Программа "Здравствуй малыш!!"
рабочая программа

Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Фрейд, К. Хорни, подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжелого периода в этом возрасте – особенности адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdravstvuy_malysh.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

 «Здравствуй малыш!!!»

2

Основание для разработки программы

Развитие  познавательных способностей, обеспечение эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.

3

Основные разработчики программы

Смолич Алла Ивановна, педагог- психолог

4

Основная цель программы

Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

5

Задачи программы

  • Коррекция тревожности у детей  и снятие эмоционального  напряжения, связанного с расставанием с близким взрослым;
  • Развитие навыков взаимодействия со взрослыми;
  • Формирование навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие игровых навыков в соответствии с возрастом.

6

Условия достижения цели и задач программы

Комфортно чувствует себя в ДОУ ;

Стремиться к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; эмоционально откликается на игру , предложенную взрослым;

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними.

7

Основные направления программы

Целенаправленная  работа

  • Позитивный настрой;
  • Познать окружающий мир;
  • Развитие восприятия, мышления, внимания, памяти;
  • Формирование навыки культурного поведения;
  • Развитие полноценную и разностороннюю личность .

8

Сроки реализации программы

1 год

9

Пользователи основных мероприятий программы

Воспитанники ДОУ, родители

10

Ожидаемые результаты

 1. Успешная адаптация детей раннего возраста.

2. Активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения соответствующих возрастной норме.

 

Содержание

1.Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи программы

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

1.4.

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста

1.5.

Планируемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1

Успешность организации адаптационного периода

2.2.

Ожидаемые результаты

3. Организационный раздел

3.1.

Предметно- развивающая среда

3.2.

Тематическое планирование программы

Литература

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Фрейд, К. Хорни, подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжелого периода в этом возрасте – особенности адаптации.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка  разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Не стоит рассматривать адаптацию как односторонний процесс, то есть привыкание малыша к детскому саду.

 Задача  педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада залог успешной адаптации. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то  есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс.

Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушением или замедлению темпа психофизического развития.

Построение целостной модели адаптационного периода обуславливает успешность вхождения ребенка в детский сад.

1.2 Цели и задачи программы

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

1 Помощь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.

2 Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие

Повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.

3 Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.

4 Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Концептуальной основой программы являются следующие принципы:

Принцип гуманизма как основополагающий.

Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение –Ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимуматерпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требованиядолжны быть посильными и развивающими.

Принцип природосообразности и индивидуализации.

Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей При организации процесса адаптации:

Учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.

Принцип развития.

Предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким

образом, приспособительной концепции адаптации противостоит  конструирующая концепция.

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.

Предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого- педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья - дошкольное учреждение».

         1.4.  Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (1 - 3 года)

На втором году жизни ведущей деятельностью детей является предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Для ребенка этого возраста характерна ярко выраженная познавательная активность, которая

проявляется в любознательности, неуемном исследовательском стремлении, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничестве с взрослым. Неотъемлемой частью

такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.

В общении с взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Ребенок чрезвычайно чувствителен к обращениям, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои

занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с  удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними.

Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.

На втором году жизни ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую

просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие, как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации. Основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.

К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому

1.5 Планируемые результаты освоения программы

1 Преодоление стрессового состояния в период адаптации к ДОУ.

2 Изменение профессиональной позиции педагогов в плане взаимодействия с воспитанниками.

3 Повышение психолого-педагогической компетенции родителей, формирование представлений о значимых факторах облегчения периода адаптации.

4 Наличие у детей положительных эмоциональных отношений со сверстниками и взрослыми, положительного эмоционального настроя в группе.

5 Повышение навыков совместной игры, предметного взаимодействия, уровня развития культурно-гигиенических навыков.

6 Снижение уровня импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии в процессе общения.

2 Содержательный раздел

2.1 Успешность организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение так же подразумевает последовательность ее этапов.

Первый этап – прогноз адаптации.

Второй этап – взаимодействие педагога психолога с детьми.

Третий этап – малыши переходят на обычный режим в соответствии, с алгоритмом  постепенного вхождения в детский сад.

Четвертый этап –  проведение индивидуальных  занятий  с детьми раннего возраста.

Циклы игровых комплексов включают в себя игры с сюжетными игрушками, игровые

упражнения, игры с правилами, подвижные, дидактические игры, игры забавы. В календарно-тематическом плане циклов игровых комплексов определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить в игровых комплексах, виды детской деятельности, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т. п.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 1 раза в неделю.

2.2. Ожидаемые результаты

Для детей:

• положительная адаптация к условиям детского сада;

• сформированные навыки взаимодействия детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками;

• созданы благополучные условия для психического здоровья ребенка;

• сформированы начальные формы произвольного поведения;

• развитые игровые навыки.

Для родителей:

• положительное эмоционально-личностное отношение к детскому саду;

• стремление к сотрудничеству с педагогами и администрацией ДОО;

• повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам детского развития, воспитания, обучения;

• осознанное отношение родителей к полноценному личностному развитию детей раннего возраста.

