Отчет работы за год в ДОУ, 2 младшая группа
учебно-методический материал (младшая группа)

Севостьянова Мария Петровна

Файл содержит в себе выдержку из примерной основной общеобразовательной рабочей программы дошкольного образования "От рождения до школы",требований к работе с воспитанниками в дошкольном учреждении, в которой указано как была проведена работа с детьми в течение учебного года. Кроме того, по пунктам перечислены: формы работы с родителями за последнее полугодее, методическая работа педагогов, а именно то, что педагоги организовали в группе, самостоятельно или с помощью родителей воспитанников. В конце обязательно указан пункт о проведении диагностических работ с воспитанниками, для обнаружения результативности работы и поставленных целей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_raboty_za_god_2ml_2022-23.docx49.86 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по итогам работы за 2022-2023 учебный год

Второй младшей группы «Муравьишки»

Г. Кемерово

  1. Образовательную деятельность в течение года осуществляли воспитатели: Золотарева Софья Андреевна,  высшая квалификационная категория, Севостьянова Мария Петровна, высшая квалификационная категория.
  2. Общая численность детей на начало года 26 человек,  на конец года 26 человек,  мальчики - 16, девочки - 10.
  3. Образовательная  деятельность осуществлялась по рабочей программе, разработанной в соответствии с ООПМАДОУ № 22 «Детский сад комбинированного вида» на основе  примерной общеобразовательной программы детского сада «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, адаптированной образовательной программы МАДОУ № 22 , в соответствии с ФГОС ДО.
  4. Образовательный процесс осуществлялся по пяти образовательным областям  - «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

4.1 Образовательная область «Социально –коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, воспитание способности к общению (коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции (регуляторные способности), формирование социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности).

Формирование первичных ценностных представлений

Образ Я.

Постепенно формировали образ Я. Сообщали детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты  мальчик, у  тебя серые глаза, ты  любишь играть и т. п.), в том числе сведения о  прошлом (не  умел ходить, говорить; ел из  бутылочки) и  о  происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова). Закрепляли умение называть свое имя и возраст. Способствовали развитию у  детей положительной самооценки, учитывая, что в этом возрасте самооценка и положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Нравственное воспитание.

Развивали у детей элементарные представления о  том, что такое хорошо и  что такое плохо; воспитывали социальный и эмоциональный интеллект: обращать внимание детей на  личностные (доброжелательный, чуткий) и  деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека; формировали опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Воспитывали уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье. Беседовали с  детьми о  членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). Учили заботиться о  близких людях, вызывать чувство благодарности к  родителям и близким за их любовь и заботу. Воспитывали уважительное отношение к  сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминали их имена и отчества.

Патриотическое воспитание. Формировали первичные представления о малой родине: напоминали детям название города (поселка), в котором они живут; обсуждали с детьми, где они гуляли в выходные дни (в  парке, сквере, детском городке) и  пр. Воспитывали интерес и любовь к малой родине. В дни праздников обращали внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывали чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.

Развитие коммуникативных способностей

Развитие общения, готовности к сотрудничеству.

Помогали детям объединяться для игры в группы по 2–3 человека на основе личных симпатий. Развивали умение взаимодействовать и ладить друг с другом в  непродолжительной совместной игре. Приучали соблюдать в  игре элементарные правила общения (договариваться, уступать, соблюдать договоренности). Продолжали помогать детям, общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.). Подсказывали детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).В быту, в самостоятельных играх помогали детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»). Продолжали воспитывать эмоциональную отзывчивость, поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь; создавали игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Развивали умение инициативно обращаться к  знакомому взрослому или сверстнику (с вопросом, просьбой, предложением и т.п.).

Формирование детско-взрослого сообщества.

Способствовали формированию чувства принадлежности к  сообществу детей и  взрослых в детском саду. Формировали у детей положительное отношение к детскому саду (обращать их внимание на красоту и удобство оформления комнат, на  множество книжек и  игрушек, на  возможность играть с детьми, подружиться с ними). Воспитывали такие качества, как доброта, дружелюбие. Формировали доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу; приучали детей общаться спокойно, без крика. Вовлекали детей в жизнь группы, воспитывали стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировали бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировали чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.

Развитие регуляторныхспособностей

Освоение общепринятых правил и норм.

