Развитие мелкой моторики у детей раннего возроста
план-конспект занятия (младшая группа)

Елена Всеволодовна Якушева

Развитие мелкой моторики у детей раннего возроста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_2022-2023_god.docx313.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 44 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Самообразование на тему:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

C:\Users\HP\Desktop\Лена\Самообразование\img1.jpg

Воспитатель

2 группы раннего возраста

«Капельки»:

 Якушева Елена Всеволодовна

2022-2023 учебный год

Воспитатель: Якушева Елена Всеволодовна.

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Работа начата: 01.09.2022г.

Предполагается закончить: 31.05.2023 г.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей раннего возраста.

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемый результат:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  через использование разнообразных методов и приёмов способствует повышению интеллектуального развития ребенка.

Актуальность темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки), а также словарный запас.

Этапы самообразования.

  1. Подбор и изучение методической литературы: СЕНТЯБРЬ.

Список литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

  1. Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми и пособиями на развитие мелкой моторики. В ТЕЧЕНИЕ ГОДА.


План работы на 2022-2023 учебный год

по самообразованию

Месяц

Форма работы

Развивающая среда/ публикации на сайте

С детьми

С родителями

Октябрь

1. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

2. Пальчиковые игры: «Домик», «Замок», «Наша группа».

Цель: Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста.

3. Игры с прищепками.

Цель: Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры».

С помощью родителей изготовить массажные перчатки.

Сделать картотеку пальчиковых игр.

Ноябрь

 1. Пальчиковые игры: «Семья», «Дружные пальчики».

Цель: Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики.

2. Игры с массажными мячиками: Цель: Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений.

3. Игры с резиновыми игрушками.

Консультация для родителей на тему: «Что такое мелкая моторика и как ее развивать».

2. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук».

Сделать картотеку «Игры с массажными мячиками».

Декабрь

1. Пальчиковый театр.

Цель: С помощью пальчикового театра формировать и совершенствовать чувства ритма (слова соответствуют движениям сказочному персонажу.)

2. Пальчиковые игры: «Капуста», «Каша», «Компот».

Цель:  Учить устной речи, путём движения пальцев рук.

3. Игры с бусами.

Цель: С помощью игр с бусами развить тактильную чувствительность, скоординированность движений.  

Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

Пополнить пальчиковый театр новыми персонажами.

Изготовить бусы.

Январь

1. Пальчиковые игры: «Вышел дождик погулять», «Что принес нам почтальон».

2. Массаж и самомассаж: «Игра с мячиками». 

Цель: Развивать речь детей, координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

3. Игры с мозаикой.

Цель: Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

«Разнообразие пальчиковых игр».

Учим с родителями.

Создание картотеки дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики.

Февраль

1. Лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

2. Пальчиковые игры: «Пальчики засыпают», «Игрушки».

3. Игры с прищепками.

Цель: Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Памятка: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат»

Изготовление дидактических игр.

Март

1. Пальчиковые игры: «Повар», «Капуста».

2. Дидактические игры «С крышками» 

Цель: Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки.

3. Шнуровка.

Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

Изготовление дидактических игр.

Апрель

1. Дидактические игры

2. Пальчиковые игры: «Компот», «Овощи».

3. Дидактическая игра «Помоги золушке» (разбор красной и белой фасоли).

Изготовление дидактических игр.

Май

1. Шнуровка

2. Пальчиковые игры: «Прогулка», «Дождик, дождик», «Лошадки».

3. Массаж и самомассаж: «Игры с шишками».

Изготовление дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности,  обобщить  умение  детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма,...