умения обобщать мы используем следующие дидактические игры: "Как назвать предметы одним словом?", "Поможем малышу", "Угостим куклу чаем", "Составь картинку", "Волшебный мешочек" и др.

Для развития умения дошкольников ориентироваться на плоскости и в пространстве нами используются игры: "Построим дома"; "Красивый узор"; "Построй пирамидку", "Найди клад".

Формирование знаний качеств предметов осуществляется в процессе следующих игр: "Уже - шире", "Длинный - короткий", "Высокий - низкий", "Кому какая форма", "Справа как слева" и др.

Отдельно хочется выделить игры со строительным материалом, для организации которых в каждой групповой комнате предусмотрена игровая зонаМладшие дошкольники охотно. с увлечением строят гараж, ворота, дом, башни, прокладывают дорогу. Строительные игры не только способствуют формированию пространственных отношений, развитию логических операций, восприятия и мелкой моторики дошкольников (малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов, но и оказывают большое влияние на формирование детского коллектива.

В процессе игровой деятельности осуществляется мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по усвоению элементарных математических представлений и развития их способностей, в том числе и математических.

Таким образом, организация игровой деятельности младших дошкольников с учетом требований примерной общеобразовательной программы дошкольного образования стимулирует развитие личности ребенка, их психических и физических качеств, в том числе математических способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей детей с помощью палочек Кюизенера.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в п...

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...