Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе" Подарок лесовичку"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Магер Наталья Александровна

Конспект в подготовительной группе "Подарок лесовичку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 42.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41»

Конспект

для детей 5-6 лет.

«Подарок  Лесовичку »

     

Автор:

                                                                          Воспитатель

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №41»

Магер Наталья Александровна

Город Бийск 2022 г

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность темы
  3. Целевая аудитория
  4. Цели и задачи
  5. Планируемые результаты
  6. Форма проведения
  7. Методы
  8. Основная часть
  9. Заключение
  10. Список использованной литературы

Пояснительная записка

Актуальность

Овладение грамотой - это усвоение определенной системы знаний,   где выделяются основополагающие средства языка. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению  грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями   в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей  в общении. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования, небольшие   отклонения  не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко   меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму  такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками,   и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к школьному обучению  в условиях групп дошкольных   учреждений. Занятия по подготовке детей к овладению грамотой  носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических  процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

Целевая аудитория: дети и воспитатель подготовительной группы МБОУ «СОШ №41»

Цель: развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.

Задачи:

образовательные:

Закреплять навык звука слогового анализа слов.

Закрепить графический образ букв.

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Закрепить умения определять место звука в слове.

развивающие:

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать память и внимание.

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

воспитательные:

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Формировать навык совместной и самостоятельной работы.

 Планируемые результаты

Предполагается активизация познавательного интереса дошкольников; повышение уровня развития  памяти детей.  Развитие внимания, речи, воображения, логического мышления. Умение правильно строить предложения.

Форма проведения

Организованная образовательная деятельность

Используемые методы и приемы:

Игровые: получение письма от лесовика, артикуляционная гимнастика под музыку, дидактическая игра « Допиши правильно букву»,  «Какая? какой? какое?», «Когда это бывает?»

Словесные: беседа о буквах алфавита, оценка воспитателем выполнения заданий, указания к выполнению заданий.

Наглядные: демонстрация заданий выполненных совместно на мольберте.

Практические: звуковой, слоговой, позиционный анализ слов, составление предложений.

Оборудование: цветные фишки; предметные картинки для звукового и слогового анализа; игра «Составь слово по первым звукам»; схемы для составления предложений; колонка с музыкой для артикуляционной гимнастики «Улыбка», письмо от Лесовичка; индивидуальные наборы карандашей.

Основная часть

Структура ООД

Методические приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть

Организационный момент

Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем и подарим наши улыбки гостям. Ну а теперь поздороваемся с солнышком и друг с другом.

Спасибо солнышку за свет, мы шлем ему большой привет.

Спасибо всем моим друзьям, и вам и вам и вам. Друзья мои все хороши, всех вас люблю я от души!

- Ребята, с каким настроением мы сегодня пришли в детский сад?

-Дети: с хорошим.

- Воспитатель: Я бы хотела, чтобы после нашего занятия настроение у вас было еще лучше!

Дети стоят в кругу на ковре.

Ответы детей по смыслу текста.

  1. Основная часть

Проблемная ситуация

Задание 1. «Звуки и буквы»

Задание 2. «Допиши правильно букву»

Задание 3.

«Звуковой анализ»

Выполнение задания с раздаточным материалом  – Обозначить цветными фишками все звуки в заданных словах.

Динамическая пауза

Задание 4. Игра «Рассели слова в домики»

5..Игра «Составь

предложение»

Задание 6.

« Какой? какая? какое?»

Ой, Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо. Я нашла его прямо под дверью. Давайте вместе его прочитаем (читают письмо).

Письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лесовичок. Мне нужна ваша помощь. Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Я решил открыть школу для жителей моей лесной страны, чтобы все желающие смогли научиться читать и писать, но у меня возникла проблема-в моей стране нет, ни одной книги, по которой мои друзья могли бы учиться. Нельзя допустить, чтобы жители моей страны остались безграмотными. Помогите нам пожалуйста составить такую книгу с заданиями, выполнив которые, мои друзья будут знать всё о буквах и звуках, научаться читать и писать. Помогая нам, вы и сами вспомните, чему вы научились в детском саду и пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Ваш друг Лесовичок.

Воспитатель: Ну что ребята поможем Лесовичку?

Дети: Да.

Воспитатель: Надо поскорей выручать.

