Консультация «Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Климочкина Светлана Александровна

Консультация

 «Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №5 «Почемучка» комбинированного вида

г. Суворов Тульская область

        

Консультация

 «Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Климочкина С.А.

для педагогического совета МБДОУ – Д/С №5 «Почемучка»

г. Суворов,

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

• маленький словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• плохое развитие связной речи

• несформированность психических процессов

• несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

• восприятие

• развивает кругозор

• развивает все стороны речи

 Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующиезадачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

• «Подскажи словечко»,

• «Найди пару»

 • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

 Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красная книга Тульской области. Презентацию составила воспитатель: Климочкина С.А.

Слайд 2

Эта книга называется красной потому, что красный цвет – означает сигнал опасности.

Слайд 3

Проблемные вопросы: Что произойдет, если не беречь природу? Как мы можем спасти природу? Учебные вопросы: Какова роль растений в жизни природы? Для чего нам нужно беречь природу? Что стало причиной возникновения Красной книги? Почему растения и животных заносят в Красную книгу? Почему так называется эта книга? Для чего нужна Красная книга? Как можно сохранить редкие виды растений и животных?

Слайд 4

Цель проекта: Познакомить детей с Красной книгой как государственным документом, несущим цель сохранить, спасти весь животный и растительный мир Отыскать растения и животные, которые занесены в Красную книгу и находятся на территории НСО Создать презентацию «Красная книга Тульской области»

Слайд 5

Бурый медведь. Крупное всеядное животное. Медведь может подниматься на задние лапы и ходить на них – тогда передние лапы служат ему как руки. Короткие и толстые медвежьи лапы очень сильны. При помощи передних лап и крепких когтей мишка легко влезает на высокие и крутые скалы. Бурая шерсть помогает ему оставаться малозаметным на фоне леса. Бурый медведь внесён в Красную книгу со статусом «вид, находящийся под угрозой».

Слайд 6

Выхухоль обыкновенная. Форма тела выхухоли хорошо приспособлена для передвижения в воде. На задних лапах у зверька между пальцами есть плавательные перепонки. Наконец, сильный, сдавленный с боков хвост, которым выхухоль действует как рулем, Попав на сушу, зверек сразу становится беспомощным, и хотя передвигаться по ней может, но добровольно из воды никогда не выходит. Выхухоль — редкий вид, занесённый в Красную книгу России с категорией 2: сокращающийся в численности редкий вид.

Слайд 7

Горностай Горностай — небольшой зверёк с длинным телом на коротких ногах, длинной шеей и треугольной головой с небольшими округлыми ушами. Окрас меха покровительственный: зимой чисто белый, летом двухцветный — верх тела буровато -рыжий, низ желтовато-белый. Активен горностай преимущественно в сумеречно-ночные часы, иногда встречается и днём.

Слайд 8

Европейская норка Хищный зверек; у него удлиненное гибкое тело, характеризуется плавательной перепонкой между пальцами ног, водится по берегам рек, питается рыбой, лягушками, раками. Во время охоты норка движется бешеной скоростью, ее сердце совершает 300 ударов в минуту. Под водой она видит не очень хорошо, поэтому чтобы обнаружить добычу полагается на свой нос. Долгое время являлась объектом промысла из-за ценного меха. Европейская норка занесена в Красную книгу, как исчезающий вид.

Слайд 9

Рысь Типичная кошка, но величиной с крупную собаку. Это хищник довольно крупных размеров, с гибким телом и коротким хвостом. Цвет шерсти сверху рыжевато-серый, перемешанный с беловатым; на голове, шее, спине и боках мех густо усеян пятнами. Пятнистость шерсти делает рысь незаметной днем. Эта кошка очень вынослива, она движется лишь шагом или рысью. Однако в случае необходимости делает изумительные прыжки. Она хорошо лазает по деревьям и плавает.

Слайд 10

АСТРА РОМАШКОВАЯ Семейство Сложноцветные. Редкий вид. На территории области известно около 20-25 популяций, однако большинство из них малочисленны – от единичных растений до 10-20 особей.

Слайд 11

БАШМАЧОК НАСТОЯЩИЙ Семейство Орхидные. Сокращающийся в численности, уязвимый вид. Многолетнее травянистое растение высотой 25-50 см. Зимостоек.

Слайд 12

ВАСИЛЕК РУССКИЙ Семейство Сложноцветные. Вид, находящийся под угрозой исчезновения. Многолетнее стержнекорневое травянистое растение высотой до 140 см. Растение светолюбивое

Слайд 13

КУВШИНКА БЕЛОСНЕЖНАЯ Семейство Кувшинковые. Редкий вид. Многолетнее водное растение. Цветки белые, крупные. Предпочитает стоячие или слабо проточные водоемы с относительно чистой водой.

Слайд 14

Спасибо за просмотр!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К осмические загадки Подготовила: Воспитатель: Климочкина С.А.

