отчет по самообразованию
методическая разработка (старшая группа)

Зарипова Альфия Мидхатовна

Отчет по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей  дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovaniya_2022-2023.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы по самообразованию 

воспитателя  Зариповой Альфии Мидхатовны,

МДОАУ  №67  «Детский сад №67»  за 2022-2023 учебный год.

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.

Тема моей работы  по самообразованию на 2022– 2023  учебный год «Развитие творческих способностей  дошкольников через продуктивные виды деятельности» выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объемом информации, которая может быть ими воспринята, что способствует  развитию творческих способностей и воспитанию творческой направленности личности дошкольников через продуктивные виды деятельности.

Свою работу построила в соответствии с ФГОС  ДО и законом «Об образовании».

Перед собой поставила цель: научить детей работать с любым подручным материалом, развивать фантазию и творческое мышление.

 Задачи:

1.       Познакомить детей с различными видами материалов и техник работы с ними, в том числе и бросового.

2.       Развивать и совершенствовать творческие способности у детей (креативность).

3      Побуждать создавать новое и оригинальное.

4.       Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, развитие мелкой моторики.

5.       Дать родителям знания о многообразии видов продуктивной деятельности и их применении в воспитании и развитии ребенка.

6.       Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;

7.       Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Наметила этапы  работы по самообразованию:

1.Информационно- аналитический этап работы (Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме. Создание информационной базы по теме. Разработать перспективное планирование по теме): сентябрь 2022 года.

2.Внедрение в практику  (Консультации для родителей, педагогов  Беседы. Памятки) – в течении года

3.Представление опыта работы по теме (Выставки. Мастер-классы для педагогов и родителей. Открытые занятия. Презентации. Участие в конкурсах

Отчет по теме самообразования (май): май 2023 год.

В работе  опиралась  на принципы:

  • принцип  гуманности;
  • принцип динамичности;
  • принцип  творчески – гуманной направленности, характеризирующийся творческими элементами; воображение, фантазия, открытия,  одобрения,  самооценка;
  • принцип свободы и самостоятельности;
  • принцип сравнений и выбора;
  • принцип  преемственности;
  • принцип интеграции.

Применяла методы: словесные, наглядные, практические.

В работе с детьми использовала следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;

2. технологии проектной деятельности;

3. технология исследовательской деятельности;

4. информационно-коммуникационные технологии;

5. личностно-ориентированные технологии;

6. игровые технологии.

Изучив  программу  дошкольного  образования ОПДО  МДОАУ 67 «Детский сад № 67» и исходя из наблюдений за творчеством пришла к выводу , что необходимо расширить знания и умения детей  в  художественно – продуктивная деятельность, программа дает базовые навыки и знания, современный мир требует креативного мышления, творческого подхода. Поэтому, чтобы научить мыслить нестандартно необходимо заложить основы креативного мышления через различные виды творческой деятельности, разнообразные техники, приемы с использованием различных материалов.  

В группе  была создана зона «Творческая мастерская», которая предполагала погружение ребенка в совместные и самостоятельные, специально организованные виды  деятельности, где ребенок  реализует свои потребности, интересы, знания и навыки в творческой деятельности.

Развивающая среда делится на две группы: пространственная и предметная.

Под пространственной средой подразумевается зона  «Творческая мастерская»:

  • Мини – выставка «Наше творчество».
  • Изо уголок «Центр творчества».
  • Уголок художественно – речевой деятельности.
  • Оформление тематических выставок «Новогодняя игрушка», «Мама- рукодельница», «Салют Победы», «Животные теплых стран».
  • Интерьер группы (цветовая гамма группы).
  • Оформление уголка «Театр».
  • Творческие альбомы, конкурсы,  проекты, выставки обще детсадовские.
  • Индивидуальные выставки детей.
  • Участие в районных, всероссийских интернет конкурсах, международных  и т.д.

В зоне  размещены наглядные, демонстрационные материалы, альбомы по изобразительному искусству, портреты  художников,  изобразительные материалы и оборудование, позволяющие в  любое время каждому ребенку заняться рисованием, лепкой, аппликацией, изучением наглядного материала.

В зоне «Наша творчество» систематически организуются  проведение выставок: персональные, индивидуальные, коллективные.

Создание предметно – развивающей среды способствовало обогащению детей яркими впечатлениями,  формированию способности эмоционально откликается на окружающий мир, и выражать своё мировосприятие в художественной  форме, а также развитию у них эстетического вкуса, познавательных интересов,  творческих способностей, положительных взаимоотношений  в общении.

Для успешного достижения развития дошкольников необходима согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса:

Совместная деятельность детей и воспитателя :

-встреча с интересными людьми,

-проведение экскурсий, прогулок,

-посещение музея, выставок, школы искусства , библиотек,

-проведение тематических часов, викторин, конкурсов, игр, праздников,

-рассматривание иллюстраций, встречи с художниками и их картинами.

-проведение бесед ,авторских сказок, чтение художественной литературы,

-поисково-исследовательская деятельность ( свойства изобразительного материала),

-оформление выставки детских работ, альбомов ,

-участие в районных мероприятиях и интернет конкурсах

Самостоятельная деятельность детей:

-рассматривание иллюстраций, картин, книг, альбомов, поделок,

-самостоятельная изобразительная деятельность  в зоне «Творческая мастерская»,

-выпуск газет, небольших альбомов.

