Центр экспериментирования «Всезнайка – Экспериментайка»
опыты и эксперименты

Царенкова Валентина Анатольевна

Познавательный центр экспериментирования для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_eksperimentirovaniya_cherepashka.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Центр экспериментирования «Всезнайка – Экспериментайка» предназначен  для организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей среднего возраста (4-5 лет), направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.  «Центр экспериментирования»  создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность.

Центр экспериментирования «Всезнайка - Экспериментайка» создан для развития детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке. 

Цель: помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения.

 Задачи: развивать первичные естественно научные представления, наблюдательность,  любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);  формировать умения комплексно обследовать предмет.

 

 Место расположения центра: группа

- специально отведенном детском  стеллаже. Стеллаж не высокий, имеется     свободный доступ к полочкам со всех сторон, в стеллаже отведено место:

- место для постоянной выставки, различные коллекции;

- редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

- место для приборов, опытов, экспериментов;

- место для хранения материалов (природного, бросового);

- место для неструктурированных  материалов  (песок, земля, глин, вода, опилки, стружка,   пенопласт и др.).

Перечень оборудования и материалов:

- Книги познавательного характера для среднего возраста: «Всё обо всём», «Что? Как? Почему?», «Потамучка»;

- Картотека: «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду», «Игры и эксперименты», «Познавательные опыты для детей», «Превращение капельки», «Занимательные опыты», «Опыты с водой», «Эксперименты и опыты с неживой природой»;

- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции  «Ткани и ниток», «Каменный уголь», «Гербарий», «Энтомологическая коллекция», «Перья», «Ракушки»;

- Научные игры: «Опыты с магнитом», электронный конструктор «Светофор», «Анемометр», «Светоробот»;

- Песок, глина, земля (леечки, брызгалки, сито, совочки);

 - Защитная одежда (халаты, фартуки, нарукавники);

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- красители  пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- семена бобов, фасоли, гороха, льна и т. д.;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

 

 Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;

- «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные,         прищепки, пробки;

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные    

 детям;

- персонажи, наделанные определенными чертами «Всезнайка» и

  «Экспериментайка» от имени, которого моделируется проблемная ситуация;

 - схемы, алгоритмы выполнения опытов, устройство микроскопа и правила   работы с ним.

Виды занятий по экспериментированию

  • Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).

    • Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–5 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной

  • Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма. Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение. Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы и оборудование для центра экспериментирования в детском саду.

Перечень оборудования и материалов для экспериментирования....

Конспект деятельности в центре экспериментирования на тему « Воздух и вода»

В игровой форме ребята знакомятся со свойствами воды и воздуха.Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;                  ...

Перспективный план работы в центре экспериментирования

Перспективный  план на каждый месяц по  познавательно-исследовательской деятельности....

Предметно-развивающая среда группы "Центр экспериментирования"

В нашей группе создан "Центр экспериментирования" он размещен подальше от игровых зон, в непосредственной близости от "Центра познавательного развития" и "Центра природы". Оборудование в нашей л...

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Маленькие исследователи» ( на лучшее оформление центра экспериментирования)

Положение определяет цели и задачи проведения конкурса в ДОУ, а также содержит критерии и параметры оценки уголков экспериментирования. К положению прилагается таблица оценки уголков по группам....

Центры экспериментирования

Оборудование центров эксприментирования в детском саду....

Центр экспериментирования в старшей группе

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию....