наставничество
статья

Потихонова Ирина Олеговна

Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения молодой специалист — опытный педагог. Достижения в науке, развитие педагогики, запрос общества — все это вместе требует от педагога нового качества деятельности и непрерывного профессионально-личностного роста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения молодой специалист — опытный педагог. Государственная образовательная политика Российской Федерации, достижения в науке, развитие педагогики, запрос общества — все это вместе требует от педагога нового качества деятельности и непрерывного профессионально-личностного роста. Система наставничества в школе охватывает всех педагогических работников от молодых специалистов до педагогов с опытом работы. Система наставничества функционирует на трех параллельно действующих уровнях: адаптационном (традиционное наставничество молодых специалистов или вновь принятых), лидерском (наставник-лидер оказывает помощь любому педагогу в ликвидации профессиональных затруднений), и профессионально-карьерном продвинутом уровне (два партнера, значимые участники профессиональной деятельности, на равных условиях выстраивают свою образовательную траекторию) . Любой педагог может выступить в роли наставляемого или примерить на себя роль наставника. Многоуровневая система наставничества обеспечит эффективное взаимодействие всех педагогов образовательной организации по обмену и распространению лучшего педагогического опыта. А педагогическое сопровождение обеспечит прирост тех компетенций, которые получат обе стороны сотрудничества: и наставляемый, и наставник. Реализация данной модели позволит педагогам ликвидировать свои профессиональные затруднения и повысить компетенции. Методистам школы создаются условия для непрерывного профессионального роста и совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников, их самореализации и закреплении в профессии. Главные задачи: Организовать реализацию различных форм и видов наставничества педагогических работников, поддерживать самоорганизующиеся педагогические инициативы в сфере наставничества. Содействовать развитию партнерских отношений в сфере наставничества как на предметном, так и межпредметном (междисциплинарном) уровне. Обеспечить распространение лучшего педагогического опыта, позволяющего совершенствовать качество и результаты образовательной деятельности. Поддерживать инициативу и творчество педагогов, направленные на обеспечение высокого качества военного образования. Содействовать повышению социально-профессионального статуса наставников и наставляемых. Основным ориентиром для оценки профессиональной деятельности педагога на современном этапе является профстандарт, который выдвигает новые требования к квалификационному уровню педагога, повышает его ответственность за образовательный результат, требует непрерывного профессионально-личностного роста. На данный момент существует две квалификационные категории учителя — первая и высшая. Но Министерство просвещения Российской Федерации предлагает к уже имеющимся категориям включить еще две: «учитель-методист» и «учитель-наставник». Актуальность проекта заключается в том, что его реализация не только содействует профессиональному росту педагогов, но и позволит подготовить их к новой модели аттестации, а именно: выступить в роли наставника и в перспективе быть готовыми претендовать на категории «учитель-наставник», «учитель-методист». Сегодня наставничеству отводится одна из ведущих ролей в реализации национального проекта «Образование». Это, прежде всего, сопровождение профессионального становления молодых педагогов. Но модернизация современного образования требует иных подходов к системе наставничества. Стремительное развитие науки, в том числе и педагогической, требует от современных педагогов постоянного самообразования и непрерывного роста профессионального мастерства. Главными принципами наставничества в школе являются: — принцип добровольности, равенства педагогов (предполагает приоритет и уважение интересов личности педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников независимо от ролевой позиции в системе наставничества); — принцип индивидуализации и персонализации (направлен на сохранение за наставляемым индивидуальных приоритетов в формировании собственной траектории развития; наставничество ориентировано на конкретного педагога, призвано решать его личностные, профессиональные проблемы).Наставляемые педагоги получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Среди оцениваемых результатов отмечаются следующие: повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации); качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах (группах); сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами; рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

Положение о наставничестве.

Положение о наставничествемуниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 181. Общие положения1.1. Настоящее положение разработано для муниципального дошкольногообразователь...

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...