Способствовали освоению детьми общепринятых правил и норм. Закрепляли навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжали приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за  помощь). Приучали соблюдать порядок и  чистоту в  помещении и на участке детского сада.

Развитие целенаправленности, саморегуляции, самостоятельности.

Способствовали первичным проявлениям целенаправленности, саморегуляции собственных действий, поощряли стремление детей к  самостоятельности («я сам»). Развивали умение находить себе интересное занятие, в совместных играх учили детей выполнять постепенно усложняющиеся правила. Приучали к соблюдению в процессе игры элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать сверстнику, не ломать постройки).

Формирование социальныхпредставлений, умений, навыков

Развитие игровой деятельности.

Развивали у детей интерес к различным видам игр. Поддерживали бодрое и радостное настроение, побуждали к активной деятельности, развивать самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного. Помогали робким, застенчивым детям включаться в общую игру. Способствовали возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений. Развивали умение выбирать роль, выполнять в  игре с  игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учили взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер — пассажир, мама  — дочка, врач  — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показывали способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Способствовали обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Поощряли попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополняли игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Развитие навыков самообслуживания.

Формировали элементарные навыки самообслуживания; поддерживали стремление к  самостоятельности при овладении навыками самообслуживания. Учили правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; учили самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и  снимать одежду, расстегивать и  застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывали навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Приобщение к труду.

Побуждали к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовили материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал, книги. Во  второй половине года начинали формировать навыки, необходимые для дежурства по  столовой (раскладывать ложки, расставлять хлебницы, салфетницы и т.п.). Воспитывали уважительное, бережное отношение к результатам труда и творчества, своего и сверстников (рисункам, поделкам, постройкам и т.п.). Воспитывали уважение к  людям знакомых профессий, бережное отношение к результатам их труда. Побуждали детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения.

Формирование основ безопасности.

Знакомили с правилами безопасного поведения в природе (не есть грибы и ягоды, не трогать животных, не отходить от группы и др.). Формировали первичные представления о  безопасном поведении на дорогах (переходить через дорогу только вместе со взрослым, держась за руку взрослого). Формировали навыки безопасного передвижения в  помещении (осторожно спускаться и  подниматься по  лестнице, держась за  перила; открывать и  закрывать двери, держась за  дверную ручку). Совершенствовали умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Формировали навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом, с  мелкими предметами (не  брать их в  рот, не  бросаться песком, не засовывать предметы в ухо, нос и пр.). Обсуждали с детьми, что произойдет, если не соблюдать правила безопасности. Развивали умение обращаться при необходимости за помощью к взрослым.

4.2 Образовательная область Познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.

Развитие когнитивных способностей.

Сенсорное развитие.

Обогащали чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в  речи. Совершенствовали восприятие (активно включая все органы чувств). Развивали образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавали условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивали умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закрепляли умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовали навыки установления тождества и  различия предметов по  их свойствам: цвету, форме, величине.

Развитие познавательных действий.

Способствовали развитию у  детей любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности; развитию восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учили детей обобщенным способам исследования объектов окружающей жизни с  помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий. Перцептивные действия  — это различные способы использования сенсорных эталонов при восприятии окружающего мира: сравнение объекта с эталоном; сериация (упорядочивание) объектов по какому-либо признаку (цвет, форма, величина и др.); перцептивное моделирование — построение образа объекта с использованием сенсорных эталонов (например, окно можно рассматривать как объект, состоящий из прямоугольников). Включали детей в  совместные с  взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта (тонет — не тонет, бьется — не бьется и др.). Учили детей использовать схемы и планы (построить конструкцию по чертежу, найти игрушку по плану комнаты, выполнить последовательность действий по заданной схеме и др.). Учили детей совместно с взрослым рисовать простейшие схемы и планы.

Формирование элементарных математических представлений.

Количество, счет.

Учили составлять группы из  однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Учили сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на  основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Учили понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а  грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учили уравнивать неравные по  количеству группы предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Величина.

Учили сравнивать два предмета по размеру (длиннее - короче, выше - ниже, больше - меньше). Сравнивали предметы контрастных и  одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с  другим по  заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и  приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине; широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине; высокий - низкий, одинаковые (равные) по  высоте; большой - маленький, одинаковые (равные) по величине).

Форма.

