Развитие критического мышления у дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа)

Соколова Татьяна Витальевна

Содержание:

Что такое критическое мышление?

 Зачем дошкольнику критическое мышление 

Как развивать критическое мышление

Несколько простых советов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления у дошкольников

 

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление в основе имеет «критику», то есть любая информация обдумывается: не отвергается, не принимается, а попадает под анализ, в ходе которого вырабатываются аргументы «за» или «против».

 

Умение критически мыслить – это умение рассуждать, способность «взвешивать» информацию и искать логическую связь между фактами.

 

Зачем дошкольнику критическое мышление

Дошкольнику критическое мышление, казалось бы, не нужно – все важные решения за него принимает взрослый, но именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития этого важного навыка. Заложенные в детстве мыслительные программы будут активно развиваться в течение всей жизни.

 

Детям критическое мышление поможет избежать ряда неприятностей: не попасть под влияние других людей, отличить достоверную информацию от лжи и слухов. В будущем ребенок не будет слепо следовать указаниям, а сформирует собственное аргументированное мнение, найдет причину неудач вместо того, чтобы предаваться отрицательным эмоциям, что даст ему силы не пасовать перед трудностями, а уверенно идти к успеху.

 

 

 

Как развивать критическое мышление

Развивать критическое мышление никогда не поздно, но лучше начать работу в дошкольном возрасте. Стремитесь расширять кругозор ребенка, учите задавать вопросы, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений. Предложенные ниже приемы будут полезны и интересны не только дошкольникам, но и младшим школьникам.

 

Прогнозирование. Прежде чем читать ребенку произведение или смотреть фильм, попросите его, исходя из названия, предположить, о чем оно. Сделать прогноз можно на любом этапе прочтения: что ждет героя, кто окажется предателем, чем все закончится.

Корзина идей. Выделите коробку или корзину, куда будут складываться картинки/названия/рисунки тех объектов (предметов, животных, атрибутов), о которых ребенок пока ничего не знает, чтобы обязательно вернуться и изучить объект. Например, мы с тобой сегодня видели красивую бабочку, но не знали название, давай-ка нарисуем ее (посмотрим фотографию) и найдем о ней информацию.

Верно-неверно. Это – игра. Вы даете утверждения, а ребенок говорит верно оно или нет и аргументирует свой ответ. Если ребенок тут же меняет мнение, то это не освобождает его от аргументации. Объяснения могут держаться на знаниях или на личном опыте. В игре можно поменяться ролями, и обосновывая свое согласие или несогласие, взрослый может дать ребенку новые знания. Например, небо голубое – верно, потому что я сам это видел. Есть рыбка-петушок – верно, я читал о ней в книге и видел картинку, у нее хвостик как у петушка и яркая окраска, поэтому она так называется.

Логические цепочки. Учите детей находить связь между предметами, объединять разные вещи общими признаками. Например, шапка, шляпа, панама, кепка – головные уборы, а шапка, шарф, варежки, носки – шерстяные изделия.

 

Кубик с вопросами. Вместе сделайте кубик с вопросами: какой? Как? Почему? Зачем? Кто? Что? Где? Любой предмет можно протестировать по этим вопросам, а для интереса использовать кубик.

 

Если ребенок относится к категории послушных детей, безропотно соглашающихся со всеми вашими мыслями и идеями, то проводить такую работу будет сложно, но тем более необходимо. Начинайте постепенно и не отступайте.

 

Несколько простых советов

Родители для ребенка – самые близкие люди, и он многому у них учится. Несколько простых советов помогут вам развивать критическое мышление ребенка в повседневной жизни.

 

Учите ребенка рассуждать и логически мыслить. Рассуждайте о чем-то сами вслух, спрашивая совета у чада. Начинайте фразы со слов: «Если..., то...».

Учите делать выводы после прочтения сказок: о чем она, чему нас учит.

Не принимайте простых ответов типа: «Я так хочу» или «Мне нравится». Учите ребенка добавлять «потому, что»: «Мне нравится эта кукла, потому что», «Я хочу пойти играть в другой двор, потому что».

Позвольте ребенку сомневаться. Учите рассуждать и отстаивать свое мнение. Например, спросите ребенка, когда моете руки перед едой: «Как думаешь, это действительно нужно?». При этом бывает весело и полезно поспорить, приводя «неправильные» доводы: «Я не вижу грязи» или «Грязи совсем немного, разве она повредит?», или «Мы же не руками едим!».

Учите ребенка задавать вопросы и отвечайте на них тоже вопросами: «Почему это тебя заинтересовало?», «Как сам думаешь?».

Старайтесь учить ребенка не делать поверхностных выводов, а сначала полностью изучить информацию. Быть объективным – очень важно.

Люди, обладающие способностью мыслить критически – прекрасные ответственные эмоциональные дети и взрослые, умеющие понимать происходящее, правильно оценивать, расставлять приоритеты, чувствовать. Учить этому своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"

Представлены материалы из опыта работы  воспитателя  МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска  Дунаевой А.Л. по  использованию  приёмов  технологии  развития  критического ...

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста

Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...

Презентация "Развитие критического мышления у дошкольников"

Игры и рекомендации для развития критического мышления...

«Технология развития критического мышления у дошкольников».

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности....

СТАТЬЯ. Использование техники вопросов для развития критического мышления у дошкольников

Почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В совр...