Слайд 2

Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нем живут Вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты…

Слайд 3

К осмос

Слайд 4

По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает.

Слайд 5

Звёзды

Слайд 6

В небе виден жёлтый круг И лучи, как нити. Вертится Земля вокруг, Словно на магните. Хоть пока я и не стар, Но уже учёный — Знаю, то — не круг, а шар, Сильно раскалённый.

Слайд 7

Солнце

Слайд 8

Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется...

Слайд 9

З емля

Слайд 10

Ночью с Солнцем я меняюсь И на небе зажигаюсь. Освещаю ночью путь, Звёздам не даю заснуть. Сыплю мягкими лучами, Словно серебром. Полной быть могу ночами, А могу — серпом.

Слайд 11

Луна

Слайд 12

В небе звёздочка сверкает, Словно в гости приглашает. Обязательно проверю Есть ли люди на Венере. К удивительной планете Полечу я на…

Слайд 13

Ракете!

Слайд 14

Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень, Наш космонавт ...

Слайд 16

Космонавт, проверив трос, Что-то надевает, Та одежда припасёт И тепло, и кислород.

Слайд 17

Скафандр

Слайд 18

Есть окошко в корабле — « Челенджере », «Мире». Но не то, что на Земле- В доме и в квартире. В форме круга то окно, Очень прочное оно.

Слайд 19

Иллюминатор

Слайд 20

В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его — полоска света, А зовут объект…

Слайд 21

К омета

Слайд 22

Осколок от планеты Средь звёзд несётся где-то. Он много лет летит-летит, Космический ...

Слайд 23

М етеорит

Слайд 24

Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлёт всем подряд. Как одинокий таинственный путник, Летит по орбите искусственный …

Слайд 25

Спутник

Слайд 26

Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звёзд калейдоскоп Астрономы в ...

Слайд 27

Телескоп

Слайд 28

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : Климочкина С.А.

Слайд 2

День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. Флаг Земли представляет собой семь белых пересекающихся колец на синем фоне. Семь колец в центре флага образуют цветок - символ жизни на Земле. Кольца соединены друг с другом, что указывает на то, что все на нашей планете связано между собой. Синий фон представляет собой воду, которая имеет очень важное значение для жизни. Внешние кольца цветка образуют круг, который можно рассматривать как символ Земли как планеты, а синий фон представляет собой Вселенную. И вот сегодня мы с вами празднуем День рождения Земли.

Слайд 3

У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом? ЗЕМЛЯ

Слайд 4

Что это такое? ГЛОБУС Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля? ОНА КРУГЛАЯ ПОХОЖА НА ШАР Каким цветом обозначена на глобусе суша? КОРИЧНЕВЫМ, СВЕТЛО-КОРИЧНЕВЫМ, ЖЕЛТЫМ, ЗЕЛЕНЫМ.

Слайд 5

Много ли на нашей планете воды? ВОДЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СУШИ . Каким цветом она обозначена на глобусе? ВОДА ОБОЗНАЧЕНА СИНИМ, ГОЛУБЫМ, БЕЛЫМ ЦВЕТАМИ.

Слайд 6

Наша планета самая красивая из всех планет. Какие ещё планеты ты знаешь?

Слайд 7

Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить не возможно. А что именно, ты узнаешь, когда отгадаешь загадки: Не огонь, а больно жжет. Не пекарь, а печет.

Слайд 8

Через нос проходит в грудь, И обратно держит путь. Он - невидимый, и все же Без него прожить не можем. ВОЗДУХ Без воздуха мы не можем жить Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Слайд 9

Меня пьют, меня льют, Всем я нужна, кто такая я? Без чего же невозможна жизнь на Земле? СОЛНЦЕ ВОЗДУХ ВОДА

Слайд 10

Наша планета очень красива А как ты думаешь, от человека зависит красота природы? ЗАВИСИТ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮДИ САЖАЮТ ЛЕСА, ОБЕРЕГАЮТ ЖИВОТНЫХ, КОРМЯТ ПТИЦ, ОЧИЩАЮТ РЕКИ И Т. Д. А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как? ЧЕЛОВЕК ЗАГРЯЗНЯЕТ РЕКИ, ВЫРУБАЕТ ЛЕСА, ОТЛАВЛИВАЕТ ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ, РЫБУ, ЗАГРЯЗНЯЕТ ВОЗДУХ И Т. Д.

Слайд 11

На Земле есть океаны Океаны представляют собой огромные массы воды, находящиеся в постоянном движении и имеющие иногда несколько километров в глубину.

Слайд 13

Реки На нашей планете тысячи рек и речушек. Одни быстрые, бурные, другие спокойные, неторопливые.

Слайд 14

Леса Леса – легкие нашей планеты . Деревья обеспечивают пищу и кров животным и помогают сохранить воздух чистым

Слайд 15

Горы Горы – каменная одежда Земли .