Познакомили детей с  геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учили обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве.

Развивали умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади (позади), справа - слева. Учили различать правую и левую руки.

Ориентировка во  времени.

Учили ориентироваться в  контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.

Ознакомление с окружающим миром.

Предметное окружение.

Продолжали знакомить детей с  предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением. Побуждали вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования. Расширяли представления о  свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовали овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет  - не  тонет, рвется  - не  рвется). Предлагали группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и  классифицировать (посуда - одежда) хорошо знакомые предметы. Рассказывали о  том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и  т.п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировали понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т.д.).

Природное окружение.

Развивали интерес детей к миру природы, к природным явлениям; поощрять любознательность и инициативу. Обращали внимание на красоту природы, учили отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Учили детей устанавливать простейшие взаимосвязи в  окружающем мире, делали простейшие обобщения (чтобы растение выросло, его нужно посадить; чтобы растение росло, его нужно поливать и т.п.).

Неживая природа.

Учили детей определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, солнечно, облачно, идет дождь, дует ветер), учили одеваться по  погоде. Помогали детям отмечать состояние погоды в календаре наблюдений. Знакомили с  некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы и т.п.).

Мир растений.

Формировали элементарные представления о растениях, показывали, что для роста растения нужны земля, вода и воздух. Учили различать и называть части растений: стебель, листья, цветок, семена, плоды. Расширяли представления о растениях, растущих в данной местности. Формировали умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты (с учетом местных условий). Давали первичную классификацию растений: фрукты овощи, ягоды (лесные - садовые), цветы, кусты, деревья. Познакомили с некоторыми съедобными и несъедобными грибами.

Мир животных.

Расширяли представления детей о животном мире. Давали первичную классификацию животного мира: животные (дикие и домашние), птицы, рыбы, насекомые. Продолжали знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их передвижения и питания. Разговаривали с детьми о домашних питомцах: кошках, собаках, аквариумных рыбках и др., рассказывали о необходимости заботиться о них. Давали первоначальные представления о диких животных. Учили видеть и называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных (лиса - рыжая, у нее длинный, пушистый хвост и т.д.). Познакомили с некоторыми насекомыми (муравей, бабочка, жук и пр.). Обсуждали, почему одни из них могут летать, а другие нет (потому что у одних есть крылья, а у других нет).

Экологическое воспитание.

Воспитывали любовь к природе, бережное отношение к ней, учили правильно вести себя в природе (не рвать без надобности растения, не  ломать ветки деревьев, не  беспокоить животных, не засорять природу мусором и др.).

Социальное окружение.

Расширяли представления детей об известных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), об их трудовых действиях, инструментах, результатах труда. Знакомили детей с правилами дорожного движения. Учили различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Рассказывали об особенностях работы водителя. Знакомили с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

4.3Образовательная область «Речевое развитие».

Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Развитие речи

Развивающая речевая среда.

Продолжали помогать детям, общаться со сверстниками и взрослыми, подсказывали детям образцы обращения, помогали детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом в быту и самостоятельных играх. Предоставляли детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т.п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения. Продолжали приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и т.п.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны); об интересной прогулке.

Формирование словаря.

На  основе обогащения представлений о  ближайшем окружении продолжали расширять и активизировать словарный запас детей. Уточняли названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учили детей различать и  называть существенные детали и  части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и  их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).Обращали внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце; стул - табурет - скамеечка; шуба -пальто - дубленка).Учили понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и  т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и  их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи.

Продолжали учить детей внятно произносить в  словах гласные (а, у, и, о, э) и  некоторые согласные звуки (п- б; т - д; к - г; ф - в; т - с; з - ц). Развивали моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточняли и закрепляли артикуляцию звуков. Вырабатывали правильный темп речи, интонационную выразительность. Учили отчетливо произносить слова и  короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи.

Продолжали учить детей согласовывать прилагательные с  существительными в  роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогали детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относились к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывали им правильную форму слова. Учили детей получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из  подлежащего и  сказуемого) распространенные путем введения в  них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами (Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра).

Связная речь.

Развивали диалогическую форму речи. Вовлекали детей в  разговор во  время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучали умению вести диалог с педагогом и сверстниками: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего. Помогали доброжелательно общаться друг с другом, напоминалидетям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Учили интересно рассказывать, делиться своими впечатлениями с  воспитателями,  родителями и сверстниками. Побуждали участвовать в драматизации знакомых сказок.