Совместная деятельность детей и родителей:

-чтение художественной литературы,

-рассматривание картин, иллюстраций, поделок,

-совместные прогулки ,экскурсии, посещение библиотеки, музея,

-совместное творчество родителей и детей  в конкурсах,

-изготовление костюмов для драматизаций, праздников, конкурсов,

-совместные досуги и праздники, проекты и т.д.

Считаю, что участие дошкольников в совместной  деятельности  дает возможность выявить и реализовать природные задатки и творческие способности, развивать творческое мышление.

Широко использовала приём арттерапии-рисование под музыку.

Таким образом, сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, мы можем стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей в совместных работах.

Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка) обладает своеобразной наглядностью. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

В своей практической деятельности  проводила  индивидуальные занятия  с детьми  имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая возбудимость, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость), а также  связанные  с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие  дружеских отношений , а также  упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.

Показателем и результатом моей  работы можно считать то, что работы воспитанников  занимают призовые места.

Уровень

Название конкурса

ФИ участника

Название работы

Место

Региональный

Региональный этап II международного экологического форума «Изменение климата глазами детей – 2023»

Долгополов Т

«Рыбка»

Грамота

Ладыгина В

«Гусеница»

Свид-во

Бегова Е

«Миньон»

Свид-во

Узбеков Т

«Букет подснежников»

Грамота

Всероссийский

IV творческий конкурс ко Дню матери «Подарок для мамы»

Портал «Почемучка»

Коллективная

работа

«Букет для мамы»

1 место

VII творческий конкурс ко Дню матери «Грибное лукошко»

Портал «Почемучка»

Коллективная

работа

«Грибная поляна»

1 место

VI творческий конкурс ко Дню матери «Мир творчества»

Портал «Почемучка»

Коллективная

работа

«Мой город»

1 место

Творческий конкурс рисунков карандашом «Цветные карандашики»

На сайте ВШДА

Коридзе А.

«Проводы зимы»

1 место

Творческий конкурс рисунков карандашом «Цветные карандашики»

На сайте ВШДА

Перевертова А.

«На прогулке»

1 место

Творческий конкурс детских творческих работ «Мой веселый домовой»

На сайте ВШДА

Коридзе А

«Домовекок Кузя»

1 место

Конкурс «Ура, Победа!» (конкурс рисунков и аппликаций)

На сайте: Парад талантов

Коллективная

работа

«Салют Побуды!»

3 место

Творческий конкурс детских поделок из бросового материала «Берегите Планету!»

На сайте ВШДА

Долгополов Т

«Рыбка»

1 место

Международный

Конкурс «Декоративно-прикладного творчества»

Портал: Солнечный свет

Коллективная

работа

«Березовая роща» (аппликация)

1 место

Конкурс «Декоративно-прикладного творчества»

Портал: Солнечный свет

Коллективная

работа

«Лето в банке»

1 место

Администрация  МДОАУ №67 «Детский сад 67» проводила выставки посвящённые к 23 февраля « Дню защитника Отечества», «Дню Матери», «9 Мая!». В совместной  деятельности  педагога  и  детей  в проявлении нравственно – патриотических чувств, творческих способностей были созданы поздравления для участников СВО с «Днем защитника Отечества», «С Днем Победы!», приуроченному празднованию 9 Мая. Были  изготовлены  для пап, дедушек поздравительные открытки,  была организована  выставка портретов в группе  «Наши защитники Отечества!».

Коллаж для  мам в приемной комнате с пожеланиями  «Наши мамы, лучше всех!».

Коллаж «Мы помним, мы гордимся!», оформление детского сада к 9 мая!

Для успешной реализации задач, предполагается тесное взаимодействие с родителями и педагогами. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Поэтому, с родителями проводились консультации: «Творческая мастерская. Роль ручного труда в развитии детей», «Каляка- маляка или учимся рисуя», «Что таят детские рисунки», «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания». Оформлен информационный материал для  родителей «Пластилинография», «Нетрадиционная техника «Пейп-арт». Рекомендации для родителей  «Разбудите в ребенке волшебника». Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей». Совместные выставки поделок детей и родителей, изготовление костюмов для драматизаций, праздников, конкурсов, совместные досуги и праздники, проекты, беседы по развитию творческих способностей детей и использованию различных средств и техник рисования, показ открытых занятий, мастер-классы, выставки совместного творчества, анкетирование, проекты, создание мини-музеев  и т.д.

Родители принимали участие в жизни детского сада, в конкурсах, выставках, проектах:  

- Совместная деятельность родителей и детей  в проявлении творческих способностей по оформлению выставки в детском саду с работами   «Мама - рукодельница», «Осенняя фантазия» (поделки из природного материала), «Салют победы!», «Елочная игрушка своими руками»;

- Совместно с родителями приняли участие в проекте «Эколята», организовали выставку творческих работ «Животные теплых стран»  ( приняли участие 11 семей);

-К встрече новогодних праздников  работала творческая мастерская «Фабрика Деда Мороза», где были сделаны ёлочные украшения  своими руками. Прошла выставка в детском саду «Мастерская деда Мороза» (участие приняли 12 семей);

В результате проделанной  работы наблюдается заметный рост  в уровне творческого развития детей ,  который выражается в  общении, планировании, оценивании, изобразительных навыках, творчестве, оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, а это не что иное, как новый уровень личности ребёнка.

В перспективе планирую повышать своё профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, через изучение методической литературы, конкурсы, выставки, продолжить освоение информационно- компьютерных технологий , внедрять в практику своей работы инновационные технологии. На 2023-2024 год планирую создать в группе Мини- Музей «Волшебные пуговки», пополнить материалами уголок ИЗО для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...