3 Организационный раздел

3.1. Предметно-развивающая среда

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.

Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Предметная развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и

в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность,

способность к творческому самовыражению. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

3.2Тематическое планирование  программы

Занятия  разработаны в соответствии с федеральными требованиями к структуре  основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Виды игр

Описательная характеристика игр

Подвижные

«Прятки, догонялки, поймай собачку, передай кошку, дождик и солнце, принеси предмет».

Спортивные

Ползание, лазанье, ходьба, игры с мячами,  прыжки, бег,  упражнения на равновесие.

Музыкальные

Игра на музыкальных инструментах, угадывание, что звучит, пение  и подпевание, танцы под музыку.

Стихотворные                           ( физминутки, пальчиковые)

Физкультминутки: «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Как на горке снег», пальчиковые игры: Этот  пальчик – мама», «Сорока – белобока».

Упражнения для развития речи

Чтение детям потешек, стихотворений, сказок, рассказов. Игры на понимание слов : «Что это? Что делает? Какой он? Для чего это нам?

Игры – драматизации

Инсценировка сказок и потешек:  «Курочка ряба, Репка, Теремок, Три медведя».

На развитие мелкой моторики рук

«Переложи горох», «Переложи крупу ложкой», «Мозаика», «Сними прищепки», «Шнурки».

Артикуляционная гимнастика

Дыхательные упражнения:»Дуем на одуванчик, ватку, мелкие бумажки, воду», «Играем на трубе,  «Погремушками», «Мыльными пузырями».

С дидактическими предметами

Сенсорные игры с деревянными шариками и кубиками, пирамидками, матрешками, стаканчиками, баночками, вкладыши, бруски

Ролевые

 «Игры с куклами и мягкими игрушками ( покормить, одеть, причесать, положить спать): «Магазин, доктор, стройка и т.д.»

Обучающие на развитие внимания, памяти, мышления и т.д.

«Подбери двери к домику», «Кто на чем играл?», «Раздели предметы а две группы», «Найди одинаковые предметы», «Убери лишний предмет», «Что исчезло?», «Подбери заплатку к коврику», «Что изменилось?»

Конструирование

Строительство  из деревянных деталей башенок, поездов, столов, домиков, и т.д.; из различных видов пластмассового конструктора дороги, стены домов, дома, башни, машинки.

Представленные занятия  проводятся в игровой форме, а задания объединены общей темой.  Они позитивно настраивают детей, приучают их к самостоятельности различным играм, помогают полностью раскрыться и познать окружающий мир, развивают восприятие, мышление, внимание, память, формируют навыки культурного поведения, воспитывают полноценную и разностороннюю личность.

Игровые занятия с детьми

п/п

Названия занятий

1

Знакомство. Вводное занятие.

2

Части тела. Самолеты

3

Круглая форма. Машины.

4

Игрушки.  Гора песка.

5

Подвижные игры. Горох для воробьев.

6

Чтение потешки. Божья коровка.

7

Домашние птицы. Клетка для попугая.

8

Грибы. Дождик.

9

Кукольный театр. «Репка». Сыр для мышек.

10

Кукольный театр. «Цыпленок» червяки для петуха и курицы.

11

Музыкальные инструменты. Погремушки.

12

Кукольный театр. « Цыпленок и утенок». Семечки для цыпленка и утенка.

13

В гости к собачке. Палочки для конфет

14

Кукольный театр. «Три медведя». Корзина с шишками.

15

Кукольный театр. «Теремок». Шланги с водой

16

Кукольный театр. «Пузырь, соломинка и лапоть». Мыльные пузыри.

17

Красный и синий цвет. Витаминки  для куклы.

18

Дидактические игры.  Баранки.

19

Поход в лес. Дрова для костра.

20

Кукольный театр. «Друзья». Фонари.

21

Большой - маленький. Матрешки.

22

Женский праздник. Бусы для мамы.

23

Красный синий цвет . Змейка

24

Кукольный театр. « Курочка ряба». Яички

25

Синий, красный и зеленый. Травка для зайчат.

26

Спортивные упражнения. Цветы.

27

Кто как говорит. Утенок .

28

Желтый и зеленый цвет. Муравейник.

29

Чтение сказки «Муха – Цокотуха». Паутина для паучка.

30

Красный , синий, зеленый и желтый цвет. Бабочка .

31

От большого к маленькому. Улитка.

32

Заключительное занятие. Мост через ручей.

 

Литература

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Издат, 2014. 189 с.

2. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка. СПб. : Феникс, 2004. 342с.

3. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. /Н. Д. Ватутина. М. : Сфера, 2013. 158 с.

4. Веракса А. Н., Гуторова Н. Ф. «Практический психолог в детском саду». М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 144 с.

5. Лебединская К. С. Место адаптации в процессе социализации. М. : Учитель,2009. 218 с.

6. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. СПб. : Феникс,2011.78с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....