Нейропсихологические игры и упражения ка средство развития детей дошкольного возраста
презентация

Алексеева Мария Дмитриевна

Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это Задержка Речевого Развития. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь-это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).Психические процессы человека — это составная часть ВПФ, механизмы ее реализации. То есть с их помощью происходит вся деятельность психики.

Они делятся на физиологическую часть, нейронную связь, отвечающую за передачу сигналов между участками мозга, и познавательную часть — сами действия.

С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира - это перемещение своего тела в пространстве.

РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему "неговорящие" дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологические игры и упражнения как средство развитие речи детей дошкольного возраста Подготовила: педагог – психолог МБДОУ №129 Алексеева М.Д.

Слайд 2

Теоретические основы нейропсихологии Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов. Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением.

Слайд 3

Психические процессы человека — это составная часть ВПФ, механизмы ее реализации. То есть с их помощью происходит вся деятельность психики. Они делятся на физиологическую часть, нейронную связь, отвечающую за передачу сигналов между участками мозга, и познавательную часть — сами действия.

Слайд 5

А.Р. Лурия выделил три основных функциональных блока , участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности: 1-й блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования ( Я хочу!) Таким образом, первый блок мозга участвует: в обеспечении психической деятельности, в первую очередь в организации внимания, памяти, эмоционального состояния и сознания в целом. в регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний ( л имбические структуры мозга) воспринимает и перерабатывает разнообразную интероцептивную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния

Слайд 6

2-й блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира. Это прием экстероцептивных раздражений, приходящих в головной мозг от периферических рецепторов

Слайд 7

3-й блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности ( Я должен!) Это уровень произвольной саморегуляции , самостоятельного, активного программирования (соответственно прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени).

Слайд 8

Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это Задержка Речевого Развития. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь-это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).

Слайд 9

С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира - это перемещение своего тела в пространстве.

Слайд 10

РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему " неговорящие " дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью.

Слайд 11

Немного о крупной моторике. Виды двигательной активности 1. Мелкая моторика (ловкость) – способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног; формируется на базе крупных движений. 2. Крупная моторика (общая моторика) физическая активность человека связана с перемещением тела в пространстве осуществляется за счет работы крупных мышц тела: переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки. 3. Моторика органов

Слайд 12

Крупная моторика: этапы развития 1 – 6 лет ( Мастюкова Е. М., 1997) 1 – 2 года: ходит и наклоняется вперед и поднимает предмет с пола; бросает мяч; относит предмет на короткое расстояние; ходит задом; короткое время стоит на одной ноге; с поддержкой ходит вниз по лестнице и поднимается; крутит педали трехколесного велосипеда 2 – 3 года: учится бегать, ходить на носочках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках. Прыгает на двух ногах. Бросая мяч вверх, может его поймать. Отбивает мяч. 3 – 4 года: бросает мяч через голову. Спускается вниз по лестнице. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге около 10 минут. Сохраняет равновесие при качании на качелях. 4 – 5 лет: прыгает на одной ноге, ходит по бревну, по доске. Прыгает попеременно на одной и на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице 5 – 6 лет: хорошо прыгает, бегает, бегает на носках. Ходит на пятках. Катается на 2-х колесном велосипеде. Учится кататься на коньках. Навыки крупной моторики совершенствуются до 15 лет

Слайд 13

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ . Выполняет много функций (развивает координацию, улучшает равновесие, улучшает переключаемость, стимулирует биологически активные точки на стопах, укрепляет связочный аппарат голеностопных суставов). Тут уж нет предела вашей фантазии. Использовать всё, что угодно. Вот краткий список средств для создания полосы препятствий: канат, ортоковрики , канатная верёвка, скрученные полотенца, утяжелённое одеяло, швабра, кочки, балансир, воздушная подушка, обычные подушки разных размеров, морские камушки, фасоль и разные крупы, песок, мягкие и пластиковые игрушки, стулья большие и малые, скамейка узкая, мешок-капля, утяжелённые мешочки, туннели, мягкие модули, пластиковые бутылки с водой и крупой, дощечка, мотки пряжи...). Это упражнение можно сопровождать весёлой музыкой для физ минутки. А если использовать одну и ту же мелодию, то скоро у ребёнка выработается схема "стимул-реакция" и уже при первых звуках мелодии малыш будет бежать к старту. Это особенно актуально у детей с нарушением понимания речи и грубой несформированностью произвольности, когда нужно сформировать хоть какие-то произвольные действия.