Приобщение к художественнойлитературе.

Развивали интерес к книгам, формировали потребность (привычку) в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и  выразительно рассказывать им о  содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей, ежедневно читать знакомые, любимые детьми либо новые, соответствующие возрасту и интересам детей (рекомендованные программой) художественные произведения. Воспитывали умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за  развитием действия, сопереживать героям произведения. Обсуждали с  детьми поступки персонажей и  последствия этих поступков. Повторяли наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и простые фразы. С  помощью воспитателя инсценировали и драматизировали небольшие отрывки из народных сказок. Учили детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

4.4Образовательная область Художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности.Формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.

Приобщение к искусству.

Подводили детей к  восприятию произведений искусства, содействовать возникновению эмоционального отклика на  литературные и  музыкальные произведения, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Знакомили с  элементарными средствами выразительности в  разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводили к различению видов искусства через художественный образ. Развивали эстетическое восприятие, умение видеть красоту и своеобразие окружающего мира, вызывали положительный эмоциональный отклик на красоту природы, поддерживать желание отображать полученные впечатления в продуктивных видах деятельности. Готовили детей к посещению кукольного театра, выставки и т.д.

Изобразительная деятельность.

Формировали интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учили в  рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и  явления, передавая их образную выразительность. Помогали создавать индивидуальные и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование.

Учили детей передавать в  рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т.п.). Продолжали учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не  напрягая мышц и  не  сжимая сильно карандаш и  кисть во  время рисования. Учили набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучали осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закрепляли знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомили с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращали внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Учили ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).Учили изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в  разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и  др.). Подводили детей к  изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и  линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Учили создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и  т.п. (в  траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Лепка.

Формировали интерес к  лепке. Закрепляли представления детей о свойствах материала (глины, пластилина, пластической массы и пр.) и  способах лепки. Учили раскатывать комочки прямыми и  круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждали детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с  заточенным концом; учили создавать предметы, состоящие из 2 - 3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закрепляли умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учили детей лепить несложные предметы, состоящие из  нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагали объединять вылепленные фигурки в  коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывали радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация.

Приобщали детей к  искусству аппликации, формировали интерес к этому виду деятельности. Учили предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные детали разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Формировали навыки аккуратной работы. Учили аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к  листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Учили создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закрепляли знание формы предметов и их цвета. Развивали чувство ритма.

Народное декоративно-прикладное искусство.

Приобщали детей к  декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Конструктивно-модельная деятельность.

Поддерживали интерес детей к конструированию, знакомить с различными видами конструкторов. Подводили детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовали конструктивные умения, учить различать, называть и  использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Учили располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждали детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со  столбами  - кубики и  др.). Изменяли постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Учили сооружать постройки по  простейшим схемам и  планам. Поддерживали желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжали учить детей обыгрывать постройки, объединять их по  сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол. Приучали детей после игры аккуратно складывать детали в коробки. Воспитывали умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкальная деятельность.

Воспитывали у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомили с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовали развитию музыкальной памяти, формировали умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Слушание.

Учили слушать музыкальное произведение до  конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивали способность различать звуки по  высоте в  пределах октавы - септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовали умение различать на слух звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение.

Способствовали развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и  ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Песенное творчество.

Учили допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселые мелодии на слог «ля-ля». Формировали навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения.

Учили двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовали навыки основных движений (ходьба и бег). Учили маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшали качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и  одной ногой. Развивали умение кружиться в  парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них. Способствовали развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.

Развитие танцевально-игрового творчества.

Стимулировали самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировали выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Знакомили детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Способствовали приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.

4.5. Образовательная область Физическое развитие.

Физическое развитие направлено на сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к  спорту; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно-гигиенических навыков, полезных привычек.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Становление ценностей здорового образа жизни.

