ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
методическая разработка (старшая группа)

Яковлева О.Ю.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

                                                                                               В.А. Сухомлинский

Труд – помощник в воспитании и всестороннем развитии личности дошкольника. Вся жизнь человека сопровождается трудовой деятельностью. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. Воспитание трудолюбия является важным элементом социально-коммуникативного развития детей, приобщения к жизни в обществе.

В дошкольном учреждении трудовому воспитанию детей необходимо отводить особое место. Регулярная и методически правильно организованная работа воспитателей с детьми поможет повысить интерес дошкольников к труду, расширить их представления об окружающем мире. Воспитателям необходимо формировать у детей те трудовые навыки и умения, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.  Знакомя детей с трудом взрослых, необходимо привить уважение к нему, обучая простейшим трудовым навыкам, воспитывать интерес к труду, умение работать в коллективе. В процессе обучения трудовым навыкам способствовать формированию у детей желания выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. В детском саду не допускается, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно сделать предложенную работу, чтобы у ребенка не возникла неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Приобщение к трудовой деятельности воспитатели должны начинать с самого раннего возраста, не навязывая труд и не заставляя ребенка выполнять ту или иную работу, а побуждать детей помогать взрослым, наводить порядок, следить за чистотой в групповой комнате и на участке.

По содержанию трудовую деятельность в дошкольном учреждении можно разделить на несколько видов:

- хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за групповой комнатой и одеждой, помощь взрослым в приготовлении пищи;

- труд «в природе»: выращивание комнатных растений, полив, посевы в цветнике, в огороде, уход за животными;

 

- ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги.

Педагоги, постепенно вовлекая дошкольников в каждый вид труда, способствуют тем самым социализации личности каждого ребенка.

Обязательным условием трудового воспитания в дошкольном учреждении является игровая увлекательная форма. С целью привлечения интереса детей к труду можно проводить занимательные досуги, развлечения,использовать пословицы и поговорки, загадки о труде, проводить веселые конкурсы, например «Собери листья в корзинку», «Кто красивее расставит игрушки», «Кто быстрее развесит платочки на веревку» и т. д. Необходимо знакомить ребят с разными профессиями, чтобы они узнали о необходимости и важности каждой из них, научились уважать чужой труд, поняли, что профессии не делятся на «хорошие» и «плохие».Дошкольники должны убедиться в необходимости и пользе труда в нашей жизни.

Воспитателю необходимо убедить родителей в необходимости продолжать воспитание трудолюбия у детей, содействовать возникновению потребности у детей трудиться. При этом, объясняя, что включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Дошкольник приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде. Мамы и папы ненавязчиво могут предложить ребенку помочь сделать несложную работу, например, собрать игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне. Основным способом сделать труд привлекательным для дошкольников является игра, благодаря которой ребенок и познает окружающий мир. Родителям следует помогать своим детям организовывать игры, незаметно вовлекая ребенка в трудовую жизнь. Хорошим помощником в воспитании у детей трудолюбия является чтение, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Репка», «Мойдодыр», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Федорино горе» и т. д.

В привитии любви к труду большое значение имеет и наглядность. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребенок необходимо везде и всюду видеть труд людей. Дети должны убедиться в том, что труд приносит счастье. Воспитатели детского сада и родители должны своим примером показывать необходимость и значимость трудовой деятельности. Выполнение домашних поручений в сочетании с заданиями в детском саду будет способствовать воспитанию трудолюбия, самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Литература:

1.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/Л.В.Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.:Просвещение, 1989. – 192с.

2. Искусство быть родителями / Л.Б. Фесюкова;. –М.: «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – 396с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая консультация для педагогов

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

                                                                                В.А. Сухомлинский

Труд – помощник в воспитании и всестороннем развитии личности дошкольника. Вся жизнь человека сопровождается трудовой деятельностью. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. Воспитание трудолюбия является важным элементом социально-коммуникативного развития детей, приобщения к жизни в обществе.

