«Предметно- пространственная среда как инструмент развития речи и коммуникативных навыков младших дошкольников.»
статья (младшая, средняя группа)

Сакунц Сусанна Владимировна

Раскрыть особенности организации развивающей предметно-пространственной среды  в младшей группе детского сада;

- показать возможности  использования развивающей предметно-пространственной среды в младшей  группе  для развития речи детей;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предметно- пространственная среда как инструмент развития речи и коммуникативных навыков младших дошкольников.»

   Одним из важнейших познавательных процессов человека является речь. Выдающийся теоретик и практик дошкольного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева писала: «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

Не случайно в ФГОС ДО выделена образовательная область «Речевое развитие», в основе которой лежит решение следующих задач:

- Овладение речью, как средством общения;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

- Развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Но в пустых стенах ребенок не заговорит. Процесс овладения речью – это сложный путь, который осуществляется во всех видах детской деятельности, он не мыслим без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Поэтому, насыщая групповое пространство, мы учитываем то, чтобы дети могли удовлетворить свои жизненные потребности в познании, общении, творчестве, движении.

С этой целью в группе созданы условия: предметно-развивающая среда, информационная, образовательные ситуации, которые будут отвечать поставленным ФГОС ДОУ задачам по речевому развитию и придерживаемся следующих принципов:

1. Содержательная насыщенность среды каждой зоны с наличием разнообразного игрового материала, соответственно возрастным особенностям детей и содержанию программ. В такой среде возможно включение в активную познавательно-творческую деятельность детей группы, развитию из интеллекта, представления об окружающем, а значит и развитию речи.

2. Информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации детей во взаимодействии с предметным окружением.

3. Доступность и безопасность среды является важным фактором для самостоятельной детской деятельности, способствует развитию коммуникативных навыков.

4. Вариативность среды определяется художественно-эстетическим направлением в развитии детей, региональным особенностям, культурным традициям.

5. Принцип полифункциональности реализуем благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей.

6. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды.

   А чтобы ребенок имел возможность реализовать свои способности и речевую активность, необходимо дать ему «инструмент», то есть научить слышать слово, оперировать им, развить соответствующую всем нормам правильную, грамотную, связную речь.

   С этой целью в группе созданы центры, зоны, уголки, насыщенные разнообразием дидактического материала, играми, пособиями, направленными на развитие всех компонентов речевой системы. Например, центр речевого развития. Его эстетичность, привлекательность вызывают у детей живой интерес и стремление к самостоятельной деятельности. Здесь представлен большой выбор наглядного дидактического и раздаточного материала, учебно-методических пособий, наборы картинок, предметные карточки, игры по разным лексическим темам: «Цветы», «Птицы», «Мебель», «Животные и их детёныши», «Наш дом», «Кто у кого», «Кто что ест »  и другое.

С помощью этих пособий и игр дети осваивают способы словообразования, правильное употребление падежных форм, расширение запаса синонимов, антонимов, прилагательных, глаголов.

   Для развития связной речи, обогащения и активизации словаря применяются следующие игры: «В мире слов», «Расскажи, кто что делает», «Подбери слова к рассказу», серия игр «Развиваем речь».

Фундаментальным условием развития словесного творчества являются сочинения сказок, рассказов, загадок, стихов. С этой целью используются:

- мнемотаблицы «для составления сравнительных и описательных рассказов»;

- схемы для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам для формирования связной речи, обогащения словаря;

- мнемосхема для рассказывания сказок и так далее.

   Для формирования правильного произношения, фонематического восприятия и слуха дети используют предметные картинки, карточки для автоматизации звуков; составлены картотеки чистоговорок, скороговорок и коммуникативных игр; материалы по звукопроизношению. Для закрепления зрительного восприятия и соотнесения звука с буквой представлена звукобуквенная мнемосхема- игра.

Подобраны игры и упражнения для артикуляционной гимнастики.

Речевой центр включает в себя игры и пособия для развития речевого дыхания. Например: «Султанчики», «Тучка, капельки и ветер», «Подуй на бабочку, листочек, снежинку», тренажеры для дыхания и прочее.

   Для развития моторики рук представлены: мозаика, шнуровка, трафареты, пособия на развитие графо-моторных навыков, счетные палочки, массажные шарики, пальчиковый театр.

   Для воспитания будущего талантливого читателя и стимулирования самостоятельной речевой деятельности создан книжный уголок, содержание которого периодически меняется и дополняется. Здесь сосредоточена литература на различную тематику, по разделам: о Родине, детях, животных, о жизни, природе; веселые книги

С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского; басни, стихи, песенки, потешки с иллюстрациями наших художников и многое другое.

Создано место для сюжетно-ролевой игры в «Библиотеку».

В группе создан игровой уголок «Кем быть?» с интересным дидактическим материалом и предметами о профессиях.

   Огромную помощь в развитии речи оказывает зона изодеятельности, потому что для многих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает свои мысли через рисование, лепку, аппликацию, а также конструирования. Очень важно, чтобы эти виду деятельности пришли на помощь в речевом развитии ребенка, так как в них развиваются и лингвистические способности, и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной и речевой деятельности.

Зона театрализованной деятельности оказывает яркое эмоционально-психологического воздействие на ребенка, может изменить его отношение к себе и способы общения со сверстниками, способствует формированию внутреннего мира. Желание детей получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно и выразительно.

Театр, словно чародей-волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребенок, скромны и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля!

В театральной зоне мы видим:

-Разные виды театра, игровые персонажи из мультфильмов, наборы наглядно-дидактических речевых пособий, художественную литературу, картотеку хороводных игр.

- Для рассказывания сказок дети с желанием используют мнемосхемы. Последовательно располагая карточки-картинки ребенок пересказывает любимые сказки.

«Костюмерная», размещенная в группе, удобна для переодевания перед зеркалом. Можно оценить наряд, рассказать о нем, примерить на себя новый сказочный образ.

Большое место в группе отведено центру экологии, ведь природа окружает ребенка с ранних лет.

К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

   Центр наполнен экологическими развивающими играми, пособиями, литературой о природе. Особый интерес у детей вызывает коллекционирование. Собраны коллекции: «Камни», «Звери», «Машинки», «Игрушки из киндера». С речевой стороны коллекционирование рассматривается, как составление творческих рассказов, стихов, загадок. Это целая система работы в речевой области. И так каждое знакомство с природой – урок развития для ума, речи, творчества и чувств к прекрасному.

В центре экспериментирования и исследования происходит яркий всплеск речевой активности, где формируется монологическая речь. Дети выстраивают собственное действие, рассуждают, делают выводы, а также получают возможность удовлетворить присущую им любознательность.

   Хочется отметить, что зоны патриотического воспитания детей, физического развития, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых, конструирования также оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, их общение в разных видах деятельности.

   В работе с родителями по реализации речевых задач в приемной выставляются консультации, папки-передвижки, оформляются тематические уголки, выставки на разную тематику.

   Таким образом, создав такую предметно-развивающую среду, я стремлюсь вовлекать детей в самостоятельную деятельность, чтобы они могли в течении продолжительного времени развернуть игру по интересам, общаться, развивая речь и коммуникативные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно - пространственной среды как средство развития речи (через развитие мелкой моторики рук)

Организация предметно - пространственной среды как средство развития речи (через развитие мелкой моторики рук)...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

Проект «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в 1-ой младшей группе»

Проект«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в    1-ой младшей группе»...

Предметно – пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста.

предметно - пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста....

Консультация для педагогов " Организация предметно- пространственной среды как средство развитие речи"

Согласно ФГОС ДО речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речев...