Слайд 16

Пустыни В пустыне почти не бывает дождей, поэтому растений и животных очень мало. Ветер сдувает песок в огромные холмы, которые называются барханы .

Слайд 17

Научившись использовать богатства Земли, люди облегчили нашу жизнь. Но при этом люди портят планету. Промышленные предприятия, электростанции, машины выделяют дым и газы в атмосферу. Это загрязняет воздух, нанося тем самым ущерб нашему здоровью и убивая природу .

Слайд 18

Отравляет водоемы и бытовой мусор. Воду из грязных рек и озер нельзя использовать ни для питья, ни для купания.

Слайд 19

Здоровье и жизнь нашей планеты во многом зависит от человека. ПОМНИ! Нужно беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый по отдельности Другой такой планеты у нас не будет! Земля – величайшее чудо, она у нас одна! Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня!

Слайд 20

Давайте беречь Землю – дом, в котором мы живем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА УЧАСТВОВАВШАЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ подготовила: Климочкина С.А.

Слайд 2

Т-34 Танк Т - 34 стал известным как основной советский и самый массовый танк минувшей войны. Его делали на предприятиях СССР с 1940 до конца 50-х гг. Всего произведено свыше 84 тысяч единиц. Без этого танка не обходились во всех известных битвах с гитлеровскими войсками. Он заметно повлиял на приближение победы.

Слайд 3

ИС–2 ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. После завершения войны ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армий до 1995 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооружённых конфликтах.

Слайд 4

БТ-7 БТ-7 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов. Это третий танк из семейства прославленных советских танков серии БТ (быстроходный танк). Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь. 23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты). Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.

Слайд 5

СУ-152 Наиболее известными самоходными установками Великой Отечественной войны является советская СУ-152. Применялся до самого окончания войны, хотя количество этих машин в войсках постепенно уменьшалось из-за боевых потерь и износа двигателя и ходовой части. Боевым дебютом и «звездным часом» СУ-152 стала Курская дуга. Самоходка не сыграла решающей роли в этом сражении, по причине небольшого количества машин, которым располагали советские войска. Всего под Курск были направлены 24 единицы СУ-152.

Слайд 6

КВ-1 Советский тяжёлый танк КВ-1 стал символом победы Советского Союза во Второй мировой войне наравне с Т-34. Впервые показавшись на поле боя, он привёл в недоумение немцев, оказавшись совершенно неуязвим для их оружия. Ахиллесовой пятой стального монстра стала его ненадёжность, вызванная спешным производством без должного контроля качества. Тем не менее, этот танк в один миг сделал немецкую технику почти беспомощной, вынудил в спешке разрабатывать новую и дал толчок советскому танкостроению.

Слайд 7

ИЛ-2 Ил-2 — советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации.

Слайд 8

ИЛ-4 ДБ-3Ф, с 26 марта 1942 года Ил-4 — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина. Дальнейшее развитие ДБ-3, с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства, разработанную для Ли-2), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси, Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в годы ВОВ

Слайд 9

СУ-2 Су-2 «Сухой два», другое название «Ближний бомбардировщик первый» — советский лёгкий бомбардировщик времён Второй мировой войны Конструкторского бюро советского авиаконструктора Павла Сухого. От других советских самолётов данного класса отличался передовой технологией изготовления и хорошим обзором из кабины. Последняя черта позволила успешно использовать эту машину в качестве артиллерийского корректировщика во второй половине Великой Отечественной войны. Для увеличения скорости полёта по первоначальному замыслу Павла Сухого бомбы помещались на внутренней подвеске внутри фюзеляжа. Первоначально предполагалось выпускать самолёт целиком из металла, однако дефицит алюминия в СССР не позволил осуществить это прогрессивное решение.

Слайд 10

Ла-7 Советские лётчики, которым довелось летать на Ла-7, считали его лучшим истребителем. Скорость, манёвренность, мощь пушечного огня, надёжность и живучесть в бою позволяли чувствовать себя уверенно в схватке с любым немецким асом. Он имел превосходство по своим боевым качествам над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах. Ла-7 стал итогом развития целой серии самолётов, которая началась еще до войны с разработки ЛаГГ-1 (1939) и ЛаГГ-3 (1940) С. Лавочкиным, В. Горбуновым и М. Гудковым

Слайд 11

Реактивная система залпового огня «КАТЮША» Первое, что приходит на ум при слове «Катюша» — смертоносная артиллерийская машина, использовавшаяся Советским Союзом во время Второй Мировой. Данные машины широко использовались во время войны и были известны силой наносимого реактивного удара. Техническое назначение «Катюши» — боевая машина реактивной артиллерии (БМРА), подобные установки стоили меньше, чем полноценное артиллерийское орудие, но при этом могли буквально обрушить ад на голову противнику за несколько секунд. Советские инженеры достигли баланса между огневой мощью, мобильностью, точностью и экономической эффективностью в создании данной системы, что и сделало её всемирно известной .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...