упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Епифанова Екатерина Сергеевна

Внимание.

Внимание- это психическая деятельность, которая направлена и сосредоточена на определенный объект, что предполагает повышение уровня интеллектуальной, сенсорной и двигательной активности.

Внимание- очень важный базовый психический процесс, который «питает» все другие психические функции и виды деятельности. Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов. Оно обеспечивает организованный и целенаправленный  отбор поступающей  информации. Точность и детализация восприятия, прочность  и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения - определяется вниманием.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что качество и результаты познавательной деятельности зависят от внимания.

Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

  1. Непроизвольное  внимание возникает без усилий воли, это основной вид внимания в младшем дошкольном возрасте, малыш еще не умеет и не может управлять своим вниманием. Ребенок акцентирует свое внимание на чем- то ярком, эмоциональном, интересным ему,  в данный момент. Сосредоточенность внимания будет до тех пор, пока ребенку будет интересно.

 

  1. В процессе игры, обучения, общения со взрослыми постепенно начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий для его возникновения. Приходиться делать не то, что хочется, а то, что необходимо, то что от него требуют взрослые. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и понимание значения предстоящей деятельности, осознанием её цели.  Так- же важно активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Важным моментом в произвольном внимании является усилие, которое зависит от воли человека. Чтобы воспитать способность к такому усилию необходимо укреплять волю. Ребёнку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля.

Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом многие психологи видят основное содержание внимания: становление умственного действия контроля можно обеспечить при самостоятельной работе детей.

  1. В  игровой, познавательной  деятельности может возникнуть заинтересованность, увлеченность, которые обычно снимают волевое напряжение, т.е. возникает третий вид внимания- послепроизвольный.

         

 Свойства внимания.

               Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

  1. Устойчивость внимания- это способность сохранить долгое время  сосредоточенность в какой- либо деятельности, и не отвлекаться на другую. Неустойчивость внимания приводит к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнений заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно занимается  в течении 5- 10, 15 минут, затем « отдыхает» 5- 8 минут, как бы выпадает из деятельности и начинает заниматься посторонними делами. Когда ребенок «отдохнул» он опять способен к продуктивной деятельности.
  2. Объем внимания-  это возможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.    Снижение объема внимания приводит к тому, что ребенок   не удерживает нужный объем информации и поэтому менее эффективно решает игровые, учебные и жизненные задачи, ему трудно воспринимать ситуацию в целом.
  3.  Распределение внимания-      это способность одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность совершать сразу несколько действий.  Сниженное распределения внимания приводит к тому, что ребенок не может выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения.
  4. Переключение внимания-     перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.    У детей может быть «Прилипание внимание». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
  5. Концентрация внимания- удержание внимания на каком либо объекте, степень или интенсивность сосредоточенности ребенка на выполнении какой либо деятельности или на каком либо предмете. Снижение концентрации выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости.
  6. Избирательность внимания-  сосредоточение на объекте своей активности и противостояние влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов. Снижение избирательности внимания затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей.

Часто говорят «Дефицит внимания». Оно характеризуется наличием короткого промежутка собственно внимательного поведения: ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из—за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды и т.д.

Снижение свойств внимания может быть устранено специально организованной работой. Такая работа должна вестись по двум направлениям:

        1.Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

        2.Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_no3.docx134 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Безопасное поведение детей на дорогах, на реке во время паводка и таяние снега».

Повестка дня:

  1. «Памятка родителям – водителям»- выступление воспитателя Антоновой А.В.
  2.  «Осторожно, паводок и ледоход» - выступление Голубевой М,О,
  3. «Осторожно, гололед!» - выступление Антоновой А.В,

Ход собрания:

  1. - Приближается время весеннего паводка. Лед на реках становится рыхлым, «съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться под ногами и сомкнуться над головой.
    Помните:

На весеннем льду легко провалиться;

Быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;

Весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.

Выходить  на лед во время весеннего паводка опасно.

Не стойте на обрывистых и подмытых берегах – они могут обвалиться.

Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, набережной причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.

Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и смогут выручить из беды.

Будьте осторожны!

Не подвергайте свою жизнь опасности!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения на льду при вскрытии реки или озера.

Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми.

Разъясняйте правила поведения в период паводка, запрещайте им шалить у воды, пресекайте лихачество.

Не разрешайте им кататься на самодельных плотах, досках, бревнах или плавающих льдинах. Оторванная льдина, холодная вода, быстрое течение грозят гибелью.

Разъясните детям меры предосторожности в период ледохода и весеннего паводка.

Долг каждого родителя  - сделать все возможное, чтобы предостеречь дошкольников от происшествий на воде, которые нередко кончаются трагически.
Взрослые! Не оставляйте детей без присмотра!
Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, дети играют на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема. Такая беспечность порой кончается трагически.

Весной нужно усилить контроль за местами игр детей.


Родители!  Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности  нахождения на льду при вскрытии реки или озера. Расскажите детям о правилах поведения в период паводка, запрещайте им шалить у воды, пресекайте лихачество. Оторванная льдина, холодная вода, быстрое течение грозят гибелью.
 Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми. Разъясните детям меры предосторожности в период ледохода и весеннего паводка.
В период весеннего паводка и ледохода ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

·        выходить на водоемы;

·        переправляться через реку в период ледохода;

·        подходить близко к реке в местах затора льда;

·        стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;

·        собираться на мостиках, плотинах и запрудах;

·        приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов;

·        измерять глубину реки или любого водоема;

·        ходить по льдинам и кататься на них.

2.  БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ!      ЛЕД ВЕСНОЙ ОПАСЕН!  Осторожно гололед!

    Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на деревьях, проводах, при замерзании воды. Гололеду обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров. Гололёд — редкое явление природы по сравнению с гололедицей - скользкой дорогой.

    Гололедица – это лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Гололедица возникает там, где перед заморозками стояла вода, или там, где вследствие движения транспорта либо большого количества пешеходов выпавший снег уплотняется. Чаще всего это происходит на проезжей части дорог и тротуарах.

    Гололед и гололедица являются причинами чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайными они могут быть не только для пешеходов, но и для транспорта.

    С наступлением холодов значительно увеличивается количество уличных травм, связанных с гололёдом: ушибы, вывихи и переломы. По данным медиков, в такие дни количество пострадавших увеличивается в 2 раза.

       Чтобы не попасть в число пострадавших, надо выполнять следующие правила:

• Обратите внимание на свою обувь: подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе. Модницам рекомендовано отказаться от высоких каблуков.

• Смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.

• Будьте предельно внимательным на проезжей части дороге: не торопитесь, и тем более не бегите.

• Старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.

• Наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.

• Руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах — это увеличивает вероятность падения.

• Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю. Не пытайтесь спасти вещи, которые несёте в руках. Не торопитесь подняться, осмотрите себя, нет ли травм, попросите прохожих людей помочь тебе.

    Помните: особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга. При получении травмы обязательно обратитесь к врачу за оказанием медицинской помощи.

Не раскатывай дорожки,

Где можно потом поломать себе ножки!

По скользкой дорожке

Иди осторожно,

Стараясь на лёд не ступать.

Посыпайте  дорожки песочком

И в детский сад безопасно шагать!

Протокол № 3

Родительского собрания в младшей группе № 5

МДОУ детский сад №102

от 20.03.2021г.

Тема: «Безопасное поведение детей на дорогах, на реке во время паводка и таяние снега».

Присутствовало 13 человек.

Отсутствовало 6 человек. (причина-работа)

Повестка дня:

  1. «Памятка родителям – водителям»- выступление воспитателя Антоновой А.В.
  2.  «Осторожно, паводок и ледоход» - выступление Голубевой М,О,
  3. «Осторожно, гололед!» - выступление Антоновой А.В.,

Слушали:

1. По первому вопросу заслушивали выступление воспитателя Антоновой А.В., которая ознакомила и напомнила родителям правила перевозки детей в автотранспортном средстве, о необходимости ремней безопасности и специальных детских кресел. Она напомнила родителям, что лучший пример для ребенка это они сами. Если во время езды родители каждый раз будут соблюдать правила и пристегиваться ремнями, то и ребенок без напоминания тоже будет соблюдать правила поведения в машине.

Решение:

- Продолжить прививать ребенку привычку правильно вести себя в автотранспортном средстве;

- Продолжить ненавязчиво, где-то с помощью игры обучать ребенка элементарным правилам безопасности во время езды;

- Формировать у родителей потребность в сохранении здоровья своих детей;

- Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

2. Голубева М.О. проконсультировала родителей на тему «Безопасное поведение детей на дорогах». Она еще раз напомнила, что именно родители являются образцом поведения, что именно они объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда взрослые вместе с малышом делают шаг на проезжую часть дороги. А чтобы ребенок не попал в беду, необходимо воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.

Решение:

Родителям и воспитателям на прогулке, по дороге в детский сад и домой закреплять знания, полученные ранее, чаще задавать ему проблемные вопросы, беседовать с ним, обращать внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.)

- Воспитывать у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

3. По третьему вопросу слушали воспитателя Антонову А.В., которая рассказала о правилах безопасности во время паводка и таянии снегов. Воспитатель проконсультировала родителей о том,на что они должны обратить внимание в этом вопросе и как они должны вести себя по отношению к своим детям:

1. Не допускать детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода;

2. Предупредить их об опасности нахождения на льду при вскрытии реки или озера; 3. Помнить, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми;

4. Разъяснить правила поведения в период паводка, запрещать им шалить у воды, пресекать лихачество;

5. Не разрешать им кататься на самодельных плотах, досках, бревнах или плавающих льдинах; 6. Оторванная льдина, холодная вода, быстрое течение грозят гибелью; 7. Разъяснить детям меры предосторожности в период ледохода и весеннего паводка.

Решение:

Родителям и воспитателям проводить как в садике так и дома ознакомительные беседы с детьми, по поводу таяния снегов и мерах предосторожности на водоемах в весенний период;

- Продолжать прививать детям чувство самосохранения на основе собственного опыта.

Решение родительского собрания:

1. Продолжать работу по воспитанию безопасного поведения, охране жизни и здоровья детей в дошкольном учреждении.

2. Совместно с родителями проводить мероприятия по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, привитию навыков безопасного поведения у детей и т. д.

3. Родителям усилить контроль за обеспечением безопасности жизни ребенка дома,

закреплять полученные ребенком в детском саду знания и умения

Председатель: ___ Курапцева У.В.

Секретарь:___ Малушкова Е.А.

http://sh48.ru/wp-content/uploads/2017/12/Pamyatka-dlya-roditelej-voditelej-Pravila-perevezki-detej-v-avtomobile-2-768x576.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Внимание- это психическая деятельность, которая направлена и сосредоточена на определенный объект, что предполагает повышение уровня интеллектуальной, сенсорной и двигательной активности.Внимание- оче...

Игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения направлены на развитие концентрации и устойчивости внимания у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста...

Упражнения на развитие внимания для детей дошкольного возраста.

Внимание —  это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.Внимание – это осо...

Дидактические игры и упражнения как средство развития внимания у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В процессе игра у ребенка формируются умственные, психические и физические силы; развиваться такие качества как память, восприятие и вн...

Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания для детей дошкольного возраста

ЭТИ ИГРЫ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ПЕДАГОГИ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП, ТАК И РОДИТЕЛИ ДОМА....