Ребята, для начала я предлагаю вспомнить, что мы с вами знаем о грамоте…

1.Из чего состоит наша речь?  (слова)

2. Из чего состоят слова? (звуки)

3.Чем буквы отличаются от звуков? (буквы ми пишем и видим (читаем), а звуки мы слышим и произносим)

4. Какими бывают звуки? (гласные и согласные)

5. Каким цветом обозначаем гласные звуки?

6. Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

7. Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки? мягкие согласные звуки

8. Какими ещё могут быть согласные звуки? (глухие и звонкие)

Вот и готова первая страничка для нашего учебника. Давайте продолжим нашу работу.

На магнитной доске находится лист с изображением букв, у которых не хватает каких-нибудь элементов.

Воспитатель: Ребята, что это за буквы, вы узнали? Давайте попробуем дописать недостающие элементы букв, и это будет вторая страничка учебника, по которой можно узнать как выглядят буквы нашего алфавита.

Обозначить цветными фишками все звуки в заданных словах.

Слов: «ИГЛА», « ШАР», «ЛИСТ»

Назовите 1 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Назовите 2 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Назовите 3 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим? И т.д.

Сколько всего звуков?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Готова страничка, где мы изучаем звуковой анализ слова.

Самолёты.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны
, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

Измерить длиннющее слово

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать.

Хлопать в ладоши пора начинать.

Названия предметов на слоги поделите

И сколько в слове том частей

Скорее вы скажите.

- Сначала давайте вспомним, что такое слог? (часть слова). По каким звукам мы узнаем, сколько в слове слогов? (по гласным) Ребята, а для следующего задания нам понадобятся волшебные домики. Одно окошечко – один слог, два окошечка – два слога, три окошечка. Вам нужно расселить слова по домикам, если в названии предмета на картинке есть один слог, мы его поселим в домик с одним окошечком и т.д.

Воспитатель: Когда слова связаны между собой по смыслу получается…..

Дети - ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Воспитатель: Ещё правильно построить предложение нам помогают специальные короткие слова…

Дети - ПРЕДЛОГИ.

Воспитатель: Сейчас для каждой подгруппы я раздам карточки по содержанию которых вы должны составить правильное предложение.

Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…..

Стол - прямоугольный, низкий, деревянный….

Солнце  - большое, круглое, жаркое, яркое….

III.Заключительная часть

Ответы детей. Желание помочь.

Ответы детей.

Дети находят картинки по группе,  определяют первый звук в слове на твердость и мягкость, крепят к соответствующей фишки. Синяя, зеленая.

Дети поочерёдно выходят к доске и маркером дописывают элемент той буквы которую они узнали.

Один ребёнок делает у доски.

Все работают с раздаточным материалом самостоятельно.

Один ребенок выполняет задание у доски

Дети расставляют домики в возрастающем порядке.

Дети стоя выполняют движения согласно тексту

Дети садятся на ковер

Ответ детей по смыслу текста

Дети берут картинки и прикладывают к соответствующему домику с окошками.

Дети работают в подгруппах. Составляют предложения по картинкам.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем и подарим наши улыбки гостям. А сейчас повторим наше правило!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 Ой, Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо. Я нашла его прямо под дверью. Давайте вместе его прочитаем (читают письмо).

Письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лесовичок. Мне нужна ваша помощь. Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Я решил открыть школу для жителей моей лесной страны, чтобы все желающие смогли научиться читать и писать, но у меня возникла проблема-в моей стране нет ни одной книги, по которой мои друзья могли бы учиться. Нельзя допустить, чтобы жители моей страны остались безграмотными. Помогите нам пожалуйста составить такую книгу с заданиями, выполнив которые, мои друзья будут знать всё о буквах и звуках, научаться читать и писать. Помогая нам, вы и сами вспомните, чему вы научились в детском саду и пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Ваш друг гном Лесовичок

Воспитатель: Ну что ребята поможем Лесовичку? Надо выручать?

Дети: Да.

Задание 1. «Звуки и буквы»

Ребята, для начала я предлагаю вспомнить, что мы с вами знаем о грамоте…

1.Из чего состоит наша речь? (слова)

2. Из чего состоят слова? (звуки)

3.Чем буквы отличаются от звуков? (буквы ми пишем и видим (читаем), а звуки мы слышим и произносим)

4. Какими бывают звуки? (гласные и согласные)

5. Какие буквы называются гласными? (сколько гласных букв, сколько звуков?)

6. Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

7. Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки? мягкие согласные звуки

8. Какими ещё могут быть согласные звуки? (глухие и звонкие)

Вот и готова первая страничка для нашего учебника. Давайте продолжим нашу работу.

Задание 2. «Допиши правильно букву»

На магнитной доске находится лист с изображением букв, у которых не хватает каких-нибудь элементов.

Воспитатель: Ребята, что это за буквы, вы узнали? Давайте попробуем дописать недостающие элементы букв, и это будет вторая страничка учебника, по которой можно узнать как выглядят буквы нашего алфавита.

(Дети поочерёдно выходят к доске и маркером дописывают элемент той буквы которую они узнали.)

Задание 3. Артикуляционная гимнастика

Но прежде чем мы продолжим с вами нам нужно подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушными, проведем артикуляционную гимнастику «Улыбка»

Задание 4  « Какая? какой? какое?»

 Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…..

Стол - прямоугольный, низкий, деревянный….

Солнце  - большое, круглое, жаркое, яркое….

Задание 4. «Звуковой анализ»

 Обозначить цветными фишками все звуки в заданных словах.

Слов: «РОЗА», «ИГЛА», «ЛИСТ»

Слово «ШАПКА» один ребёнок делает у доски.

Назовите 1 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Назовите 2 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Назовите 3 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим? И т.д.

Сколько всего звуков?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Готова страничка, где мы изучаем звуковой анализ слова.

Задание 5. Игра «Рассели слова в домики»

Измерить длиннющее слово

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать.

Хлопать в ладоши пора начинать.

Названия предметов на слоги поделите

И сколько в слове том частей

Скорее вы скажите.

- Сначала давайте вспомним, что такое слог? (часть слова). По каким звукам мы узнаем, сколько в слове слогов? (по гласным)

Ребята, а для следующего задания нам понадобятся волшебные домики. Одно окошечко – один слог, два окошечка – два слога, три окошечка – три слога. Вам нужно расселить слова по домикам, если в названии предмета на картинке есть один слог, мы его поселим в домик с одним окошечком и т.д.

Дети поочерёдно выходят к доске, берут по одной карточке-слову, и располагают его рядом с домиком, с соответствующим количеством окошек.

Задание 7. Игра «Составь предложение»

Ребята, вспомните пожалуйста, на какие три большие группы делятся слова в нашем языке?

Дети:

- На вопрос Кто? Что? Отвечают «слова – предметы».

- На вопрос  Какой, какая, какие? Отвечают «слова – признаки»

На вопрос Что делает? Что делают? Отвечают «слова-действия»

Когда слова связаны между собой по смыслу получается….. Дети - ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Воспитатель : Ещё правильно построить предложение нам помогают специальные короткие слова……..

Дети - ПРЕДЛОГИ.

Воспитатель: Сейчас для каждой подгруппы я раздам карточки по содержанию которых вы должны составить правильное предложение.

Помните, что волнистой линией обозначены «слова – признаки», двойной линией-«слова-действия», а картинкой-«слова – предметы», в каждой карточке содержится схематичное изображение предлога.

Дети работают группами, они садятся за столы, составляют из слов предложения.

Любое выбранное предложение выкладывают на столе.

Воспитатель: Вот и готова последняя страничка нашего учебника. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране будет наконец свой учебник и все её жители смогут учиться в школе.

А теперь наконец, давайте с вами посмотрим, что же у нас получилось…. (Демонстрирует учебник с заготовленными заранее листами с выполненными заданиями.)

Ответное сообщение Лесовичка.

Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Лесовечок.»

Подведение итога. Рефлексия.

Воспитатель: Вот вы и выполнили все задания, вспомнили, чему научились в детском саду. Я очень рада, что вы смогли достойно справиться со всеми заданиями.

Скажите ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Чем оно вам запомнилось?

Ответы детей…………

Воспитатель: вспомним, что мы хорошего сделали?

Теперь жители волшебной страны смогут писать и читать. А самое главное, это будут уметь все дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспекты по обучению грамоте (подготовительная группа).

Конспекты по обучению грамоте (подготовительная группа)....

Конспект НОД. Обучение грамоте. Подготовительная группа.

Нетрадиционная познавательная форма организации общения педагогов и родителей.                                  ...

конспект по обучению грамоте подготовительная группа Звуки г, гь и буква Г

конспект по обучению грамоте  подготовительная группа...

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...