Методический модуль «Старик Годовик».
методическая разработка (подготовительная группа)

Кухтинова Наталья Владимировна

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и самым эффективным приемом развития дошкольников, так как сочетает в себе дидактику, занимательность, наглядность.

Формирование у детей дошкольного возраста временных представлений достаточно сложный процесс, так как время - абстрактная категория и обладает специфическими особенностями (текучесть, образность, непрерывность, ее нельзя увидеть, потрогать.) Поэтому возникает необходимость в подборе эффективных методов и приемов для его формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starik_god_dlya_kraya.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА № 38ИМЕНИ А.И. КАЛЬНИЦКОГО  ПОСЕЛКА КУБАНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

Методический модуль «Старик Годовик».

Актуальность.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и самым эффективным приемом развития дошкольников, так как сочетает в себе дидактику, занимательность, наглядность.

Формирование у детей дошкольного возраста временных представлений достаточно сложный процесс, так как время - абстрактная категория и обладает специфическими особенностями (текучесть, образность, непрерывность, ее нельзя увидеть, потрогать.) Поэтому возникает необходимость в подборе эффективных методов и приемов для его формирования.

 Цель: 

Данное методическое пособие предназначено для старшего дошкольного возраста. Основной  целью  дидактического модуля – ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с временными  представлениями.

Задачи:

 - продолжать знакомить детей со структурой календаря;

- закреплять названия месяцев года и их последовательность, названия дней недели и  времени суток;

- развивать словарный запас детей,  активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (путем подбора определений), упражнять в регуляции темпа речи, интонации и силы голоса;

- развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь  путем загадок;

- воспитывать  у детей любовь к природе и видеть ее красоту, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

         

Основная часть:

Пособие «Старик годовик».

 Цель игры: закреплять знания детей о временах года, название месяцев и их последовательности.

Варианты заданий.

1 задание  

Дидактическая игра: «Расставь месяцы по порядку».

Методы:  словесный и игровой.

Формы: сообщаю детям, что раньше люди называли месяцы по - другому. Называет:

 «Декабрь – студеный.

Январь – просинец.

Февраль – бокогрей.

Март – протальник.

Апрель – снегогон.

Май – травень.

Июнь – хлеборост.

Июль – страдник.

Август – жнивень.

Сентябрь – хмурень.

Октябрь – грязник.

Ноябрь – листогной».

Предлагаею детям объяснить,  почему так их называли? 

При затруднении помогаю им назвать в стихотворной форме

.

Вечно следом друг за другом

Ходят месяцы по кругу:

В январе и в феврале

Снег лежит по всей земле,

В марте и в апреле

Слышен звон капели,

Как растают снег и лед,

Май с цветами к нам придет,

Но в июне и в июле

Станет жарко, как в кастрюле.

А за август с сентябрем

Урожай мы соберем.

В октябре и в ноябре

Зверь лесной уснет в норе,

И когда декабрь пройдет,

Будет праздник – Новый Год!

Купим новый календарь

И наступит вновь январь!

Все птицы на липучке.

2 задание «Времена года».

Методы:

Формы: Двенадцать птиц: зима – три синие птицы ; весна – три зеленые птицы; лето – три красные птицы; осень – три коричневые птицы. Над каждым времени года   цвет ткани соответствует времени года существенные признаки каждого времени года: зима – синие, весна – зелёное; лето – красное; осень – оранжевое.

Стишок для запоминания названий времен года:

По кругу летает планета

И напевает сама

Кружилку: Зима, весна, лето,

Осень и снова зима.

3 задание «Неделька». 

Цель: названиями дней недели………..

Методы:

Формы: напоминаю детям,  по сколько перьев было в каждом крыле. (По семь). Предлагаю послушать загадку и, отгадав узнать, что  это за перья были  в крыльях. «Потянулся  мост на семь верст. А в конце моста золотая верста» (неделя). Каждый день недели имеет свое имя. Просит детей их назвать. Предлагаю детям  использовать в качестве закрепления дней недели -  стихотворение для  заучивания:

В зоопарке крокодил

В гости каждый день ходил:

В понедельник к мишке,

А во вторник к мышке,

В среду к льву, в четверг к бобру,

В пятницу к двум кенгуру,

К буйволу ходил в субботу,

В воскресенье – к бегемоту.

А пришел к нему сосед –

Крокодила дома нет.

4 задание: «Время суток».

Цель:

Методы:

Формы: Затем воспитатель напоминает, что стороны у перьев были черные и белые. Что это значит, узнают дети, отгадав загадку.  «То черное полотно, то белое полотно закрывает мое окно» (День и ночь). Предлагаю детям стихотворение для запоминания названий времени суток:

Смотрел в окно кузнечик

Ночь, утро, день и вечер,

Потом улегся спать,

Ведь дальше ночь опять.

Заключение:

Вывод:

Новую информацию можно узнавать разными способами: спросить у родителей, воспитателей; смотреть познавательные телепередачи; искать ответы на вопрос в интернете, но запомнить и применять эту информацию они не могут. Тем самым мною была придумана игра Старик – Годовик для

Того что бы дети быстро запоминали в игровой форме.

Старик-годовик – это Старик-Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очерёдностью. 

дидактическая игра позволяет не только активно включить детей в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес к игре в наглядной форме даже у самых несобранных детей. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к игре, и они быстро запоминают.

Таким образом, учитывая существенные изменения, внесенные ФГОС в структуру планирования образовательной деятельности, необходимо использовать такие  средства  работы с детьми, которые позволяют  обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Таким средством являются дидактические игры, в которых обязательно есть наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Изучение теоретических аспектов дидактической игры, позволило выявить их структуру и возможности в развитии представлений о времени года, месяцы и время суток. Игра введена в ежедневно повторяющийся распорядок детской жизни. Отводиться время до завтрака и после него, на прогулках (дневной и вечерней), вечером до ухода детей домой.  Предполагается, что если использовать дидактические игры по формированию временных представлений в совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей через все режимные моменты, в конечном счёте, процесс развития представлений о времени у детей  старшего дошкольного возраста будет протекать успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»

Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...

Сценарий осеннего утренника "Сказка Старика -Годовика" для детей подготовительной группы

Сценарий осеннего утренника для детей подготовительной группы ДОУ....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа  направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....

"В гостях у Старика-годовика".

Конспект занятия по ознакомлению с природой....

Мнемотаблица к произведению В. Даля "Старик- годовик".

В. Даль "Старик- годовик".Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз- полетели первые три птицы. Повеял холод,...

ФЭМП "В гости к старику годовику"

Программное содержание:совершенствовать навыки счета в пределах 20 в согласовании с прилагательным и существительным в прямом и обратном порядке; закреплять понимание отношений между числами нат...