Учили различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), давали представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Развивали представление о ценности здоровья; формировали желание не болеть, быть здоровым, давали первичные представления о том, что такое «здоровый образ жизни» и зачем к нему надо стремиться. Формировали первоначальные представления о  полезной (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья человека пище (сладости, пирожные, сладкие газированные напитки и пр.). Формировали представление о пользе закаливания, утренней зарядки, спортивных и подвижных игр, физических упражнений (не будешь болеть, будешь сильным и ловким и пр.); полноценного сна (во сне человек растет, восстанавливает силы, если не выспаться, то будет плохое настроение, усталость и пр.). Познакомили детей с  упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Формировали умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость при заболевании обращаться к врачу, лечиться.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формировали потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Формировали осознанную привычку мыть руки перед едой и чистить зубы утром и вечером. Совершенствовали культурно-гигиенические навыки, формировали простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучали детей следить за своим внешним видом; учили правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировали элементарные навыки поведения за  столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Физическая культура.

Физкультурные занятия и упражнения.

Продолжали развивать разнообразные виды движений. Учили детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не  опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Учили действовать совместно: строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учили энергично отталкиваться двумя ногами и  правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. Закрепляли умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжали учить ловить мяч двумя руками одновременно. Обучали хвату за перекладину во время лазанья. Закрепляли умение ползать. Учили сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Развивали самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений.

Спортивные и подвижные игры.

Формировали интерес и любовь к спорту, знакомить с некоторыми видами спорта, формировать потребность в двигательной активности. Приобщали к доступным спортивным занятиям: учить кататься на санках, на трехколесном велосипеде (самостоятельно садиться, кататься на нем и слезать с него), кататься на лыжах (надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место). Приобщали к доступным подвижным играм, воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в  пространстве, учить реагировать на  сигналы «беги», «лови», «стой» и др., вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Развивали самостоятельность, активность и творчество детей в  процессе двигательной деятельности. Поощряли самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивали навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений.

5. В течение учебного года проводилась работа с родителями:

- участие в тематических выставках детского сада: (рисунков на экологическую тему, открыток для бабушки, угощения для любимой мамочки, осенних и новогодних поделок, фотовыставка ко дню матери и 23 февраля);

- периодическая помощь в поддержании участка в порядке;

- помощь в оформлении центра сенсорики, трудового центра и центра экспериментирования;

- пополнение книжного уголка, сюжетно ролевой игры «больница»;

- совместный поход с детьми, родителями и воспитателями в театр кукол;

- проводили консультации,        темы которых указаны в плане работы с родителями;

- проведение утренников с участием родителей.

6. Провели презентацию уголка по трудовому воспитанию в группе, а так же презентацию уголка экспериментальной деятельности в группе.

Участвовали в педагогических советах на темы: «формирование нравственных ценностей у дошкольников через трудовое направление воспитания » и «детское экспериментирование - основа развития самостоятельности и инициативы».

7. Пополнили группу разнообразным методическим пособием по экспериментальной деятельности, настольными играми, играми на развитие мелкой моторики, центр театрализованной деятельности, разнообразными картотеками игр, прогулок, гимнастик.

8. В конце учебного года, провели итоговую диагностику результатов освоения основной общеобразовательной программы. Результаты приложены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет о проделанной работе за год в первой младшей группе

В отчете описанна вся работа,которая была проделанна за год....

Отчет о работе по ПДД в первой младшей группе

Отчет о работе по ПДД в первой младшей группе Цель проекта: Обеспечить накопление представлений о различных видах транспорта, о назначении светофора и пешеходного перехода у детей раннего и младшего...

Отчет по кружковой работе "Юный эколог" во второй младшей группе

Отчет по кружковой работе  во второй младшей группе «Сказка»  Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей п...

Отчет о работе кружка "Волшебные пальчики" 2 младшая группа "А" "Солнышко"

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физическог...

Отчет о проведенной работе по ПДД в первой младшей группе

Создание условий для формирования у детей раннего возраста навыков безопасного поведения на дороге ( улице), одна из важнейших задач педагога. Ведь именно в раннем возрасте закладываются все основы ос...

Отчет о работе с детьми II-й младшей группы по программе Мозаика

Отчет о работе по программе Мозаика за 2017-2018 учебный год...

Отчет о проделанной воспитательно – образовательной работе с детьми ясельной – первой младшей группы за 2018 – 2019 учебный год.

В отчете расписана работа по следующим направлениям.Краткая характеристика группы.Деятельность педагога.Взаимодействие с социальными партнерами:Взаимодействие с родителями.Взаимодействие с педагогами ...