Слайд 14

БАЛАНСИР. Ставьте малыша на балансировочную доску, при этом держите его за одну ручку. Самых маленьких можно посадить на попу, покружить и покачать. Чтобы ребёнку было легче устоять на доске- оденьте ему сандалии или чешки . На несколько секунд убирайте свои руки, давая возможность малышу самому поймать равновесие. Доказано, что ежедневное стояние на балансире значительно повышает эффективность работы мозга, т.к.оказывает мощное активирующее воздействие на подкорковые структуры . Чтобы ребёнку было интересней, а также для улучшения произвольной саморегуляции , хорошо использовать счёт или потешку . Пока вы считаете или поёте малыш должен удержаться на доске. Пример потешки : "Лодочка плывёт по речке, Оставляя нам колечки, Кач-кач , Кач-кач , Мама купит нам калач". Если ребёнок научился хорошо держаться пока вы поёт, тогда можно удлинить потешку "Калачи-то хороши, Посмеёмся от души".

Слайд 15

ИГРЫ С ДЫХАНИЕМ Выполняют две важные функции: способствуют развитию речевого выдоха, а также повышают тонус мозговой деятельности. Вот список таких игр: - дутибол (задувать лёгкий мячик или скомканный кусочек бумажки в ворота) ; -дуть на пёрышко; -надувать мыльные пузыри; -сдувать пену с ладошки; -дуть через соломинку в мыльную воду, создавая красивую пену; -дудочки и флейты; -дуть на кораблики, плавающие на воде; -задувать свечки, в том числе и плавающие; - сдувать с ладошки манку, муку и прочие сыпучие продукты.

Слайд 16

Рекомендуем родителям: развитие крупной моторики Общая физическая активность (повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки). Подвижные игры с мячом (катать, бросать и ловить, приседать и наклоняться с мячом, упражнения под контролем взрослых на гимнастическом мяче). Удержание равновесия (стоя на одной ноге, закрыв глаза, движение по тонкой линии, балансировка на специальных качелях, неустойчивых поверхностях). Игры со скакалкой и резинкой, классики. Спортивные снаряды (вис на кольцах, ходьба по бревну с поддержкой, лазание по канату). Игры на бросание и попадание в цель (в мишени, коробки, стойки и пр ) - мячи, кольца, игра в городки, бадминтон. Прохождение «полосы препятствий» (перепрыгивание, ползание, приседания). Символические игры (имитация движений животных, транспорта). Танцы и спортивные игры. Езда на велосипеде, самокате, освоение роликов и коньков. Упражнения для стоп с мячом (из положения сидя) – см лечебная физкультура и профилактика плоскостопия! Игры с текстурами (ходьба босиком по земле, песку, камушкам в воде, «рисование» ногой, узоры из собственных следов). Приобщение детей к домашнему труду (подмести пол, пропылесосить, помыть посуду, развесить белье на веревочку, полить цветы, уход за домашними животными

Слайд 17

Мелкая моторика. бусинки шнуровка Сенсорные мячики ленты планшеты

Слайд 18

Работа на вертикальных поверхностях Свободное рисование; Раскрашивание; Работа с трафаретами; Конструирование из деталей; Манипулирование намагниченными объектами; Мягкая поверхность – отпечатки; Штриховка, письмо

Слайд 19

Интересно: готовые обои для раскрашивания (малышам и подросткам)

Слайд 20

Примеры заданий: соединение точек, проведение линий в разных направлениях

Слайд 21

Примеры заданий: проведение линий без отрыва

Слайд 22

Примеры заданий: проведение параллельных линий, линий без отрыва

Слайд 23

Примеры заданий: проведение параллельных линий, штриховка в разных направлениях

Слайд 24

Двигательные функции Кинестетический праксис 1 . Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев , которую он должен воспроизвести . Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол .

Слайд 25

Кинетический (динамический) праксис 1 . «Кулак — ребро — ладонь». И.: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения . Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе . Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки . При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро—ладонь —кулак».

Слайд 26

Каждая фигура обозначает свое действие. Часть тела (рука или нога) обозначает, чем нужно выполнить действие. Красный круг- хлопуть (по столу) или тонуть ( по полу) Зеленый квадрат- поднять всторону (руки) или рассавить на ширине плеч (ноги) Синий треугольник- соединить (кисти или стопы) Желтый прямоугольник- скрестить (кисти или стопы) Например: хлопуть в ладоши расставить ноги на ширине плечь Для начала, можно чередовать два действия ( круг и квадрат), далее усложняя задания. Также карточки можно разрезать и чередовать упражнения в различном порядке. Выполняется одновременно двумя руками и ногами.

Слайд 27

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития детей дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....

"Развивающие игры и игры на липучках, как перспективное средство развития детей дошкольного возраста"

В статье расскрываются понятия об развивающих играх, играх на липучках их особенности и значение в развитии детей дошкольного возраста. Игры на липучках разной тематической направленности, используютс...

«Игры с мячом как средство развития детей дошкольного возраста»

     Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правиль...

Нейропсихологические игры для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Перед тем как приступить к нейропсихологическим упражнениям с ребенком, убедитесь, что он в хорошем настроении. Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия.  Начинайте...

Логоритмические игры и упражнения , как средство развития детей дошкольного возраста

Конспект выступления на методическом объединении музыкальных руководителей г. Красногорск...

Нейропсихологические практики как средство развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад. Причина этого изменения в окружающем мире, как в предметно...