консультация для педагогов "Что может сказка или чудеса вокруг нас. К вопросам сказкотерапии"
консультация

Шатохина Татьяна Юрьевна

Сказкотерапия. Основные моменты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сказкотерапия21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Шатохина Т.Ю.

Зачем нужны сказки дошкольнику или чудеса вокруг нас.

К вопросам сказкотерапии.

На протяжении всей истории человечества людям было свойственно рассказывать истории, делиться увиденным. Для того чтобы послушать и рассказать истории мы собираемся вместе, а это очень важно. Происходит общение, коммуникативное развитие, сближение, обмен жизненным опытом. А если мы рассказываем детям, то здесь и вовсе безграничные возможности развития, познания окружающего мира. Ребенок умеющий рассказывать, пересказывать, с развитым творческим мышлением совершает огромный скачок в своем развитии, как личность в том числе.

Итак, зачем же нужны сказки дошкольникам? Давайте иначе поставим вопрос: «А зачем нужны сказки людям?»

Они нужны всем и маленьким, и большим. Сказка приглашает окунуться в совершенно другой мир. Там добро всегда побеждает зло, там плохой герой всегда несет наказание, а добрый получает вознаграждение, и, конечно же, волшебство, превращение. Даже взрослым изредка полезно погрузиться в мир чудес.

Однако, вернемся к дошкольникам. Зачем им сказки? Все очень просто: через сказку гораздо проще объяснить ребенку устройство мира: не обманывать, быть честным с окружающими и с самим собой, не обижать слабых, а помогать им, быть ответственным и добрым. Сказка помогает ребенку понять, что просто так ничего не происходит-чудо надо заслужить. Сказка заставляет ребенка задуматься, включить воображение. Подумать, а что было если бы герой поступил иначе?

Сказки учат, но ненавязчиво. В них нет прямых нравоучений: так можно, а так нельзя. Сказочный текст-событийная цепь, где каждое предыдущее событие цепляется за следующее. Если сделать неверный шаг, цепь запутается, изменится. Поэтому ребенок, слушая сказку размышляет, сопоставляет, делает логические выводы.

Вы замечали, что ребенок может слушать одну и ту же сказку много раз и интерес к ней не ослабевает, хотя он знает уже каждое слово наизусть? И просит почитать снова и снова. Это связано с особенностями устройства детского мозга. В связи с этим можно выделить следующие этапы в чтении сказки:

  1. Запоминание
  2. Заучивание («отпечатывание» в памяти)
  3. Понимание изложенной информации, анализ событий

Психологи рекомендуют не просто прочитать, а обязательно обсудить

сказку после прочтения. Через обсуждение сказочного текста можно выявить, например, скрытые страхи или потребности ребенка.

Таким образом, сказка является «кладезью полезностей»:

  1. Мягкое обучение, без прямых нравоучений
  2. Понимание окружающего мира
  3. Принятие и осознание «прописных истин»
  4. Проживание эмоций
  5. Расслабление
  6. Лечение сложных психоэмоциональных состояний (психотерапевтические сказки)

На этой основе в работе с дошкольниками активно используется метод сказкотерапии.

Сказки, которые используется в данном методе:

  1. Художественные тексты (народные и авторские сказки)
  2. Дидактические
  3. Психокоррекционные
  4. Психотерапевтические
  5. Медативные

Особенно сказкотерапия показана детям с различными поведенческими расстройствами. С помощью сказок, при целенаправленной методичной работе можно скорректировать поведение, повысить самооценку, вывести ребенка на качественно новый уровень его жизни, простимулировать речевую активность.

Приемы и методы используемые в сказкотерапии:

  1. Рассказывание сказки (старшие дошкольники могут сами сочинять сказки)
  2. Сказочное рисование
  3. Изготовление кукол (особенно рекомендуется изготовление пальчиковых кукол, т.к. это способствует развитию мелкой моторики и, следовательно, речевой активности)
  4. Мастер сказок. Автор  методики Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева. Данный метод предполагает использование универсальных архетипов. Автор предлагает десять архетипов:
  1. Государство
  2. Дорога
  3. Творец
  4. Доброе (горячее) сердце-злое (холодное) сердце
  5. Сезонность
  6. Тело боли
  7. Распутье
  8. Авгиевы конюшни
  9. Божественное вымя

Архетипы собраны в колоду из пятидесяти карточек. Каждая карточка обладает своим уникальным значением. Инструкция к колоде помогает толковать общее значение выбранной карточки. На каждой карточке есть вопросы и задания.

Следует отметить метод, который предлагает Я.Л.Обухов «Кататимный поход в сказку». Это направление в сказкотерапии разработано на основе работы немецкого психотерапевта Х.Лейнера «Символдрамы», кататимно-имагнитивная психотерапия.

Кататимный – значит магический, отражение влияния психоэмоциональных факторов и амбивалентных тенденций (чувств, желаний) на мыслительную деятельность человека, т.е. способность памяти «выпадать» на психотравмирующие впечатления. Основа метода заключается в свободном фантазировании в форме образов на заданную тему, в нашем случае-после прочтения определенной сказки.

Автор выделил четыре этапа данного метода:

  1. Предварительная беседа (не более 20 минут)
  2. Релаксация (1-5 минут)
  3. Представление образа (не более 10 минут)
  4. Обсуждение (5-10 минут)

Таким образом, сказкотерапия-это своеобразная поддержка ребенка в сложной ситуации. Маленькому человеку очень важно понимать, что вы рядом, вы готовы ему помочь разобраться в себе, в окружающем мире, таком непонятном, а порой и чуждом.

Важно помнить, что сказкотерапия-это тщательно продуманная деятельность. Нельзя просто так на ходу придумать сказку и вывести ребенка из сложной ситуации, решить все проблемы. Таким подходом можно наоборот навредить и заставить ребенка закрыться и еще больше уйти в себя.

И еще одно «золотое правило» сказкотерапии: одна сказка-одна проблема.

Если в одну сказку будут заложены все проблемы, то сказка не будет иметь эффекта и, в лучшем случае, останется незамеченной.

Лечение сказками-это совместное с ребенком открытие знаний живущих в душе, которые и являются психотерапевтическими.

Литература

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс».2017.- 112 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь. 2000.- 131 с.
  3. Обухов Я.Л. Символдрама. Ростов-на-Дону. 2005.-120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чудеса вокруг нас»

Программное содержание:1.  Задачи на развитие познавательных способностей:- уточнить знания детей о лесе и его обитателях,- продолжать учить классифицировать растения и животный мир леса...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию «Чудеса вокруг нас»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность....

Консультация для родителей "Что может сказка?"

Даже повзрослев, многие помнят сюжеты любимых сказок, которые читали им родители. Сказки нравятся всем без исключения детям. Однако, они являются не просто увлекательными историями, позволяющими прият...

Статья "Чудеса вокруг нас"

Статья "Чудеса вокруг нас" о ТРИЗ - технологии....

Сказкотерапия или что может сказка

Сказка - это способ решения многих детских проблем. На примере сказок ребенок познает мир. Мир добра и зла, где добро всегда побеждает. Малыш учится сопереживать героям сказок, учится дружбе, верности...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:  « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского)....

Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»

Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....