В дошкольном учреждении трудовому воспитанию детей необходимо отводить особое место. Регулярная и методически правильно организованная работа воспитателей с детьми поможет повысить интерес дошкольников к труду, расширить их представления об окружающем мире. Воспитателям необходимо формировать у детей те трудовые навыки и умения, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.  Знакомя детей с трудом взрослых, необходимо привить уважение к нему, обучая простейшим трудовым навыкам, воспитывать интерес к труду, умение работать в коллективе. В процессе обучения трудовым навыкам способствовать формированию у детей желания выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. В детском саду не допускается, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно сделать предложенную работу, чтобы у ребенка не возникла неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Приобщение к трудовой деятельности воспитатели должны начинать с самого раннего возраста, не навязывая труд и не заставляя ребенка выполнять ту или иную работу, а побуждать детей помогать взрослым, наводить порядок, следить за чистотой в групповой комнате и на участке.

По содержанию трудовую деятельность в дошкольном учреждении можно разделить на несколько видов:

- хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за групповой комнатой и одеждой, помощь взрослым в приготовлении пищи;

- труд «в природе»: выращивание комнатных растений, полив, посевы в цветнике, в огороде, уход за животными;

- ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги.

Педагоги, постепенно вовлекая дошкольников в каждый вид труда, способствуют тем самым социализации личности каждого ребенка.

Обязательным условием трудового воспитания в дошкольном учреждении является игровая увлекательная форма. С целью привлечения интереса детей к труду можно проводить занимательные досуги, развлечения,использовать пословицы и поговорки, загадки о труде, проводить веселые конкурсы, например «Собери листья в корзинку», «Кто красивее расставит игрушки», «Кто быстрее развесит платочки на веревку» и т. д. Необходимо знакомить ребят с разными профессиями, чтобы они узнали о необходимости и важности каждой из них, научились уважать чужой труд, поняли, что профессии не делятся на «хорошие» и «плохие».Дошкольники должны убедиться в необходимости и пользе труда в нашей жизни.

Воспитателю необходимо убедить родителей в необходимости продолжать воспитание трудолюбия у детей, содействовать возникновению потребности у детей трудиться. При этом, объясняя, что включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Дошкольник приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде. Мамы и папы ненавязчиво могут предложить ребенку помочь сделать несложную работу, например, собрать игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне. Основным способом сделать труд привлекательным для дошкольников является игра, благодаря которой ребенок и познает окружающий мир. Родителям следует помогать своим детям организовывать игры, незаметно вовлекая ребенка в трудовую жизнь. Хорошим помощником в воспитании у детей трудолюбия является чтение, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Репка», «Мойдодыр», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Федорино горе» и т. д.

В привитии любви к труду большое значение имеет и наглядность. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребенок необходимо везде и всюду видеть труд людей. Дети должны убедиться в том, что труд приносит счастье. Воспитатели детского сада и родители должны своим примером показывать необходимость и значимость трудовой деятельности. Выполнение домашних поручений в сочетании с заданиями в детском саду будет способствовать воспитанию трудолюбия, самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Литература:

1.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/Л.В.Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.:Просвещение, 1989. – 192с.

2. Искусство быть родителями / Л.Б. Фесюкова;. –М.: «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – 396с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание - как средство социализации дошкольников.

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский...

Консультация для воспитателей на тему: "Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника"

Консультация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Обобщение педагогического опыта "Трудовое воспитание как способ социализации личности дошкольника"

        Труд – одно из важнейших средств воспитания детей. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности,...

Модель организации игровой деятельности младших дошкольников как средства социализации дошкольников.

Модель организации игровой деятельности младших дошкольников (далее – Модель) представляет из себя некую систему компоновки игр различного вида и направленности, демонстрирует педагогическим раб...

«Трудовое воспитание- как средство социализации дошкольников»

  Труд – одно из важнейших средств воспитания и  всестороннего развития личности дошкольника. Вся жизнь человека сопровождается трудовой деятельност...

Трудовое воспитание, как основа социализации обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

Подготовительную к школе группу «Яблонька» компенсирующей направленности для обучающихся с ТМНР посещают дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые имеют выраженные наруш...

Трудовое воспитание, как основа социализации обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

08.11.2023г. участие с докладом в муниципальном семинаре "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как метод осуществления преемственности дошкольного и начального общего образо...