Инновационная деятельность педагога
консультация

Надежда Владимировна Кочетова

Инновационная деятельность педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nad-innovats.docx607.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

Инновационная деятельность педагога

https://melkie.net/wp-content/uploads/2019/09/post_5d8889d6b5b8d.jpg

г. Закаменск

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. 

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

- развитие индивидуальности воспитанников;

- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

- повышение интеллектуального уровня детей;

- развитие креативности и нестандартности мышления

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

- здоровьесберегающие;

- технологии проектной и исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные;

- технологии «лэпбук»;

- личностно-ориентированные;

- игровые технологии;

- технологии проблемного обучения и др

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

- компьютеры;

- интерактивные доски;

- магнитофоны;

- телевизоры;

- фотоаппаратура и т. п.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми.

В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки.

В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Техноогия проблемного обучения

Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление

Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. 

Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление  детям уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

Исследовательская - дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.

Игровая - предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.

Информационная - сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.

Творческая - обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей.

Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»).

Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).

Опытно-экспериментальная деятельность

Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается. Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения

Технология игрового обучения

Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работ

Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности: двигательные; интеллектуальные; психологические и т. д.

По характеру педагогического процесса: обучающие; тренировочные; контролирующие; познавательные; воспитательные; развивающие; диагностические.

По характеру игровой методики: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию: музыкальные; математические; социализирующие; логические и т. д.

По игровому оборудованию: настольные; компьютерные; театрализованные; сюжетно-ролевые; режиссёрские и т. д.

Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.

Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.

Например, в первой младшей группе можно провести занятие «Свободный рисунок» с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиковое, ладошкой). В процессе творческой деятельности происходит социализация ребёнка и его адаптация в детском саду. В средней группе можно провести занятие по дизайну, например, в кулинарии. Ребята с удовольствием займутся украшением пряников или других кулинарных изделий. У каждого воспитанника будет возможность проявить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе. Подобные занятия актуальны и для старших дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.

Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:

- контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;

- выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой), закаливания;

- введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;

- проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;

- проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.

Применение лэпбука

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.

Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/lepbuk-12-600x400.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/lepbuk-11-600x449.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/lepbuk-10-600x456.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/lepbuk-9-600x580.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/lepbuk-8-600x499.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/lepbuk-7-600x450.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/lepbuk-6-600x400.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/lepbuk-4-600x425.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/lepbuk-3-600x400.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/lepbuk-1-600x453.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство инновационной деятельностью педагогов.Формирование перцептивного моделирования у детей старшего дошкольного возраста».

        Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструиров...

«Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей»

Да, речью  и умением выражать свои мысли наделен только человек.И русский язык один из богатейших языков в мире. Богат он своей лексикой, средствами выразительности, самобытен и многогранен...

Педагогическое проектирование как способ мотивации инновационной деятельности педагогов

Тема педагогического проектирования как способа  мотивации   инновационной деятельности педагогов очень актуальна, особенно в свете новых ФГОС,  поскольку, участие педагога в проек...

Консультация для педагогов: «Инновационная деятельность педагога»

Сегодня в обществе происходит много перемен, и педагогу необходимо шагать в ногу с этими переменами.  Педагог с инновационным стилем мышления, положительно влияет на качество обучения и воспитани...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....